Парламентские слушания

«О ходе реализации национального проекта «Демография»

Рекомендации



Рассмотрев вопрос «О ходе реализации национального проекта „Демография“, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В Российской Федерации реализуется государственная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и снижение смертности населения.

Одной из ключевых целей национального развития, обозначенной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204) является обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации, которое возможно при одновременном достижении других социальных целей национального развития: повышения ожидаемой продолжительности жизни, обеспечения устойчивого роста реальных доходов населения и снижения уровня бедности, улучшения жилищных условий семей.

На достижение всех обозначенных целей и целевых показателей в сфере демографического развития направлен национальный проект «Демография», который является масштабным межведомственным и междисциплинарным проектом, успешная реализация которого должна быть основана на согласованных действиях органов государственной власти федерального и региональных уровней.

С целью реализации положений Указа № 204 и создания условий для реализации мероприятий, включенных в национальный проект «Демография», был принят ряд важных решений.

Тем не менее, анализ ситуации по субъектам Российской Федерации, федеральным округам и стране в целом показывает, что принятых мер явно недостаточно.

Правительством Российской Федерации утвержден Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, в котором естественный прирост численности населения страны будет обеспечен только в 2024 году и составит 1 тыс. человек.

С начала 1990-х годов наблюдается естественная убыль населения страны. Потери составили почти 14 млн. человек (10% населения страны).

Лишь в 2013–2015 годах был достигнут незначительный естественный прирост (24, 30 и 32 тыс. человек соответственно). С 2016 года естественная убыль населения возобновилась и с каждым годом увеличивается. По итогам прошлого года только в 21 регионе отмечался естественный прирост. В остальных фиксируется убыль населения. По оперативным данным Росстата, за 9 месяцев 2019 года естественная убыль составила 236,9 тыс. человек. За аналогичный период 2018 года – 173,4 тыс. человек.

Половина естественной убыли населения России за период с 1990 года приходится на Центральный федеральный округ, в котором проживает 27% населения страны.

Показатели по 16 дотационным регионам округа (то есть кроме Москвы и Московской области) значительно хуже: за 2018 год разрыв между рождаемостью и смертностью составил 6 человек на 1000 населения, что в 4 раза больше среднего уровня по стране. В 2018 году впервые с начала 1990-х годов по указанным регионам сложилась отрицательная миграция (-22,8 тыс. человек). В итоге годовые потери составляют 139 тыс. человек (что соответствует 1/5 населения Костромской области).

Для простого воспроизводства населения необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,15. Выйти на него можно только при кратном увеличении числа многодетных семей. В Центральном федеральном округе их доля составляет всего 3,6% (в среднем по России – 5,8%), а суммарный коэффициент рождаемости – самый низкий среди всех федеральных округов (1,44).

В рамках национального проекта «Демография» к 2024 году по данному показателю установлено целевое значение по стране на уровне «1,7». Это даже ниже, чем он составлял в 2013–2016 гг. – от 1,71 до 1,78. А для 15 из 18 регионов Центрального федерального округа Минтрудом России установлены плановые значения суммарного коэффициента рождаемости ещё ниже (например, Москва и Воронежская область – 1,47, Тамбовская область – 1,48, Белгородская и Смоленская области – 1,49).

При этом согласно демографическим расчетам, приведённым в докладе Общественной палаты Российской Федерации, потери населения Центрального федерального округа до 2035 года превысят совокупный рост населения в остальных федеральных округах, что ставит под вопрос достижение национальной цели по стране в целом.

Подтверждением недостаточности действующих мер является предложенное Минтрудом России на основании прогноза Росстата снижение на 2019 г. планового значения показателя Указа «суммарный коэффициент рождаемости» от 8 до 22 процентов в 17 из 18 регионов ЦФО.

При этом нельзя говорить о простом воспроизводстве населения без достижения суммарного коэффициента рождаемости 2,15 (когда женщины в среднем рожают двух и более детей).

В этой связи на первый план выходит проводимая на федеральном и региональном уровнях политика по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми.

В Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отмечено: «Важно, чтобы рождение и воспитание детей не означало для семьи риска бедности, резкого снижения уровня благосостояния».

Во всех субъектах Российской Федерации реализуются меры поддержки многодетных семей, однако в разных регионах такая помощь отличается как по объему, так и по содержанию, исходя из специфики региона, традиций, финансовых возможностей. На федеральном уровне меры поддержки многодетных семей распределены по различным программам.

Необходимо усиливать финансовую поддержку многодетных семей, повышать их социальную защищенность. Поддержка многодетных семей – это не только решение проблемы бедности этих семей, но и решение проблем демографии.

Сегодня при выходе в декретный отпуск женщина теряет минимум 60% своего заработка. При этом растет количество членов семьи, находящихся на иждивении. Пособие на ребёнка в размере прожиточного минимума выплачивается только до 3 лет. Это приводит к тому, что при рождении новых детей семейный доход падает из‑за потери заработка мамы, а государственная поддержка в содержании уже имеющихся детей не оказывается даже в период декретного отпуска.

В результате, подушевой доход среднестатистической семьи, у которой родился третий ребёнок, в три раза меньше, чем в семье без детей. 51% многодетных семей в России живут за чертой бедности.

С одной стороны увеличение возраста женщин, в котором происходят первые роды — с 1990 года он вырос на 7,6 лет – с 20,9 до 28,5 лет, с другой — молодые матери, которые не успели приступить к трудовой деятельности или проработали непродолжительный период времени (как правило, на низкооплачиваемых должностях) могут рассчитывать на ежемесячное пособие по уходу за ребенком немногим больше 3 тыс. рублей. Поэтому первые рождения часто откладывают.

Согласно выборочному исследованию жителей Сахалинской области (за последние 5 лет показавшей самые высокие в стране темпы роста суммарного коэффициента рождаемости) бесплатное высшее образование для детей — самая востребованная и значимая мера социальной поддержки для многодетных семей. Этот вывод подтвердился и в рамках работы с фокус-группой многодетных семей из ЦФО.

Для большинства многодетных семей платное образование детей неподъемно.

Сегодня процедура заключения договоров о целевом обучении за счет бюджетных средств не всегда открыта. Приоритет детей из многодетных семей этой процедурой не установлен.

Мера государственной поддержки на улучшение жилищных условий семьям, имеющим детей, в размере 450 тыс. рублей оказывается только семьям-заемщикам по ипотечным жилищным кредитам. Отсутствие кредитного договора является основанием для отказа в предоставлении данной меры государственной поддержки.

Однако семьям для того, чтобы улучшить свои жилищные условия, не всегда требуется привлечение кредитных средств. Часто самой меры государственной поддержки уже достаточно для улучшения жилищных условий, в том числе расширения уже имеющейся у людей жилой площади. Это особенно актуально для тех, кто еще не успел распорядиться средствами федерального или регионального материнского (семейного) капитала, а также имеет собственные накопления.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» предусмотрено, что можно использовать материнский (семейный) капитал на только на приобретение или строительство жилого помещения как с привлечением кредитных средств, так и без них.

В этой связи необходимо привести указанные меры поддержки в соответствие для целей жилищной поддержки семей, а не банков.

Четвёртых и последующих рождений в 10 раз меньше, чем вторых и третьих. В этой связи необходимо придать целостность системе жилищной поддержки многодетных семей с учётом всех рождений, а не только вторых и третьих: например, устанавливать дополнительные выплаты при рождении четвёртого ребенка и последующих детей не ниже, установленных ранее федеральным законом. Помимо федеральных средств, возможно задействовать средства регионов, направляемые в настоящее время на региональный материнский капитал за третьего ребёнка.

Льготная ипотека под 6% предоставляется только семьям, у которых родился второй и последующий ребёнок после 1 января 2018 года, и только для приобретения жилья на первичным рынком.

Таким образом, неохваченными остаются молодые семьи с одним ребенком и многодетные семьи, уже родившие трёх и более детей в период до 1 января 2018 года.

Первичное жильё чаще всего не подходит семьям с детьми по следующим причинам:

— в малых городах и сёлах почти не строится новое жильё,

— большинство новых домов относятся к эконом-сегменту и в них очень редко есть большие квартиры,

— квартиры, сдаваемые без отделки, требуют дополнительных расходов на ремонт,

— после сдачи дома несколько лет идут шумные ремонтные работы, что критично для маленьких детей.

Государственная политика в отношении многодетных семей разрозненна. Так, например, в 18 регионах ЦФО применяется шесть различных подходов к определению статуса многодетной семьи.

Размер, условия получения и направления использования мер поддержки сильно разнятся в зависимости от региона.

В силу отсутствия у регионов достаточных средств условия часто установлены таким образом, что получить их большинству семей не удается. Это порождает негативную социальную реакцию.

Так, например, при введении регионального материнского капитала в Костромской области в 2008 году его размер составлял 300 тыс. рублей. С 2011 года добавлено новое условие о необходимости постановки на момент оформления ипотечного кредита на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Таковыми являются семьи из категории бедных, которые в абсолютном большинстве не в состоянии взять ипотечный кредит и, следовательно, воспользоваться региональным материнским капиталом. В результате в Костромской области охват данной мерой составляет не более 5% от числа многодетных семей.

Кроме того, в рамках оптимизации бюджетных расходов региона по соглашению с Минфином России размер материнского капитала Костромской области снижен до 200 тыс. рублей.

Проблема сокращения действующих мер поддержки семей с детьми в рамках исполнения обязательств регионов по оптимизации бюджетных расходов носит системный характер.

Это обусловлено тем, что пока региональные демографические меры рассматриваются как дополнительные (необязательные) расходы, право на которые отсутствует у дотационных регионов, испытывающих трудности с бюджетной обеспеченностью.

В связи с этим особое внимание государства должно быть уделено приоритетной реализации мероприятий, обеспечивающих выход на суммарный коэффициент рождаемости выше уровня простого воспроизводства.

Огромное влияние на депопуляцию населения страны оказывает искусственное прерывание беременности по желанию женщины. Россия является страной с одним из самых высоких уровнем абортов.

В связи с этим совершенствование законодательства Российской Федерации в целях снижения числа абортов является важной государственной задачей по увеличению рождаемости, сохранению репродуктивного здоровья женщин и обеспечению естественного прироста населения Российской Федерации.

Ценностные установки современной молодежи все сильнее смещаются к свободным отношениям без обязательств, гражданским бракам и бездетной семье.

В сложившихся условиях представляется необходимым принятие долгосрочной, рассчитанной на десятилетия стратегии народосбережения, и её законодательное, организационное и финансовое обеспечение.

Советом Федерации подготовлен проект федерального закона «Об основных гарантиях прав многодетных семей в Российской Федерации» (далее – законопроект), который устанавливает правовой статус многодетной семьи в Российской Федерации. В настоящее время законопроект подготовлен и проходит этап согласования.

Принимая во внимание вышеизложенное, участники парламентских слушаний решили:

 

1. Принять к сведению информацию по вопросу «О ходе реализации национального проекта „Демография“ в части мер поддержки рождаемости.

2. Поддержать предложения о необходимости:

— принятия Стратегии народосбережения в Российской Федерации на период до 2050 года, нацеленной на воспитание поколений, для которых большая многодетная семья, забота о ближних, своих детях и родителях, ответственность за судьбу Отечества, являются безусловными ценностями, смыслом и нормой жизни;

— реализации дополнительных мер, направленных на стимулирование рождаемости в целях достижения естественного прироста населения;

— обсуждения вопросов демографии и повышения рождаемости в рамках первого национального форума «Здоровье и безопасность детей».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

1) разработки и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на стимулирование рождаемости в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, с дальнейшим распространением положительной практики на остальные регионы;

2) введения регионального стандарта реализации национального проекта «Демография», предусмотрев единые критерии отнесения семьи к категории многодетной, размеры регионального материнского капитала и направления его использования в целях обеспечения единства государственной демографической политики;

3) учитывать расходы на реализацию демографических мер, соответствующих указанному стандарту, при определении расчётного объёма «модельных бюджетов» регионов в целях сохранения и развития региональных систем стимулирования рождаемости;

4) внесения изменений в национальный проект «Демография», дополнив его мерами, необходимыми для достижения национальной цели по устойчивому естественному приросту населения, с учётом анализа результатов их реализации в Центральном федеральном округе;

5) изменения наименование мер, направленных на стимулирование рождений первого, второго и третьего ребёнка, на «меры, ориентированные на малодетные семьи».

4. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации исключить практику сокращения финансовой поддержки региональных бюджетов из расходов на реализацию демографических мер в рамках соглашений, заключаемых с субъектами Российской Федерации.

5. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить на постоянной основе реализацию комплекса мер по укреплению и развитию воспитательной компоненты в системе общего образования, обеспечивающей распространение традиционного мировоззрения, ценностей семьи и многодетности.

6. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос государственного заказа, поддержки и поощрения создания и проката продукции кинематографа, информационной продукции электронных и печатных средств массовой информации, роликов социальной рекламы, имеющих в сценарии или в съемочном плане идею повышения социального статуса многодетных семей, популяризации многодетности в российских семьях, создания позитивного образа семей с детьми.

7. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию мер, направленных на снижение количества абортов и введения доабортного консультирования беременных с использованием механизма реализации проектов социального воздействия.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить введение дополнительных мер, направленных на стимулирование рождаемости и усиление мер поддержки семей с детьми, обратив особое внимание на улучшение их жилищных условий.

9. Направить настоящее решение в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.