Парламентские слушания

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Рекомендации

Рекомендации

парламентских слушаний на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2023 год

и на плановый период 2024 и 2025 годов»

 

3 октября 2022 года город Москва

 

Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.Введение беспрецедентных внешних финансовых и экономических ограничений в 2022 году потребовало разработки и реализации в Российской Федерации масштабного пакета мер, направленных на поддержание финансовой стабильности и адаптацию экономики к новым условиям, что позволило минимизировать негативный эффект санкций и их влияние

на экономическое развитие. Российская экономика показывает устойчивость к глобальным вызовам. В 2022 году снижение валового внутреннего продукта (далее — ВВП) Российской Федерации оценивается на уровне 2,9%, с замедлением его сокращения в течение года. Этому способствуют меры, направленные

на восстановление экономической активности и кредитования экономики, стабилизацию ситуации на рынке труда, а также дополнительные меры социальной поддержки граждан.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Прогноз) снижение ВВП в 2023 году может составить 0,8%, что сопоставимо с темпами падения мирового ВВП. На период 2024–2025 годов прогнозируется рост ВВП на 2,6% ежегодно за счет увеличения потребительского и инвестиционного спроса в результате реализации мер, направленных на содействие адаптации экономики к происходящим структурным изменениям. Динамика инвестиций, опережающая темп роста ВВП, прогнозируется во многом за счет высокого уровня государственных вложений, прежде всего в развитие инфраструктуры, расширение транспортных коридоров и структурную переориентацию экономики.

Уровень инфляции в 2022 году по оценке составит 12,4%. Согласно Прогнозу в 2023 году инфляция сократится до 5,5%, что в целом соответствует сложившемуся в результате введения искусственных торговых ограничений и финансовых санкций высокому мировому инфляционному фону. В 2024–2025 годах прогнозируется возврат уровня инфляции до уровня 4%, что также соответствует прогнозируемым в мировой экономике тенденциям.

Вместе с тем существующие риски как ухудшения мировых экономических трендов, так и ужесточения действующего режима санкций
в отношении России требуют постоянного мониторинга ситуации и в случае необходимости принятия соответствующих оперативных мер в целях обеспечения макроэкономической стабильности.

Участники парламентских слушаний также обращают внимание
на важность проводимой Банком России денежно-кредитной политики для достижения бюджетных целей.

Реализация Банком России режимов таргетирования инфляции и плавающего валютного курса позволяет обеспечивать финансовую стабильность в экономике.

Вместе с тем в существующих условиях трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики должен быть направлен на поддержку структурной перестройки экономики за счет создания новых инструментов, поощряющих долгосрочное инвестирование частных и институциональных инвесторов в реальный сектор экономики, а также на поддержание денежной ликвидности в необходимом объеме.

Кроме того, следует продолжить работу по снижению кредитных ставок
в экономике, в том числе за счет плавного расширения бюджетного стимулирования, включающего в себя субсидирование процентных ставок
по банковским кредитам, полученным хозяйствующими субъектами на реализацию инвестиционных проектов.

Приоритетами Законопроекта, сформированного на основе «базового» варианта Прогноза, являются повышение благосостояния граждан, в том числе путем предоставления дополнительных социальных гарантий, а также трансформация экономики и развитие инфраструктуры.

Согласно оценке 2022 года, доходы федерального бюджета составят 27 693,1 млрд рублей, а расходы – 29 006,2 млрд рублей. В 2023–2025 годах доходы прогнозируются на уровне 26 130,3 млрд рублей, 27 239,8 млрд рублей и 27 979,4 млрд рублей соответственно. Расходы на трехлетний период планируются на уровне 29 055,6 млрд рублей, 29 432,5 млрд рублей и 29 243,7 млрд рублей по годам соответственно.

По оценке 2022 года дефицит федерального бюджета составит 1 313,1 млрд рублей (0,9% ВВП). В 2023–2025 годах прогнозируется дефицит федерального бюджета в объеме 2 925,3 млрд рублей (2,0% ВВП), 2 192,6 млрд рублей (1,4% ВВП) и 1 264,3 млрд рублей (0,7% ВВП) соответственно. При этом планируется осуществлять финансирование дефицита за счет внутренних источников, в числе которых государственные заимствования Российской Федерации, а также в 2023 и 2024 годах — средства Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ).

Ожидается увеличение государственного долга Российской Федерации с 23 407,4 млрд рублей (по оценке 2022 года) до 25 368,6 млрд рублей в 2023 году, 27 679,0 млрд рублей в 2024 году и 29 939,5 млрд рублей в 2025 году, что составит в 2022–2025 годах соответственно 16,0%, 16,9%, 17,3% и 17,5% ВВП. По мнению участников парламентских слушаний, планируемый уровень государственного долга не является рисковым для устойчивости бюджетной системы.

Постепенный возврат к бюджетным правилам и нормализации бюджетной политики, предусматривающим поступление в ФНБ средств
в объеме превышения базовых нефтегазовых доходов, ожидается к 2025 году.
В 2023–2025 годах средства ФНБ также будут использованы
на софинансирование пенсионных накоплений граждан. Участники парламентских слушаний обращают внимание на необходимость перехода
от модели накопления к модели инвестирования при реализации подхода
к управлению средствами ФНБ, что позволит поддержать как строительство объектов инфраструктуры, так и развитие приоритетных внутренних производств.

На фоне продолжающегося санкционного давления со стороны отдельных иностранных государств, нарушения производственно-логистических цепочек ряда отраслей российской экономики, сохранения макроэкономических рисков в 2023 году прогнозируется снижение доходов федерального бюджета в номинальном выражении по сравнению с ожидаемой оценкой 2022 года на 5,6%. При этом относительно законодательно утвержденного показателя доходы будут больше на 590,1 млрд рублей (на 2,3%). В 2024–2025 годах планируется восстановление положительной динамики с ежегодным увеличением доходов федерального бюджета на 4,2% и 2,7% соответственно.

В бюджетном цикле 2023–2025 годов продолжится тенденция снижения доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, которая имела место в предыдущие годы (с 19,0% в 2022 году до 16,4% в 2025 году). Это будет связано с сокращением нефтегазовых доходов в абсолютном выражении на 3 177,7 млрд рублей (на 27,2%) к концу планового периода по сравнению с 2022 годом и, соответственно, падением их доли в ВВП с 8,0% в 2022 году до 5,0% в 2025 году. Указанная отрицательная динамика обусловлена прогнозируемым снижением цен на нефть и снижением общей добычи нефти (по сравнению с уровнем 2022 года и последующим восстановлением), а также расширением применения льготных режимов налогообложения нефтедобычи, что приведет к уменьшению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 42,1% в 2022 году до 30,3% в 2025 году.

Для ненефтегазовых доходов в 2023–2025 годах характерен поступательный рост на фоне сокращения влияния временного всплеска внутреннего спроса в конце 2021 года — начале 2022 года, с одной стороны, и восстановления экономического роста после спада в 2022 году, с другой
(в 2023 году они увеличатся по отношению к 2022 году на 7,3%). Доля ненефтегазовых доходов в ВВП будет стабильно составлять 11,0%-11,6%.

Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов на 21,6% к 2025 году по сравнению с 2022 годом обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций), дополнительными поступлениями в результате корректировки налогообложения отдельных отраслей экономики и реализацией мер
по увеличению собираемости налогов. При этом доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета вырастет с 57,9% в 2022 году до 69,7% в 2025 году.

В связи с прекращением с 1 января 2023 года действия договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков (далее — КГН) предусматривается временный порядок распределения доходов
от поступлений налога на прибыль организаций, уплаченного бывшими участниками КГН, между бюджетами субъектов Российской Федерации. Это необходимо в целях исключения отрицательного влияния снижения поступлений по налогу на прибыль организаций в отдельных субъектах Российской Федерации на сбалансированность их бюджетов.

В связи с введением с 1 января 2023 года института единого налогового счета меняется порядок зачисления сумм пеней и процентов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Так как Бюджетным кодексом Российской Федерации устанавливается единый норматив распределения между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами государственных внебюджетных фондов указанных сумм, региональная часть поступлений пеней и процентов распределяется по дифференцированным нормативам между бюджетами субъектов Российской Федерации.

В 2023–2025 годах объем и структура бюджетных ассигнований формируются исходя из приоритизации расходов в целях первоочередного выполнения социальных обязательств государства, реализации мер по трансформации экономики, обеспечения сбалансированности параметров бюджета и возможности реагирования на последствия беспрецедентных изменений внешней и внутренней макроэкономической ситуации.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2023 год планируется практически на уровне оценки 2022 года (+0,2%), на 2024 год – с увеличением на 1,3% к 2023 году, на 2025 год – со снижением на 0,6% к 2024 году. При этом отмечается снижение доли расходов к ВВП с 19,9% по оценке 2022 года до 19,4% в 2023 году, 18,4% в 2024 году и 17,1% в 2025 году. По отношению к значениям, установленным Федеральным законом от 7 декабря 2021 года
№ 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Федеральный закон № 390-ФЗ) и бюджетным прогнозом на 2025 год, расходы в 2023 году вырастут на 15,1%, в 2024 году – на 11,7%, в 2025 году – на 4,8%.

Бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусмотренные в структуре расходов федерального бюджета, составят в 2023 году 2 846,0 млрд рублей, в 2024 году 2 946,7 млрд рублей (с уменьшением на 2,9% и 3,6% к ранее установленным объемам по годам соответственно).

Расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации запланированы в 2023 году в объеме 20 639,3 млрд рублей, в 2024 году – 20 869, млрд рублей, в 2025 году — 20 296,2 млрд рублей. По отношению к значениям, установленным Федеральным законом № 390-ФЗ и бюджетным прогнозом на 2025 год, расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации в 2023 году вырастут на 6,6%, в 2024 году – на 5,1%, а в 2025 году сократятся на 2,0%. Значительные бюджетные ассигнования в 2023–2025 годах предусмотрены на поддержку промышленности, в том числе на разработку и внедрение электронной и радиоэлектронной продукции, создание новых мощностей в авиастроении и других отраслях.

Кроме того, к числу приоритетных направлений финансирования
за счет средств федерального бюджета в 2023–2025 годах отнесены модернизация коммунальной инфраструктуры, развитие транспорта, включая реализацию инфраструктурных проектов, поддержку малого и среднего бизнеса.

Также одним из приоритетов федерального бюджета является полное финансовое обеспечение социальных мер поддержки отдельных категорий граждан, в том числе пенсионеров, семей с детьми, работников бюджетной сферы, предоставление материнского (семейного) капитала, финансирование ипотечных программ. Участники парламентских слушаний при этом отмечают необходимость дальнейшего повышения минимального размера оплаты труда, а также изменения подходов к определению размеров оплаты труда педагогических и медицинских работников бюджетных организаций в разных субъектах Российской Федерации.

Объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, составит 3 207,0 млрд рублей в 2023 году (87,9%к оценке 2022 года), 2 974,2 млрд рублей в 2024 году (92,7% к 2023 году), 2 556,6 млрд рублей в 2025 году (86,0% к 2024 году).

Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов в 2025 году относительно оценки текущего года составит 1 093,8 млрд рублей (или 30%), что связано главным образом с сокращением объемов иных межбюджетных трансфертов и приведением в соответствие с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации случаями и основаниями их предоставления с 2024 года.

Увеличение бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматривается в том числе в связи с уточнением прогноза на 2023–2025 годы поступлений в федеральный бюджет 1 процентного пункта налога
на прибыль организаций, централизованного в федеральный бюджет, в 2023 году на 51,5 млрд рублей, в 2024 году на 66,9 млрд рублей, в 2025 году
на 70,3 млрд рублей.

Вместе с тем участники парламентских слушаний отмечают необходимость индексации общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
на фактический уровень инфляции в случае превышения над прогнозным, что позволит повысить устойчивость региональных бюджетов.

В 2023–2025 годах прогнозируется устойчивое сокращение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в основном за счет увеличения объема собственных доходов регионов, до 18 680,5 млрд рублей к 2025 году. Кроме того, значительные остатки на счетах консолидированных бюджетов регионов будут способствовать поддержанию сбалансированности бюджетов.

Вместе с тем участники парламентских слушаний полагают важным продолжение и в отдельных случаях усиление финансовой поддержки регионов с целью сокращения дифференциации в уровне их экономического развития и бюджетной обеспеченности, совершенствование подходов
к распределению межбюджетных трансфертов с учетом повышения точности определения налогового потенциала и прогнозирования изменений структуры и состояния региональных бюджетов. Поддержка регионов в условиях сложной геополитической ситуации должна оставаться важным приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений.

Произошли важные изменения в структуре государственного долга консолидированных бюджетов за счет проведенной реструктуризации казначейских и коммерческих кредитов, в том числе сокращение доли коммерческого долга в общем объеме задолженности и увеличение среднего срока погашения долга в большинстве регионов. При этом отмечается, что, начиная с 2025 года, предусмотрено значительное увеличение (до 353,4 млрд рублей) объема возвратов бюджетных кредитов, предоставленных
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Участники парламентских слушаний отмечают необходимость принятия дополнительных мер, направленных на стимулирование субъектов Российской Федерации к проведению ими ответственной долговой политики, а также на сокращение муниципальной задолженности.

В 2023–2025 годах планируется продолжение мер, направленных на наращивание объемов инвестиционных расходов субъектов Российской Федерации и на стимулирование регионов к развитию инфраструктуры, в том числе предоставление бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

В условиях внешнего санкционного давления необходимо продолжить реализацию комплексных мер по созданию условий для повышения финансовой самодостаточности регионов и поощрению их стремления
к наращиванию экономического потенциала.

Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность внесения изменения в положения законодательства Российской Федерации, регулирующие вопросы формирования единого налогового счета, исключив образование временных кассовых разрывов в процессе распределения налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

провести анализ и по его итогам рассмотреть вопрос о расширении перечня налогоплательщиков, на которых не распространяется порядок распределения доходов от поступлений налога на прибыль организаций, уплаченного налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 года являлись участниками договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», путем включения в указанный перечень налогоплательщиков, в том числе являющихся собственниками Единой системы газоснабжения;

осуществлять на постоянной основе мониторинг поступления налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации и в случае необходимости предусмотреть дополнительную компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации в связи с прекращением с 1 января 2023 года действия договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков;

продолжить работу по уточнению перечня показателей расчета сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, в целях его справедливого распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации;

рассмотреть возможность продления срока действия налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 0 процентов при добыче кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, с 1 января 2023 года на пять лет, если для налогоплательщика деятельность по добыче олова является частью инвестиционного проекта по его переработке;

подготовить по итогам проведенной инвентаризации налоговых льгот и освобождений, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, предложения по установлению сроков действия льгот по налогам и иным платежам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также по компенсации из федерального бюджета возникающих вследствие указанных льгот выпадающих доходов соответствующих бюджетов, внести изменения в Регламент Правительства Российской Федерации в части обязательной оценки экономического эффекта от проектируемых налоговых льгот и освобождений в финансово-экономическом обосновании проекта федерального закона;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией со странами — стратегическими партнерами (дружественными странами) в целях снижения уровня налогообложения у источника выплаты и создания более благоприятных условий для взаимных инвестиций;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 207 Налогового кодекса Российской Федерации в части сохранения статуса налогового резидента дистанционными работниками, находящимися в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев либо находящимися постоянно за пределами территории Российской Федерации;

представить в Федеральное Собрание Российской Федерации информацию о направлениях и объемах использования средств Фонда национального благосостояния по утвержденным и планируемым инвестиционным проектам;

проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части устранения неофициальных заработных плат наемных работников, чей труд по договорам возмездного оказания услуг предоставляется другим юридическим лицам, не являющимся их работодателем;

разработать дополнительные меры по поддержке потребительского спроса населения;

предусмотреть выделение бюджетных ассигнований, направляемых на взносы в уставные капиталы акционерных обществ и имущественные взносы в государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, с учетом оценки их экономической обоснованности;

рассмотреть возможность стимулирования практики приобретения облигаций федерального займа для граждан в целях финансирования дефицита федерального бюджета;

провести инвентаризацию и анализ эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и при необходимости осуществить корректировку их финансирования;

обеспечить своевременное утверждение и корректировку проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы по объектам капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

продлить в случае роста цен на строительные ресурсы действие постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в части компенсации увеличения стоимости строительных объектов, оказав дополнительную финансовую помощь субъектам Российской Федерации в связи с увеличением стоимости заключенных государственных (муниципальных) контрактов;

провести мониторинг деятельности российских предприятий машиностроительной, станкостроительной, инструментальной и автомобильной промышленности, включая предприятия, осуществляющие производство запасных частей и комплектующих, и механизмов их государственной поддержки и в случае необходимости разработать дополнительные меры государственной поддержки, в том числе в целях замещения оборудования, запасных частей и комплектующих иностранного производства и локализации их производства на территории Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на обеспечение качественной и устойчивой мобильной связи в отдельных приграничных субъектах Российской Федерации;

рассмотреть возможность продолжения финансирования мероприятий по реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов;

предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, направленных на оздоровление и развитие водохозяйственного комплекса реки Дон, в рамках национального проекта «Экология»;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года
№ 696, и Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731;

рассмотреть в ходе исполнения бюджета возможность индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на фактический уровень инфляции и увеличения общего объема дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели бюджетам субъектов Российской Федерации;

завершить работу по консолидации и укрупнению субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета;

проводить мониторинг освоения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов и при необходимости оперативно вносить изменения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы их реализации;

рассмотреть вопрос совершенствования инструментов инфраструктурного меню, обеспечив расширение возможностей применения бюджетных кредитов и инфраструктурных облигаций для всех регионов, перечня возможных направлений новых инвестиционных проектов;

рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития с учетом анализа эффективности их реализации и финансово-экономической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации;

разработать меры ускоренной интеграции новых территорий
в экономическую и бюджетно-налоговую системы Российской Федерации, предусмотрев соответствующее финансовое обеспечение;

обеспечить в приоритетном порядке финансирование мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года;

активизировать строительство дорог в цементно-бетонном исполнении в целях снижения затрат на содержание дорожной сети;

рассмотреть вопрос о внесении изменений, в методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 462, предусматривающих применение к расчету субвенции корректирующего коэффициента, направленного на выравнивание структуры расходов субъектов Российской Федерации;

провести оценку достаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации, и в случае необходимости предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования на софинансирование указанных мероприятий;

рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;

рассмотреть возможность включения мероприятий по благоустройству территорий жилого фонда военных городков, а также мероприятий по развитию жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации, в которых дислоцированы воинские формирования, в Государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

рассмотреть вопрос о корректировке подходов к определению размеров оплаты труда педагогических и медицинских работников бюджетных организаций в разных субъектах Российской Федерации;

предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий по восстановлению и строительству в субъектах Российской Федерации объектов отдыха детей и их оздоровления за счет средств федерального бюджета, начиная с 2023 года;

предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий Комплексного плана социально-экономического развития города Норильска;

ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

— проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

— проекта федерального закона о внесении изменений в статьи 33333 и 33335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;

— проекта федерального закона, направленного на совершенствование механизмов реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

разработать при необходимости и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий продление антисанкционных норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения эффективности закупок в условиях сохраняющихся санкций со стороны недружественных государств, а также ограничение доступа к информации по отдельным видам закупок для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ и услуг от возможных санкционных воздействий на них со стороны недружественных государств.

2. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения по стимулированию субъектов Российской Федерации к развитию региональной производственной и инженерной инфраструктуры, привлечению внебюджетных источников финансирования инвестиций.

3. Банку России совместно с Правительством Российской Федерации рассмотреть вопрос о приобретении золота и других товаров, обладающих ликвидностью и возможностью долговременного характера, в целях стерилизации профицита торгового баланса Российской Федерации и предотвращения дальнейшего укрепления рубля.

4. Субъектам Российской Федерации обеспечивать своевременное освоение полученных бюджетных кредитов из федерального бюджета
на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

5. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в программу приоритетных проектов федеральных законов:

№ 63207–8 «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона
„О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“;

№ 69209–8 «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части взимания акцизов с электронных систем доставки никотина одноразового использования).

6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проводить мониторинг исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и в случае необходимости оперативно обращаться в Правительство Российской Федерации с предложением об оказании дополнительной финансовой помощи бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации.

 

 

 

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО