Парламентские слушания

«Актуальные проблемы использования, охраны, защиты и воспроизводства российских лесов и пути их решения»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «Актуальные проблемы использования, охраны, защиты и воспроизводства российских лесов и пути их решения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Общая площадь земель лесного фонда в Российской Федерации, составляет 1 184 млн. га. Запасы древесины в России оцениваются в размере 79 701 млн. куб. м. По этому показателю страна занимает первое место в мире и в 2 раза превосходит США, в 6 раз Китай, в 25 раз Швецию, в 35 раз Финляндию.
Допустимый объем изъятия древесины в целом по Российской Федерации составляет 699,8 млн м3. Объем заготовки древесины по итогам 2015 года составил 205,2 млн. м3 , что на 1,2% больше, чем в предыдущем году (202,8 млн м3. Таким образом, процент использования расчетной лесосеки в 2015 году составил 29,3%.
На территории России осуществляется использование лесов арендаторами лесных участков по 74,8 тыс. договорам аренды на площади 237,7 млн. га (20,7% от общей площади земель лесного фонда), в том числе в целях заготовки древесины — 167,4 млн га (70% от общей площади арендованных лесных участков).
Основной объем древесины заготавливается арендаторами лесных участков. В аренду для заготовки древесины переданы лесные участки с возможным объемом заготовки 255,5 млн м3. В 2015 году сохранилась тенденция роста последних лет — объем заготовки древесины на арендованных участках лесного фонда по сравнению с 2014 годом увеличился на 3,5%.
Кроме этого, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, по итогам 2015 года заключено 592 тыс. договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, по которым гражданами заготовлено 15,6 млн м3 древесины.
По данным Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) поступления доходов от использования лесов в бюджетную систему Российской Федерации в 2015 году составили 26 493 млн. рублей.
Экономический потенциал российской лесной промышленности исключительно велик и сопоставим с возможностями нефтяной отрасли. В то же время реальный вклад лесного хозяйства в экономическое развитие страны очень мал.
Так, доля лесопромышленного комплекса в ВВП России сегодня не превышает 2,6%, а в общих поступлениях от экспорта – 4,3%. Между тем, располагающие значительно более скромными сырьевыми возможностями лесопромышленные комплексы, например, Финляндии, Швеции, Канады обеспечивают более 10% ВВП этих стран. Доля российской лесопродукции и продуктов ее переработки на мировом рынке составляет около 3%. Так, например, лесопромышленный комплекс Финляндии дает 40 млрд. долларов выручки (это примерно половина выручки российской газовой отрасли) и обеспечивает 200 тысяч рабочих мест. Его доля в ВВП страны составляет около 20%. На инновации в отрасли ежегодно тратится порядка 200 млн. евро.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации полномочия в области лесных отношений и, соответственно, обязанности по их финансированию, распределены между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Однако целый ряд полномочий в области лесных отношений был передан от органов государственной власти Российской Федерации органам власти субъектов Федерации. В результате практически все полномочия, реализация которых требует значимых затрат были переданы на региональный уровень. На федеральном уровне сохранены полномочия по государственной инвентаризации лесов, выполнению взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, осуществлению мероприятий по искусственному вызыванию осадков, по лесосеменному районированию, формированию федерального фонда семян лесных растений, государственному лесопатологическому мониторингу и мониторингу воспроизводства лесов. Установлено, что средства на осуществление переданных полномочий должны в полном объеме предоставляться субъектам Федерации в виде субвенций из федерального бюджета. 
Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Федерации для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений, составил в 2015 году – 24,09 млрд. рублей. В 2016 году объем таких субвенций должен составить — 21,98 млрд. рублей. На 2017 год объем субвенций запланирован в объеме 21,76 млрд. рублей, на 2018 год – 22,07 млрд. рублей, на 2019 год – 22,47 млрд. рублей.
Существует очевидная тенденция постоянного сокращения объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Федерации на осуществление полномочий в области лесных отношений. Некоторый рост в номинальном исчислении размера субвенций в 2018 и 2019 годах даже не покрывает потерь от инфляции.
Распределение объема субвенции из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – Субвенция), между субъектами Российской Федерации производится в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838 (далее – Методика).
По мнению экспертов, размер субвенций, предоставляемых федеральным бюджетом на лесное хозяйство, явно недостаточен. Регионам на осуществление полномочий в области лесных отношений выделяется в 3,9 раза меньше средств, чем объем, рассчитанный по нормативным затратам, и в 1,9 раза меньше потребности, определенной на основе средних фактически сложившихся затрат на единицу работ.
Как отмечено в отчете Счетной палаты Российской Федерации, в результате объемы финансирования, доводимые до субъектов Федерации, не соответствуют объемам затрат на выполнение мероприятий, рассчитанных органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с объемом мероприятий, установленным лесным планом субъекта Федерации и действующими нормативами затрат, утвержденными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
Практически во всех субъектах наблюдается значительный дефицит средств для финансирования полномочий в области лесных отношений, в том числе:
в Кировской области – 1033,2 млн. рублей;
Приморском крае – 996,3 млн. рублей;
Красноярском крае – 956,2 млн. рублей;
Республике Коми – 780,6 млн. рублей;
Тюменской области – 598,1 млн. рублей.
Незаконная рубка — один из наиболее болезненных вопросов лесохозяйственной отрасли России. Особая значимость рассматриваемого вопроса во многом продиктована растущим уровнем ее криминализации.
Незаконная рубка лесных насаждений является актуальной проблемой, отражающейся на экологической, социальной и экономической ситуации в стране. Согласно данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) анализ исполнения субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений показывает, что в за период с 2010 по 2015 год количество случаев незаконной рубки снизилось на 37%, объем незаконных рубок снизился на 10%.
Снижение объемов незаконных рубок в сравнении с 2014 годом зафиксировано в 56 субъектах Российской Федерации. На арендуемые участки приходится 43% (520 тыс. куб. м) объема незаконно заготовленной древесины и 25% (4337 ед.) совершаемых фактов нарушений. Средний объем одной незаконной рубки на арендованной территории составляет 120 куб. м, что в 1,7 раза больше среднего показателя незаконной рубки в целом. В целях привлечения лиц, виновных в нарушении лесного законодательства, к установленной законом ответственности и полноты возмещения причиненного лесам вреда по фактам незаконной рубки в правоохранительные органы направлено 13,9 тыс. материалов. По принятым материалам возбуждено 11 тыс. дел по факту незаконной рубки лесных насаждений, к уголовной ответственности привлечено 2,9 тыс. человек.
Для противодействия незаконному обороту древесины применяются нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым введены требования по наличию сопроводительного документа у лиц, осуществляющих транспортировку древесины, предусмотрено создание единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, а также установлена административная ответственность за непредставление декларации о сделках с древесиной, нарушение порядка учета древесины и транспортировку древесины без сопроводительного документа.
В Единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС), которая была запущена в 2015 году, вносятся сведения о сделках по покупке и продаже древесины. По данным на сентябрь 2016 года, в системе ЕГАИС заведено 33 тыс. учетных записей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, около 7 тыс. учетных записей для сотрудников лесного хозяйства, более 4 тыс. учетных записей для сотрудников Федеральной таможенной службы и других ведомств.
Однако, по мнению экспертов, эффективность ЕГАИС еще недостаточно велика. Среди проблем называют отсутствие в системе инструментов, позволяющих оперативно (на фазе транспортировки) выявлять незаконно заготовленную древесину, сравнивать объемы заготовленной древесины с объемами древесины, находящейся в обороте. Также отмечается, что вся информация, занесенная в ЕГАИС, в том числе информация, не составляющая коммерческой тайны, имеет закрытый характер, что препятствует участию гражданского общества и природоохранных общественных организаций в создании механизмов общественного контроля за состоянием охраны лесов. Система нуждается в доработке и в направлении снятия избыточных административных барьеров для индивидуального предпринимательства и малого бизнеса.
В связи со значительными объемами незаконных рубок на арендованных территориях участниками парламентских слушаний предлагается рассмотреть возможность предоставления арендаторам прав и полномочий по охране арендованных лесов. Закрепления на законодательном уровне механизма самоконтроля со стороны лиц, использующих леса, по аналогии с механизмами производственного контроля в области охраны окружающей среды, предусмотренными Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
В рамках государственной инвентаризации лесов осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в ходе которого по материалам космической съемки с учетом представленных субъектами Российской Федерации правоустанавливающих документов осуществляется выявление признаков незаконной рубки и оперативное направление информации о них в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. За последние 6 лет ежегодная площадь мониторинга увеличилась с 30 до 120 млн. га. С учетом развития российской орбитальной космической группировки мониторингом планируется покрыть 75% арендуемой площади.
Эксперты отмечают, что Лесной кодекс 2006 года затруднил работу по охране, защите и воспроизводству лесов. В частности, негативное влияние на лесное хозяйство оказала ликвидация государственных лесхозов с передачей ответственности за охрану, защиту и воспроизводство лесов частному лесопользователю и сокращение лесной охраны.
Существенно упали объемы и качество лесовосстановительных работ, поскольку у коммерческих структур отсутствует заинтересованность в их конечном результате. Обусловлено это исключительно длительным сроком окупаемости средств, вложенных в воспроизводство лесов (для сосны это 80–100 лет, для дуба – 120–140 лет). Нередко лесовосстановление ограничивается посадками, которые впоследствии гибнут и вытесняются порослью мягколиственных пород.
Минприроды России планирует решить эту проблему путем перехода на модель интенсивного использования и воспроизводства лесов. В настоящее время отобрано 7 пилотных регионов (Иркутская, Архангельская, Ленинградская и Вологодская области, Республики Карелия и Коми, Пермский край), в которых будет опробована интенсивная модель лесного хозяйства.
Лесные пожары остаются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологию и ресурсный потенциал лесов.
Несмотря на принимаемые меры, лесные пожары по‑прежнему остаются главным фактором, оказывающим негативное влияние на состояние лесов, состояние их ресурсного и экологического потенциала. Всего с начала пожароопасного сезона в 2016 году на территории земель лесного фонда возникло более 11 тысяч лесных пожаров. В экономически доступных лесах огнем пройдено 2 165 тыс.га, в труднодоступных лесах (в зоне контроля за лесными пожарами) — 3400 тыс.га.
Нанесенный лесными пожарами ущерб, по предварительным данным, составил более 12 млрд. рублей. По причинам возникновения лесных пожаров статистика существенно не изменилась — в 70% случаев причины загорания по‑прежнему связаны с антропогенными факторами и обусловлены несоблюдением правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесов и посещении их населением.
Анализируя ход пожароопасного сезона, необходимо отметить, что регионы не всегда самостоятельно справляются с лесопожарной ситуацией на своих территориях. В пожароопасный период 2016 года в рамках межрегионального маневрирования на тушение лесных пожаров было переброшено 2 125 человек. Силами федеральных подразделений ПДПС было потушено 210 лесных пожаров, общей площадью 428 003 га.
К основным причинам неудовлетворительного состояния охраны лесов от пожаров в ряде субъектов Российской Федерации федеральное агентство лесного хозяйства относит:
- низкий уровень мониторинга лесопожарной обстановки и лесных пожаров, что подтверждается ростом средней площади лесных пожаров на момент их обнаружения;
- недостаточность сил и средств, привлекаемых к тушению лесных пожаров, их несоответствие объемам, предусмотренным сводными планами тушения лесных пожаров;
- несвоевременное принятие решений о введении режимов чрезвычайной ситуации и особого противопожарного режима.
Кроме этого, необходимо отметить, что по предварительным итогам пожароопасного сезона 2016 года фактические затраты на тушение лесных пожаров наиболее пожароопасных регионов Сибири и Дальнего Востока значительно превышают объемы финансирования, предусмотренного на охрану лесов от пожаров.
По данным государственного лесопатологического мониторинга в 2016 году в насаждениях Сибирского федерального округа (Красноярский край, Кемеровская область, Иркутская область, Томская область) сформировалась сложная лесопатологическая ситуация по очагам сибирского шелкопряда.
Площадь очагов сибирского шелкопряда, требующих мер борьбы, составляет 1403,2 тыс. га. В случае не проведения мер борьбы в 2017 – 2018 годах прогнозируется сильное повреждение и гибель кедровых и других ценных лесных насаждений с ущербом в 105,4 млрд рублей. Предварительная стоимость проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности сибирского шелкопряда составляет 1,7 млрд рублей.
В части использования следует отметить ряд проблем.
Основной объем древесины заготавливается арендаторами лесных участков. Вместе с тем отмечается замедление темпов предоставления лесных участков в аренду, вызванное, прежде всего, отсутствием актуальной информации о состоянии лесов, их количественно-качественных характеристик, а также отсутствием средств для постановки лесных участков на государственный кадастровый учет (за исключением случаев использования для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых).
В 2014 году органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений были выставлены на торги лесные участки общей площадью 12,5 млн га (2,4 тыс. лотов), а в 2015 году- 2,9 млн га (1,4 тыс. лотов).
В ряде регионов площадь лесов, предоставленных в аренду, сокращается. Площадь лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления заготовки древесины, снизилось — со 177,3 млн га в 2012 году до 167,4 млн га в 2015 году. В 2015 году 2 279 договоров аренды лесных участков были расторгнуты вследствие истечения срока пользования, 921 договор — вследствие отказа от права пользования, 185 договоров – из‑за финансовой несостоятельности арендатора по невнесению платежей за использование лесов. По данным отчетов об исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений в ближайшие три года истекает срок действия договоров аренды лесных участков на общей площади 9,5 млн га (в 2016 году на площади 2,2 млн га, в 2017 году-0,6 млн га, в 2018 году-6,7 млн га).
На лесных участках, не переданных в аренду, лесовосстановление осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. С 2007 года на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Ежегодно доля участия арендаторов в выполнении лесовосстановительных мероприятий увеличивается (в 2008 году 45%, 2015 году- 81 %).
Площадь сплошных рубок в Российской Федерации ежегодно составляет около одного миллиона гектаров. Объемы лесовосстановительных работ значительно отстают от площади выбытия лесов, связанного с рубками лесных насаждений, лесными пожарами и гибелью лесов от вредителей и болезней. При этом объемы лесовосстановительных работ в 2015 году были ниже объемов 2014 года, это связано с уменьшением финансирования лесного хозяйства, как из федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Мероприятия по рубкам ухода в молодняках на территории Российской Федерации выполняются преимущественно за счет субвенций из федерального бюджета и средств арендаторов лесных участков — на долю этих двух источников финансирования приходится более 90% от общей площади, на которых осуществляются указанные мероприятия. В настоящее время при воспроизводстве лесов внешними экспертами и специалистами лесного хозяйства обозначаются основные проблемы: ошибки в проектировании освоения лесов, низкое качество выполняемых работ, использование нестандартного посадочного материала, отсутствие средств на модернизацию парка лесохозяйственной техники для воспроизводства лесов.
Износ лесохозяйственной техники и оборудования лесохозяйственных учреждений субъектов Российской Федерации составляет более 80%. Имеющиеся производственные мощности отечественных заводов, наработки научно-исследовательских учреждений и конструкторских организаций, позволяют осуществить обновление парка лесохозяйственной техники при субсидировании из федерального бюджета (аналогично субсидированию из федерального бюджета на приобретение лесопожарной техники в 2010–2011 годах).
Сдерживающими факторами экономического роста в лесопромышленном комплексе являются: неразвитость транспортной инфраструктуры лесоразработок; истощение запасов качественных лесных ресурсов из‑за интенсивного использования хвойных и твердолиственных пород при отсутствии их воспроизводства; фактическое прекращение с 2006 года лесоустроительных работ, применение неэффективных методов защиты лесов и технологий лесовосстановления, а также высокий объем незаконно заготавливаемой древесины. Производительность труда в отечественном лесопромышленном комплексе в 20 раз ниже, чем в развитых странах мира. Износ основных фондов в российской лесной отрасли составляет 60–80%.
В составе экспорта продолжает сохраняться круглая древесина хозяйственно-ценных пород. Это приводит к снижению роли лесоперерабатывающей промышленности в экономике страны, а также к вытеснению России с мировых позиций в области продукции глубокой механической, химической и энергетической переработки лесного сырья.
В сложившейся ситуации требуются активные действия со стороны Правительства Российской Федерации, направленные на реализацию инновационной политики в лесном комплексе. В первую очередь, необходимо решать проблемы развития прикладной науки. В настоящее время ощущается разрыв единого инновационного цикла — от подготовки кадров для исследовательской деятельности и до внедрения разработок в производство. В лесной отрасли осталось около десяти институтов, а общая численность занятых в них сотрудников не превышает 500–600 человек. Практически утрачена экспериментальная и испытательная база. Последнее звено инновационной экономики – серийное производство – характеризуется использованием в основном физически и морально устаревшего оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью.
В связи со сложной экономической ситуацией и возрастанием дефицита бюджетных средств особое внимание должно уделяться привлечению частных инвестиций в отрасль. Объектами капитальных вложений в лесопромышленном комплексе могут являться объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Наиболее благоприятные условия необходимо создавать для инвесторов, которые вкладываются в деревообработку с широким ассортиментом выпускаемой продукции и объекты целлюлозно-бумажного производства.
Перспективным направлением развития внутреннего рынка лесопромышленного комплекса является строительство деревянных домов. Следует отметить, что на уровне Правительства Российской Федерации уже прорабатываются вопросы снятия запрета на строительство деревянных домов высотой более трех этажей и организации льготного ипотечного кредитования физических лиц на приобретение и возведение деревянных домов. Стимулирование массового строительства домов из дерева будет способствовать развитию лесного комплекса в целом.
Также важным шагом по развитию лесохозяйственной деятельности может стать разрешение лесохозяйственным организациям на получение доходов от ведения хозяйственной деятельности на своей территории. По данным экспертов, в Советском Союзе такие доходы достигали до 70% доходов таких организаций, и только 30% обеспечивались за счет бюджетных средств.
Важным фактором развития лесозаготовительной деятельности является строительство лесовозных дорог. По экспертным данным, протяженность дорог на одну тысячу гектаров лесного фонда в стране составляет в среднем 1,2 км. В то время, как в США этот показатель равен 10, в Австрии – 36, а в Германии – 45 км. Важно отметить, что только 10% фонда лесных дорог имеют твердое покрытие. По расчетам специалистов, для транспортного освоения лесных территорий нам необходимо строить ежегодно не менее 3 тысяч километров дорог с твердым покрытием стоимостью около 18 млрд. рублей.
Для развития лесохозяйственной деятельности и привлечения инвестиций в отрасль представляется целесообразным:
- создавать инфраструктурные площадки, которые будут обеспечены инженерными сетями и подъездными путями;
- упростить процедуру получения согласований контрольно-надзорных органов для организации нового производства;
- стимулировать развитие транспортной инфраструктуры лесного хозяйства, которая будет передаваться в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов освоения лесов на принципах государственно-частного партнерства;
- расширить перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности для бюджетных лесохозяйственных организаций в целях привлечения дополнительных источников финансирования их деятельности;
- ускорить процесс постановки на кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда, вовлекаемых в хозяйственный оборот;
- увеличить государственное финансирование научных учреждений, ведущих исследования в сфере лесопользования.

 Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:

 1. Федеральному Собранию Российской Федерации
- ускорить принятие проекта федерального закона № 1177587–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» (о совершенствовании правового регулирования деятельности государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации;
 — в соответствии с Федеральным законом «О парламентском контроле» осуществлять парламентский контроль за соблюдением Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти установленных сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений;
- создать при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рабочую группу по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области лесного хозяйства.

2. Правительству Российской Федерации:
1. При разработке законодательных инициатив одновременно осуществлять разработку проектов нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений законопроектов и вносить их пакетом в Государственную Думу для рассмотрения.
2. Внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие: 
— перевод лесного хозяйства из бюджетной сферы услуг в отрасль материального производства, обеспечивающего за счет собственных доходов удовлетворение экономических и социальных потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
 — расширение полномочий субъектов Российской Федерации в части, касающейся нормативно-правового регулирования технологических вопросов использования и воспроизводства лесов, проектирования распределения лесов по целевому назначению, отнесению их к особо защитным участкам леса;
- установление целевого назначения средств, формирующихся в бюджетах субъектов Российской Федерации от поступления лесного дохода в объеме превышения платежей за пользование лесными ресурсами над минимальными ставками платы, в том числе по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключаемым с субъектами малого и среднего предпринимательства, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- предоставление специализированным учреждениям субъектов Российской Федерации, обеспечивающим охрану, защиту и воспроизводство лесов, лесных участков, ограниченных в использовании (защитных лесов и особо защитных участков леса) или не востребованных арендными отношениями, в постоянное (бессрочное) пользование для экономических целей;
- ведение лесного хозяйства в лесах (лесных насаждениях), расположенных на землях сельскохозяйственного назначения;
- возможность привлечения лиц, использующих леса, к тушению лесных пожаров в пределах сил и средств, установленных проектом освоения лесов, планом тушения лесных пожаров, а также определение источников финансирования понесенных лесопользователями в результате тушения лесных пожаров затрат;
- заключение договоров купли — продажи лесных насаждений с лицами, нуждающимися в частичной рубке лесных насаждений на лесных участках, предоставленных им для осуществления видов использования лесов, предусмотренных статьями 43–45 Лесного кодекса Российской Федерации, без проведения лесных аукционов;
- внесудебное приостановление использования лесов лицами, не исполняющими договорные обязательства по внесению платежей за пользование лесными ресурсами;
- запрет на эксплуатацию лесов без наличия актуальных материалов лесоустройства (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) и установление уполномоченных лиц по проведению лесоустроительных работ в границах земель лесного фонда, земель ООПТ и населенных пунктов, а также ведение федеральным органом управления лесами соответствующего реестра таких лиц. 
3. Обеспечить подготовку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих:
- гарантии для лиц, выполняющих работы по тушению лесных пожаров;
- включение затрат арендаторов на охрану, защиту и воспроизводство лесов в себестоимость продукции лесопромышленного комплекса;
- упрощенный порядок предоставления для заготовки валежника отдельных сухостойных или иных, поврежденных до степени прекращения роста лесных насаждений;
- исключительное право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление лесами, подведомственных им учреждений по назначению санитарных рубок в лесах, а также правовую ответственность за обоснованность их назначения;
- включение древесины, заготавливаемой в перестойных, спелых и приспевающих лесных насаждениях, поврежденных лесными пожарами, в состав установленной для лиц, использующих леса, нормы пользования;
- систему платежей за использование лесных ресурсов, состоящую из ежегодного платежа за право аренды земельного (лесного) участка и платежей за фактически заготовленные лесопользователями лесные сортименты (круглые лесоматериалы);
- разовую выплату победителем лесного аукциона аукционного дохода (величины превышения цены аукциона за право аренды лесного участка, установленной в ходе торгов, над начальной (стартовой) ценой;
- право организатора аукциона на установление стартовой цены аукциона по предоставлению лесного участка в аренду, руководствуясь рыночными принципами спроса и предложения на лесные ресурсы;
- отмену необходимости в постановке лесных участков на кадастровый учет при проведении изыскательских работ, а также в случаях предоставления лесного участка для осуществления отдельных видов сельскохозяйственного использования лесов (северное оленеводство); 
— перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных, эксплуатационных и резервных лесов, размещаемых на землях лесного фонда в целях создания и развития инфраструктуры рыболовства в границах лесных участков, предоставленных для ведения сельского хозяйства.

3. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства:
1. Обеспечить, в составе средств на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансовое содержание нормативной численности лесной охраны, ее обеспечение форменным обмундированием, транспортом и служебным оружием.
2. Разработать и утвердить нормативы обеспеченности субъектов Российской Федерации пожарной техникой и оборудованием, кадрами, положение о пожарно-химических станциях, устанавливающее регламенты их деятельности.
3. Исключить факты использования средств федерального резерва субвенций на цели, не связанные с обнаружением и тушением лесных пожаров, приобретением специализированной лесопожарной техники и оборудования.
4. Установить отраслевые стандарты качества, сроки начала и завершения лесовосстановительных работ, а также итоговые параметры и сроки перевода лесных насаждений в покрытые лесом земли.
5. Провести зонирование лесов Российской Федерации по видам лесоучетных работ, разрядам и способам таксации лесных насаждений в зависимости от их экономической доступности, интенсивности лесопользования и ведения лесного хозяйства.
6. Активизировать разработку экономической оценки нерыночных экосистемных услуг, оказываемых лесными насаждениями (регулирование гидрологического режима, стока углерода, качества пресной воды, климата и др.).
7. Предоставить субъектам Российской Федерации средства на проведение работ, связанных с кадастровым учетом лесных участков, вовлекаемых в хозяйственный оборот. При проведении работ в регионах по установлению границ лесничеств, предусмотреть приоритетность постановки на государственный кадастровый учет лесных (земельных) участков, входящих в состав зеленых и лесопарковых зон.
8. В установленном порядке обеспечить публикацию набора открытых данных о лесах, их динамике, состоянии и результатах государственного управления лесами, в том числе результатов государственной инвентаризации лесов, сведений (документированной информации) государственного лесного реестра, оперативных данных о лесных пожарах.
9. Разработать механизмы участия органов местного самоуправления, граждан, общественных природоохранных организаций в обсуждении и принятии лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов лесничеств.
10. Оказать поддержку органам государственной власти субъектов Российской Федерации в привлечении квалифицированных кадров, повышении привлекательности профессии лесничего за счет включения в состав государственных программ мероприятий, обеспечивающих социальную и материальную поддержку молодых специалистов лесной отрасли.
11. Обеспечить совершенствование нормативной правовой базы в целях:
- установления статуса лесничего, его роли и места в системе государственного управления лесами, включения лесничих в состав государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- более широкого применения лесовосстановительных рубок в защитных лесах; 
— обеспечения сохранения биологического разнообразия при интенсификации использования и воспроизводства лесов;
- введения ответственности, в том числе для лиц, использующих леса на основании договоров аренды, за сохранность лесных культур до момента их перевода в покрытую лесом площадь;
- нормативного определения понятия «незаконная рубка»;
- безаукционного предоставления лицам, использующим лесные участки для заготовки древесины, второго вида пользования: «создание лесных плантаций и их эксплуатация», в случае если данный вид лесопользования предусмотрен лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества; 
— организации в границах лесных участков, предоставленных лесопользователям в аренду для заготовки древесины, целевых лесных хозяйств, направленных на выращивание и заготовку древесины определенной товарной структуры; 
— установления параметров и характеристик временных построек, возведение которых допускается при рекреационном использовании лесов, в том числе параметров инженерных сооружений, создаваемых в целях обеспечения сохранности рекреационных сооружений, а также их безопасной эксплуатации;
 — включения рыбоводства и пантового оленеводства (мараловодство) в перечень видов сельскохозяйственного использования лесов.