Парламентские слушания

«Состояние, проблемы и перспективы развития железнодорожной отрасли. Партнерство государства и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: региональный аспект»

Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал и провел парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и компании «Российские железные дороги».

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 25 апреля 2017 года (Протокол № 122)

Заслушав и обсудив доклады ОАО «РЖД» участники парламентских слушаний отмечают.

В области грузовых перевозок в 2016 году в полной мере была обеспечена устойчивая работа железнодорожного комплекса Российской Федерации. При этом ОАО «РЖД» впервые был полностью сбалансирован финансовый результат без получения государственных субсидий на текущую деятельность.

Сумма начисленных к уплате налогов и страховых взносов холдинга «РЖД» в целом за 2016 год составила более 430 млрд. рублей, из них поступили в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации – более 160 млрд. рублей.

Погрузка грузов на инфраструктуре ОАО «РЖД» возросла на 0,6% к уровню 2015 года и составила 1 млрд.222 млн. тонн грузов, грузооборот выполнен на уровне 2997,8 млрд. ткм (рост 1,5% к уровню 2015 года).

Структурные изменения и макроэкономические факторы, ставшие причиной недополучения более 90 млрд. рублей доходов, были нивелированы оптимизацией расходов – сокращением административно-управленческих издержек, сдерживанием роста цен на потребляемую продукцию и работы, пересмотром действующих норм и нормативов с учетом использования новейших технических средств.

Принят и вступил в силу пакет нормативных правовых актов, позволяющих перевозчику (владельцу инфраструктуры) реализовать право на перемещение незадействованных в перевозке порожних вагонов, осложняющих работу припортовых станций, для временного размещения на специально выделенных станциях.


Реализация важнейших инвестиционных
npoeкmoв, в том числе с государственным участием.

Объем инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2016 году составил 377,9 млрд. рублей. Приоритетами являлись достижение целевых показателей реализации проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поскольку финансирование данных проектов осуществлялось с участием средств государственной поддержки, в том числе:

— развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;

— развитие Московского транспортного узла;

— реконструкция участка Междуреченск — Тайшет;

— развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна;

— строительство двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Журавка — Миллерово, а также вторых путей на участке Выборг-Приморск-Ермилово.

Последовательно ведется подготовка к строительству 1-ой отечественной высокоскоростной магистрали «Москва — Нижний Новгород — Казань».

В 2016 году продолжалась реализация проектов по развитию пропускной способности, в том числе: по реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород, развитию участка Тобольск — Сургут – Коротчаевою.

Завершены строительные работы в рамках проекта «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги».

Обеспечен ввод в действие основных фондов в размере 282,9 млрд. рублей: 110 км вторых железнодорожных путей, 172,4 км станционных путей, 88 км электрификации, реконструировано 2200,2 км железнодорожных путей.

На выполнение мероприятий по инфраструктурному проекту модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба в марте 2015 года были привлечены средства Фонда национального благосостояния в сумме 50 млрд. рублей. Однако на начало 2017 года из указанной суммы не использовано 21 млрд. рублей, что составляет 42 %.

В 2016 году не в полном объеме выполнено решение Правительственной комиссии по транспорту по проведению технологического и ценового аудита проектной документации. В 2016 году аудит проведен в отношении только 19 из 36 объектов инфраструктурного проекта. Установлены факты принятия и оплаты строительно-монтажных работ по объектам, на которых отсутствовали утвержденная проектно-сметная документация, разрешение на строительство.

По итогам 2015–2016 годов финансирование инфраструктурного проекта по приобретению тягового подвижного состава за счет средств Фонда национального благосостояния осуществлено в полном объеме, предусмотренном паспортом проекта. Израсходовано 60 млрд. рублей, за счет которых приобретено 502 локомотива.

За период реализации инвестиционного проекта по приобретению тягового подвижного состава количество нарушений условий безопасности движения увеличилось на 15 процентов, что говорит о проблемах с качеством поставляемого тягового подвижного состава. Региональными подразделениями ОАО РЖД» за два года оформлено 1,5 тысячи актов-рекламаций на полученные локомотивы. По итогам 2014 года было зафиксировано 86 случаев нарушения условий безопасности движения железнодорожного транспорта, по итогам 2016 года – 99 случаев.

Основные результаты работы пассажирского комплекса.

В 2016 году было перевезено 1 037 миллионов человек (1,6 % прироста к уровню прошлого года).

Пассажирооборот составил 124,5 млрд. пасс.- км (+3, 4% к 2015 г.).

В дальнем следовании отправлено свыше 101,4 млн. пассажиров (+3,6% к 2015 г.). Стабилизировалась ситуация в пригородном сообщении. За год было перевезено 935,6 млн.чел. (+1,4% прироста).

Не ослабевала на протяжении года популярность скоростных поездов «Сапсан», «Аллегро», «Стриж».

10 сентября 2016 года открыто пассажирские движение по Малому кольцу Московской дороги, по состоянию на 1 февраля 2017 года перевезено свыше 40 млн. человек.

С конца 2016 года у пассажиров появилась возможность приобретать билеты на все поезда дальнего следования за 60 суток до отправления, а не за 45, как было ранее.

Для стабилизации ситуации и создания механизма субсидирования пригородных перевозок в текущем году принято постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2016 №703, предписывающее ФАС России установить коэффициент 0,01 к тарифам на услуги инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении с полным возмещением потерь в доходах ОАО «РЖД» от государственного регулирования тарифов на эти услуги из федерального бюджета до 2030 года включительно.

Федеральным законом от 30.11.2016 №401-ФЗ внесены изменения в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие установление с 1 января 2017 г. до 31 декабря 2030 г. льготной налоговой ставки НДС в размере 0 процентов на услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения доступности и качества оказания услуг в сфере железнодорожного транспорта участники «парламентских слушаний» рекомендуют:

I. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность принятия в 2017 году следующих федеральных законов:

— № 1042894–6 «О внесении изменения в статью 90 Земельного кодекса Российской Федерации в части, касающейся земель железнодорожного транспорта в границах полос отвода железных дорог»;

— № 555182–6 «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (невозвратные билеты);

— № 750871–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» (о поэтапной реализации требований по обеспечению транспортной безопасности) с учетом актуализации сроков вступления его в силу;

— № 1107363–6 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» о финансировании мероприятий по ограждению объектов железнодорожного транспорта за счет различных источников) в части снижения травматизма и смертности в зоне движения поездов на объектах инфраструктуры при росте массовых застроек в непосредственной близости от железнодорожных путей.

2. Комитету Совета Федерации по экономической политике при необходимости принять участие в разработке и рассмотрении:

— проекта федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации»;

— проекта федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках»;

— проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» в части снятия ограничений в обороте имущества ОАО «РЖД»;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части создания механизма привлечения средств частных инвесторов на финансирование проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений»;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части обеспечения правовых оснований для компенсации затрат перевозчика, возникающих при отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по причинам, не зависящим от перевозчика;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части совокупного уменьшения размера пени и максимального предела ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних вагонов и контейнеров;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части снятия с владельца железнодорожных путей обязанности по оборудованию железнодорожных переездов системами фотовидеофиксации и возложения на владельца автомобильных дорог обязанности по оборудованию автомобильных дорог на подъездах к железнодорожным переездам системами фото-, видеофиксации.

II. Правительству Российской Федерации:

1. Провести работу по актуализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877-р, с учетом положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и уточненных прогнозов спроса на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки.

2. С учетом анализа порядка предоставления субсидий за предыдущие годы, рассмотреть возможность выработки механизмов расчетов выпадающих доходов компаний для дальнейшего предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в целях обеспечения доступности перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.

3. Рассмотреть возможность включения в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год:

— проекта федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации»;

— проекта федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках»;

— проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» в части снятия ограничений в обороте имущества ОАО «РЖД»;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части создания механизма привлечения средств частных инвесторов на финансирование проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части обеспечения правовых оснований для компенсации затрат перевозчика, возникающих при отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по причинам, не зависящим от перевозчика;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части совокупного уменьшения размера пени и максимального предела ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних вагонов и контейнеров;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части снятия с владельца железнодорожных путей обязанности по оборудованию железнодорожных переездов системами фотовидеофиксации и возложения на владельца автомобильных дорог обязанности по оборудованию автомобильных дорог на подъездах к железнодорожным переездам системами фотовидеофиксации.

4. Рассмотреть возможность своевременного выполнения сетевого плана-графика мероприятий реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2016 г. № 5-р, в части внесения изменений в законодательство Российской Федерации (п. п. 35 – 36 Раздела VII).

5. Рассмотреть возможность завершения в 2017 году работы по согласованию с органами государственной власти по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения составов административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения, и увеличения административных штрафов.

6. Рассмотреть возможность сокращения сроков разработки и принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления (изменения) тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг» в целях нормативного правового урегулирования применения тарифов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

7. Рассмотреть возможность разработки механизмов формирования тарифов на услуги по грузовым и пассажирским перевозам железнодорожным транспортом на длительный период.

III. Министерству транспорта Российской Федерации проработать вопрос нормативного регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом по строящимся железнодорожным путям.

IV. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовить согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия и Иркутской области проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» для внесения в 2017 году в Правительство Российской Федерации.

V. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации предусмотреть меры по контролю качества производства вагонов и локомотивов.

VI. ОАО «Российские железные дороги»:

1. Принять меры по повышению эффективности использования денежных средств, выделяемых на реализацию инфраструктурных проектов.

2. Принять меры направленные на недопущение нарушений условий безопасности движения железнодорожного транспорта.