Парламентские слушания

«Законодательное обеспечение подготовки кадров для агропромышленного комплекса Российской Федерации»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Законодательное обеспечение подготовки кадров для агропромышленного комплекса Российской Федерации», участники парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользования отмечают следующее.
По данным Федеральной службы государственной статистики общая численность населения России на 1 января 2017 года составляет более 146,8 млн. человек, кроме того, в Российской Федерации сосредоточено более 9 процентов мировых сельхозугодий. При этом, обладая самой большой в мире площадью сельских территорий, площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 383,7 млн. га, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий – 197,7 млн. га.
Сельские территории страны являются важнейшим ресурсом для выполнения производственных, демографических, рекреационных и социально ориентированных народно-хозяйственных функций, поэтому стратегия их устойчивого развития должна оставаться приоритетной задачей не только аграрной, но и всей социально-экономической политики государства.
Для современного сельского хозяйства характерен рост и структурное изменение потребления сельскохозяйственной продукции, связанные с совершенствованием технологии производства и переработки, хранения, транспортировки и реализации готовых продуктов. В этой связи, аграрной отрасли постоянно требуются квалифицированные специалисты среднего и высшего звена, способные оперативно и качественно осуществлять весь цикл сельскохозяйственных работ.
В настоящее время кадровое обеспечение сельского хозяйства России опирается на основополагающие нормативные документы, в том числе: Конституцию Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, Федеральную целевую программу развития образования на 2013–2020 годы, Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.
Современное состояние и проблемы развития аграрного образования постоянно находятся в центре внимания органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов утверждены программы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на пятилетний период. На заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти Республик Татарстан, Башкортостан, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского края, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Тюменской, Рязанской, Самарской, Тамбовской и многих других областей определены конкретные показатели и критерии оценки деятельности аграрных образовательных учреждений. В зависимости от эффективности их работы разрабатываются обоснованные предложения по количеству бюджетных мест и необходимые объемы инвестиций на развитие образовательных учреждений села. Одновременно усиливается их взаимодействие с органами управления АПК субъектов Российской Федерации на основе долговременных соглашений с взаимными обязательствами сторон по эффективному кадровому обеспечению сельскохозяйственной отрасли.
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 26 тыс. сельских школ, где обучаются 3,5 миллиона учеников. На эти цели из бюджета страны в 2017 году планируется направить 3 млрд. рублей.
Система высшего аграрного образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) включает 54 вуза – 31 аграрный университет, 22 сельскохозяйственные академии и 1 сельскохозяйственный институт. Аграрные образовательные организации расположены в 50 субъектах Российской Федерации. По направлению «Природообустройство и водопользование» студенты обучаются в 21 вузе Минобрнауки России, по направлению «Землеустройство и кадастры» – в 38.
Численность обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в вузах Минсельхоза России по состоянию на 1 октября 2016 года составляла 355,4 тыс. чел. Из них – 46,1 % обучаются за счет средств федерального бюджета, остальные – за счет физических и юридических лиц с полным возмещением затрат на обучение.
30 вузов Минсельхоза России реализуют программы среднего профессионального образования по 51 специальности. Всего в вузах Минсельхоза по таким программам обучается 22,2 тыс. чел.
Образовательные учреждения Минсельхоза России одновременно реализуют программы дополнительного профессионального образования. В подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждениях проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации почти 45 тыс. слушателей, в том числе 19,3 тыс. – за счет средств федерального бюджета.
Наряду с этим, образовательные учреждения Минсельхоза России оказывают консультационную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению по вопросам технологий производства сельскохозяйственной продукции, экономике предприятий, бухгалтерскому учету, аграрному праву. В этой связи встает вопрос о сохранении в структуре образовательных учреждений учебно-опытных хозяйств и организации других форм практического обучения.
Вместе с тем в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению финансирования текущей деятельности образовательных организаций.
Кроме того, подготовка кадров по направлениям аграрного профиля финансируется по 2-ой группе (распределение нормативов финансирования подготовки в зависимости от потребности в лабораторном оборудовании, определено Минобрнауки России). При определении объемов данного финансирования не в полной мере учитывается специфика образовательного процесса в сельскохозяйственных вузах; не учитывается, что проводимый в них образовательный процесс требует значительных затрат, в том числе на приобретение и использование техники и технологий, содержание земельных участков, на которых расположены сельскохозяйственные угодья, здания, строения, сооружения, опытно-производственные и учебно-опытные подразделения учебных хозяйств, не имеющие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя и лишенные государственной поддержки.
Кроме того длительное время практически не финансируются затраты на обновление материально-технической базы и лабораторного оборудования аграрных вузов.
Ещё одна важная проблема, это лишение аграрных вузов государственной аккредитации. За период 2015–2017 годов 15 аграрных вузов лишены государственной аккредитации образовательной деятельности по отдельным уровням и направлениям подготовки, в 2-х вузах приостановлено действие государственной аккредитации, в 18-ти вузах возобновлено действие приостановленной ранее государственной аккредитации образовательной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, вопросы обеспечения качества образовательной деятельности аграрных вузов должны решаться совместными усилиями Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минфина России, Рособрнадзора. Целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в применяемую в настоящее время методику расчета нормативов финансирования образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, провести дополнительный анализ распределения специальностей аграрного профиля, направлений подготовки кадров по установленным стоимостным группам, размеров применяемых по ним корректирующих коэффициентов.
Также полагаем целесообразным проработать вопрос создания отраслевой (агропромышленной) экспертной организации, которая может быть аккредитована в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и в соответствии с законодательством в сфере образования в целях привлечения такой организации органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также аккредитационными органами для проведения аккредитационной экспертизы в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности.
Сегодня образовательные организации аграрного профиля финансируются из разных источников – местных, региональных, федеральных, что затрудняет концентрацию средств на подготовку наиболее востребованных кадров для села. Одновременно наличествует разрозненная информация о текущих и перспективных потребностях в работниках различного уровня квалификации и условиях их жизнеобеспечения.
Современная экономика, в том числе аграрная, нуждается в специалистах, чья эффективность и результативность напрямую зависят от их интеллектуального потенциала и способностей применения на практике. Достижение весомых конкурентных преимуществ, выход в благоприятные сегменты аграрного и других рынков требуют человеческих ресурсов, обладающих все более высоким уровнем квалификации и способностей, поэтому качество подготовки специалистов должно постоянно улучшаться.

С учетом выше изложенного участники парламентских слушаний решили:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 21184–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства).

1.2. Ускорить разработку следующих законопроектов с учетом их кадровой составляющей:

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования регулирования сохранения плодородия земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства»;

— «О мелиорации»;

— «О землеустройстве»;

— «О внесении изменений в Федеральный закон „О племенном животноводстве“;

— «О внесении изменений в Федеральный закон „О семеноводстве“;

— «О внесении изменении в Федеральный закон „О сельскохозяйственной кооперации“ (в части поддержки сельхозкооперации);

— «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации»;

— «О внесении изменения в Закон Российской федерации „О ветеринарии“ (в части наделения Россельхознадзора полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии);

— «О внесении изменения в Закон Российской Федерации „О ветеринарии“ (в части аттестации специалистов в области ветеринарии).

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить приоритетную реализацию и финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015–2017 годы и на период до 2020 года» в течение всего срока ее действия с учетом сохранения такого финансирования на уровне не ниже принятого паспортом программы.

2.2. Рассмотреть возможность выделения в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий
на 2015–2017 годы и на период до 2020 года» дополнительных финансовых ресурсов для строительства современных школ в сельской местности.

2.3. Разработать систему индикативных показателей, позволяющих оценивать качество жизни и состояние трудового потенциала в сельской местности и совершенствовать на этой основе программы социально-экономического развития сельских территорий;

2.4. Считать приоритетным обязательный учет проблем кадрового развития сельских территорий при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

2.5. Разработать комплекс мер, направленных на обустройство социальной инфраструктуры территорий с низкой плотностью населения, в том числе мероприятий по стимулированию инвесторов, реализующих проекты по развитию социальной инфраструктуры села.

2.6. Признать сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки специалистов сельскохозяйственного производства и имеющие структурные подразделения, на базе которых осуществляется сельскохозяйственное производство (учебно-опытные хозяйства, учебно-производственные центры и т. д.)

2.7. Разработать комплекс мер по поддержке базовых сельскохозяйственных организаций, обеспечивающих практическую подготовку студентов аграрных вузов, предусмотрев для них преференции (приоритетное получение техники по программам агролизинга, субсидирование на 1 га посевов, субсидирование учебного места обучающегося и др.).

2.8. Поручить Минсельхозу России разработать программу кадрового обеспечения АПК.

2.9. Закрепить нормативными правовыми актами обязательное прохождение руководителями и специалистами предприятий АПК повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

2.10. Предусмотреть финансирование развития материально-технической базы и лабораторного оборудования аграрных вузов, в том числе реализации программ лидирующих аграрных вузов.

2.11. Разрешить аграрным вузам передавать часть используемых ими земель малым инновационным предприятиям, в качестве меры государственной поддержки аграрной науки и аграрного образования.

2.12. Ежегодно на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий рассматривать проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения АПК в Российской Федерации.

2.13. Поручить Минсельхозу России, органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать механизмы формирования кадрового заказа агропромышленной комплекса к системе многоуровневого профессионального образования.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

3.1. Ежегодно предоставлять в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию аналитический доклад о реализации концепции развития аграрного образования в Российской Федерации до 2025 года и совместно участвовать в его обсуждении.

3.2. Создать единый учебно-методический центр для разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных программ курсов, дисциплин (модулей), фондов оценочных средств, методических материалов и иных компонентов образовательных программ аграрного профиля.

3.3. Инициировать разработку профессиональных стандартов «Руководитель сельскохозяйственной организации», «Менеджер сельскохозяйственного производства», «Экономист сельскохозяйственного производства», «Организатор агробизнеса» с требованием наличия специализированного профильного образования (ВО, профпереподготовки) по вышеуказанным стандартам.

3.4. Разработать систему привлечения и закрепления талантливой молодежи в агропромышленном комплексе, в том числе за счет активизации работы по расширению реализации механизма целевого обучения в интересах работодателей агропромышленного комплекса в субъектах Российской Федерации, развития системы интеллектуальных состязаний среди школьников, студентов, конкурсов профессионального мастерства обучающихся и молодых специалистов, включая отраслевые чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс».

3.5. Разработать и внедрить систему независимой оценки качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

3.6. Обеспечить развитие аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с направлениями реализации Национальной технологической инициативы и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации для ведения высокопродуктивного и экологически чистого агрохозяйства за счет привлечения инвестиций крупных агрохолдингов.

3.7. Разработать план мероприятий (»дорожную карту») по развитию сети подведомственных образовательных организаций высшего образования, предусмотрев их участие в инновационных территориальных кластерах.

3.8. Разработать и внедрить систему непрерывного профессионального образования в интересах агропромышленного комплекса.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

4.1. Содействовать расширению подготовки специалистов среднего и высшего звена для сельских территорий по наиболее востребованным специальностям, обеспечив приоритетность обучения для молодежи из сельской местности.

4.2. Внести изменения в приказ Минобрнауки России № 444
от 28 апреля 2015 г. и ввести дополнительный корректирующий коэффициент, учитывающий специфику образовательных программ аграрного профиля, равный 1,3.

4.3. Расширить перечень грантов на проведение научных исследований, выделяемых Минобрнауки России, по аграрным направлениям. Предусмотреть возможность учета статей, индексируемых в базе данных AGRIS.

4.4. Предусмотреть в регламентах работы Рособрнадзора положения, обеспечивающие ранжирование принимаемых мер воздействия в зависимости от степени влияния нарушений нормативных правовых документов на качество подготовки специалистов.

4.5. Ввести в перечень специальностей высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры специальность Ветеринария.

4.6. Восстановить на бюджетной основе подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению «Землеустройство и кадастры» – экономические науки».

5. Российской академии наук:

5.1. В рамках Евразийского союза с участием структурных подразделений РАН и Федерального Собрания провести совместную научно-практическую конференцию, посвящённую проблемам формирования и развития кадрового потенциала АПК.

5.2. Акцентировать внимание на подготовке новых учебников и учебно-методических материалов для аграрных образовательных учреждений высшего и среднего образования с учетом современной специфики развития сельскохозяйственного производства.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

6.1. Разработать систему показателей оценки кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий с учетом местных особенностей, а также учитывать имеющиеся кадровые потребности для совершенствования программ социально-экономического развития сельских территорий.

6.2. Обеспечить увеличение доли целевой подготовки специалистов в интересах агропромышленного комплекса.

6.3. Обеспечить мониторинг целевого приема и целевого обучения в интересах агропромышленного комплекса

6.4. В дополнение к бюджетным источникам финансирования программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров аграрного сектора активнее привлекать внебюджетные источники, в том числе в рамках муниципально-частного партнерства.

7. Направить настоящее решение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Комиссию Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство науки и образования Российской Федерации, Федеральное агентство научных организаций, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Российскую академию наук.