Парламентские слушания

«О правовых и организационных аспектах обеспечения здорового питания детей дошкольного и школьного возраста в Российской Федерации»

Рекомендации

Рассмотрев вопросы о правовых и организационных аспектах обеспечения здорового питания детей дошкольного и школьного возраста в Российской Федерации, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Забота о безопасном и полноценном питании подрастающего поколения – один из стратегических национальных приоритетов. Рациональное питание способствует высокой работоспособности, создает условия для адаптации к факторам окружающей среды, обеспечивает гармоничное физическое и умственное развитие детей, является необходимым условием формирования здоровой нации.
Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием[1].
В числе основных задач такой политики:
увеличение доли отечественных товаров для детей на российском рынке путем развития современного промышленного производства продуктов детского питания;
расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности;
развитие производства обогащенных пищевых продуктов, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания детей в организованных коллективах;
развитие производства пищевых ингредиентов и субстанций (витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, заквасочных и пробиотических препаратов и микроорганизмов, пребиотических волокон, веществ и др.);
разработка и внедрение в сельскохозяйственное производство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии.
В стране в целом сформирована законодательная база в сфере организации питания детей. Среди основных стратегических документов – Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации[2], Основы государственной политики Российской Федерации по вопросам здорового питания населения до 2020 года[3], Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации[4]. По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2016 году Правительством России утверждена разработанная Роспотребнадзором Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года[5]. В числе ее основных задач – популяризация принципов здорового питания как одного из факторов здорового образа жизни и снижение удельного веса пищевой продукции, потенциально опасной для здоровья человека. Меры по формированию культуры здорового питания детей определены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы[6].
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов страны[7]. Указом Президента России от 29 мая 2017 г. № 240 объявлено Десятилетие детства – программа действий, направленных на решение наиболее острых проблем в области детства и семьи, в числе которых – развитие здоровья подрастающих поколений. Обеспечение здорового питания детей – одно из направлений работы в рамках Десятилетия детства.
Создана и функционирует многоуровневая система постоянного выборочного наблюдения за качеством питания и состоянием здоровья различных групп населения, в том числе детей[8]. Разрабатываются новые виды отечественных пищевых продуктов, прежде всего специализированных продуктов для детей разных возрастов[9].
Во всех субъектах Российской Федерации продолжается целенаправленная работа по совершенствованию организации питания в образовательных организациях: реализуются региональные и муниципальные программы в данной сфере. Результатом этого стало увеличение охвата школьников горячим питанием, а также двухразовым горячим питанием. По данным Роспотребнадзора, в 2016–2017 учебном году в детских дошкольных образовательных организациях горячим питанием охвачены 100 процентов детей, а в общеобразовательных организациях – 88,8 процента.
Кроме того, введены курсы по воспитанию культуры здорового питания как важнейшей составляющей здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы[10], в том числе предусмотренных в ней мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечила положительную динамику развития сельского хозяйства.
В 2016 году доля продукции отечественного производства в поставках в систему социального питания, в том числе в образовательных организациях, в среднем по Российской Федерации составила 90,5 процента, что выше уровня 2015 года на 5,1 процентных пункта[11].
Вместе с тем участники слушаний обращают внимание на следующее. Несмотря на принимаемые меры и на то, что качество и безопасность продуктов детского питания выше, чем продукции АПК в целом, в организации питания детей дошкольного и школьного возраста по‑прежнему сохраняется ряд серьезных проблем:

— недостаточный уровень финансирования социального питания, в том числе питания в бюджетных организациях социальной сферы;

— низкий уровень обеспеченности надежным инструментарием контроля состава, свойств и оценки подлинности детских продуктов, сырья и компонентов для их производства;

— отсутствие функциональных ингредиентов продуктов детского питания отечественного производства;

— обилие на рынке «псевдодетских» продуктов питания (детская картинка на упаковке с героями популярных мультфильмов и т. д.) с неприемлемым для детей составом и не прошедших соответствующего контроля качества, а также фальсифицированных продуктов;

— отсутствие стандартов на многие группы продуктов детского питания;

— отсутствие контроля за целевым использованием средств, выделяемых на организацию питания детей в регионах, где была введена монетизация, вследствие чего дети, особенно из социально неблагополучных семей, не получают необходимых им продуктов детского питания;

— высокий уровень износа техники и оборудования пищевых и перерабатывающих предприятий, выпускающих готовые продукты и полуфабрикаты для детского питания;

— нарушение технологии производства и рецептуры продуктов для питания детей.

Серьезными проблемами в организации питания детей также являются: неэффективность действующих механизмов ценообразования, низкий уровень развития соответствующего логистического обеспечения, несоблюдение примерных меню, в том числе норм питания по основным продуктам (мясо, молоко, творог, рыба, свежие фрукты, овощи, соки), и нарушение санитарно-эпидемиологического режима на пищеблоках. В части рационов питания выявлены факты занижения порций готовых блюд и восполнения их калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Кроме того, имеют место случаи поставок в организованные детские коллективы пищевых продуктов и продовольственного сырья, не соответствующих требованиям безопасности по микробиологическим показателям.
Динамика цен на продукты детского питания в целом подвержена тем же факторам, что и на все прочие виды продовольственных товаров. Это обусловлено не только удорожанием стоимости сырья, упаковки, энергии и так далее, но также весьма обременительными условиями вхождения в розничные сети. Основными из них являются: «вступительные взносы», обязательство фиксации цен и участия в проводимых акциях, длительные сроки осуществления расчетов, применение необоснованных штрафов за несоблюдение норм, установленных самими сетями, и др.
В последние годы структура питания, в том числе детей, претерпевает значительные изменения в сторону существенного уменьшения потребления наиболее ценных белковых пищевых продуктов и увеличения потребления углеводсодержащих, в том числе хлеба и хлебопродуктов. Рацион питания сегодня характеризуется также дефицитом полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного потребления животных жиров, выраженным дефицитом большинства витаминов, недостаточным поступлением ряда минеральных веществ и микроэлементов, дефицитом пищевых волокон.
Особенно тревожной тенденцией является распространенность ожирения – ведущего фактора риска развития таких заболеваний, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, а также ряда онкологических заболеваний. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, около 155 миллионов детей школьного возраста на планете имеют избыточный вес. В 2016 году ожирением страдали 41 миллион детей в возрасте до 5 лет. Если эта тенденция сохранится, то, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, число младенцев и детей раннего возраста с избыточным весом к 2025 году вырастет до 70 миллионов.
Снижается потребление детьми школьного и дошкольного возраста молока, в то время как оно является главным биодоступным поставщиком кальция, необходимого растущему организму. В совокупности с низкой физической активностью и несоблюдением режима питания (для большинства школьников из социально незащищенных семей школьное питание является единственным за весь день сбалансированным по составу приемом пищи) это приводит к серьезным нарушениям пищевого поведения и наносит непоправимый вред детскому организму. Задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта – эти серьезные нарушения здоровья школьников имеют прямое отношение к рациону их питания.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере обеспечения здорового питания детей настоятельно требуют от органов здравоохранения, образования, государственной власти, социально ответственного бизнеса и всего гражданского общества принятия и реализации комплекса неотложных мер, а сама эта сфера объективно нуждается в отдельном законодательном регулировании.

Учитывая изложенное, участники Парламентских слушаний решили:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, предусматривающих установление критериев обеспеченности населения пищевой продукцией и специализированными продуктами детского питания.

2. Рассмотреть возможность актуализации действующих государственных и межгосударственных технических регламентов и стандартов на пищевую продукцию (технических условий) с целью повышения требований к качеству продуктов детского питания, сырья для их производства, а также разработать изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности за их нарушения.

3. Разработать и внести в Государственную Думу Российской Федерации закон, регулирующий весь комплекс правоотношений в сфере производства и оборота детского питания, а также организации питания детей дошкольного и школьного возраста.

4. Рассмотреть возможность законодательного закрепления функции по разработке нормативно-технической документации (технические условия и техническая инструкция) на производство продуктов детского питания за профильными научно-исследовательскими учреждениями.

5. Разработать программу организации производства функциональных ингредиентов детского питания на территории Российской Федерации, а также принять меры, направленные на совершенствование и повышение эффективности механизма сертификации функциональных ингредиентов импортного производства.

6. Рассмотреть ход реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года[12], Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года[13], акцентируя особое внимание на вопросах детского питания.

7. Разработать Стратегию развития индустрии детского питания в Российской Федерации.

8. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, в том числе:
»О генетических ресурсах растений для селекции сортов и гибридов сельскохозяйственных растений»;
»О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства)», в котором, в том числе, закрепить возможность присвоения территориям статуса «органической» сырьевой зоны по принципу качества и безопасности сырья, получаемого с использованием органических приемов агротехники и зоотехнии.

9. Обеспечить своевременные разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации вышеуказанных федеральных законов.

10. Принять меры, в том числе путем введения механизма электронной сертификации, направленные на модернизацию системы контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции, а также на совершенствование методов выявления и контроля генетически модифицированных организмов в продуктах детского питания.

11. Разработать и внести в установленном порядке для рассмотрения в Федеральном Собрании изменения в Федеральный закон «О рекламе»[14] в части запрета на рекламу пищевых продуктов, не являющихся собственно продуктами детского питания, с использованием образов детей или рекомендаций об использовании продуктов в питании детей.

12. С целью стимулирования отечественного производства детского питания рассмотреть возможность повышения таможенных тарифов на импортируемые в Российскую Федерацию готовые продукты детского питания и их снижения на ввозимые в страну полуфабрикаты и сырье для производства детского питания.

13. Разработать изменения в действующее законодательство, предусмотрев снижение ставок страховых выплат для производителей детского питания. Рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС на сырье и компоненты для производства детского питания.

14. Включить детское молочное питание в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых может осуществляться регулирование цен[15].

15. Включить в план мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, пункт о создании условий для обеспечения школьников питьевым молоком на безвозмездной основе во всех субъектах Российской Федерации.

16. Дополнить План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, мероприятиями, направленными на организацию полноценного, сбалансированного, качественного и доступного горячего питания детей в организованных детских коллективах, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы, в частности, разработке нормативного акта о безопасности пищевой продукции для детского питания.

17. Разработать программы дотационной поддержки производителей молочных продуктов для питания детей различных возрастных групп, в том числе обогащенных, а также разработать систему стимулирования производителей продуктов детского питания, расширяющих ассортимент за счет внедрения в производство отечественных разработок.

18. Ввести регулирование стоимости организации питания в общеобразовательных организациях и установить на федеральном уровне минимальную стоимость школьных завтраков и обедов.

19. Разработать для дошкольных и школьных образовательных организаций новые дифференцированные нормы и рационы питания, в том числе лечебно-профилактические и диетические.

20. Разработать федеральную целевую программу «Питание детей», предусмотрев в ней возможность предоставления налоговых льгот и преференций (в том числе по налогу на прибыль) отечественным производителям детского и специализированного питания, выпускающим продукцию, отвечающую современным требованиям качества и безопасности.

21. Разработать и внести в установленном порядке для рассмотрения в Федеральном Собрании изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части определения особенностей осуществления закупок в сфере школьного питания. В том числе предусмотреть:
- преференции поставщикам специализированной пищевой продукции для детского питания, предназначенной для детей дошкольного и школьного возраста, выпускаемой по национальным и межгосударственным стандартам на соответствующие виды специализированной продукции, а при их отсутствии – по техническим условиям предприятий-изготовителей, прошедшим в установленном порядке экспертную оценку; 
— недопустимость поставки продукции общего назначения (неспециализированной) при наличии аналогов – соответствующих видов специализированной продукции для детского питания;
- возможность исключения из конкурсной массы заявок недобросовестных участников закупок, поставщиков продукции и сырья ненадлежащего качества (в соответствии с требованиями к качеству специализированной продукции для детского питания);
- сокращение сроков организации закупок услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также включение в число поставщиков крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

22. В целях совершенствования процедур государственных и муниципальных закупок продуктов питания и услуг по организации питания во исполнение пунктов 2 и 5 плана мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 2028-р, ускорить принятие следующих проектов постановлений Правительства Российской Федерации:
- «О внесении изменения в правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проект направлен на снижение значимости стоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупок услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления;
- «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99»[16]. Проект предусматривает расширение дополнительных требований к участникам закупки услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе за счет: наличия квалифицированного персонала (поваров, технологов, врачей диетологов, санитарных врачей); наличия необходимого специализированного автотранспорта и технологического оборудования; наличия сертификата соответствия системы менеджмента безопасности пищевой продукции стандарту ГОСТ Р ИСО 22000–2007;
- «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19»[17]. Проект предусматривает распространение требования по установлению формулы цены и максимального значения цены контракта на государственные и муниципальные закупки услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, и направлен на нивелирование значительных колебаний (в том числе сезонных) цен на пищевые продукты;
- «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186»[18]. Проект направлен на установление величины цены контракта в 500 тыс. рублей, при которой или при превышении которой могут быть изменены по соглашению сторон существенные условия контракта на оказание услуг общественного питания и (или) поставку пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

23. Разработать и внедрить программы регулярного повышения квалификации и обучения медицинских работников, учителей, воспитателей дошкольных образовательных организаций, студентов педагогических вузов принципам здорового питания детей раннего, дошкольного и школьного возраста, а также основам оптимального питания.

24. Организовать проведение агитационной кампании, направленной против агрессивной рекламы продукции ресторанов быстрого питания, а также промышленной продукции, не отвечающей критериям здорового питания.

Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:

Организовать проведение консультативных приемов врачей-диетологов в образовательных организациях общего образования.

Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Осуществлять ежегодный полномасштабный мониторинг организации питания детей в дошкольных и школьных организациях, включающий анализ фактического потребления пищевой продукции, в том числе конкретных наименований продукции общественного питания, а также оценку отношения потребителей (обучающихся, воспитанников и их родителей, законных представителей) к продукции и услугам по обеспечению питания.

2. Рассмотреть возможность реализации образовательных программ по здоровому питанию для детских общеобразовательных организаций через федеральные центры здорового питания и технологические центры детского специализированного питания в целях постоянного информирования населения (детей, подростков, родителей) и специалистов научно-исследовательских, государственных и общественных структур, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, организаций торговли о современном ассортименте продуктов и технологиях детского и специального питания, а также возможность обмена опытом и знаниями между специалистами по вопросам обеспечения детей, подростков и других социально значимых категорий населения здоровым питанием.

3. Обеспечить разработку национальных стандартов на услуги по организации питания обучающихся и воспитанников дошкольных и общеобразовательных организаций.

4. Организовать работу с родительской общественностью, направленную на формирование позитивного отношения к продукции и рационам здорового питания и профилактику нерационального пищевого поведения детей.

Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

1. Внести изменения в Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года в части обеспечения условий для устойчивого развития производства детского питания на молочной, плодоовощной, зерновой, мясной основах и адаптированных молочных смесей, а также детского лечебного и профилактического питания.

Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор):

1. Продолжить практику ежегодного мониторинга качества и безопасности товаров для детей, в том числе продуктов детского питания.

2. Ускорить разработку проекта изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» в части требований к обязательной цветной маркировке продуктов питания исходя из количества содержания в них вредных веществ.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Организовать проведение постоянного мониторинга обеспеченности детей в организациях дошкольного и школьного образования качественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов.

2. Предусмотреть дополнительные меры на уровне субъекта Российской Федерации для стимулирования развития производства детского питания, в том числе путем обеспечения подключения вновь создаваемых и развивающихся производств к инженерным и электрическим сетям, а также меры, направленные на стимулирование повышения качества пищевой продукции для питания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе путем проведения конкурсов качества.

3. Принять участие субъекта Российской Федерации в Национальной программе «Школьное молоко».

4. Принять меры, направленные на улучшение организации питания детей в организованных коллективах, на соблюдение меню и норм питания по основным продуктам питания (мясо, молоко, творог, рыба, свежие фрукты, овощи, соки), а также санитарно-эпидемиологического режима на пищеблоках.

Рекомендовать Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

1. Рассмотреть вопрос участия малого и среднего бизнеса в тендерах на оказание услуг общественного питания и поставку продуктов питания для дошкольных и школьных образовательных организаций с привлечением заинтересованных общественных организаций.

2. Поддержать проведение Международного конгресса «Лечебно-профилактическое и функциональное хлебопечение» «Хлеб – это здоровье» в г. Ставрополе 27–28 сентября 2018 года.

3. Направить рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы государственной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в области здорового питания детей дошкольного и школьного возраста.

 [1] Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р).
[2]
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120.
[3]
Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 1873-р.
[4]
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1215-р.
[5]
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года№ 1364-р.
[6]
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761.
[7]
Задачи по совершенствованию соответствующей законодательной базы поставлены в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз обеспечению прав детей. Утвержденная Правительством Российской Федерации по инициативе Совета Федерации Национальная стратегия действий в интересах детей на период 2012–2017 годов в своей основе ориентирована на то, чтобы развернуть в сторону детей экономическую, социальную, финансовую политику государства.
[8]
В 2013 году Росстатом совместно с Институтом питания в рамках статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и выполнения Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года осуществлено обследование около 100 тысяч человек, репрезентативно представляющих все субъекты Российской Федерации. Такое обследование решено проводить с периодичностью раз в пять лет.
[9]
Использование этих продуктов направлено на достижение адекватной обеспеченности макро- и микронутриентами, минорными биологически активными компонентами пищи, оказывающими доказанное благоприятное влияние на физиологические функции организма и повышение его адаптационного потенциала.
[10]
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.
[11]
Информация из Доклада о результатах ежегодного мониторинга обеспеченности отдельных категорий граждан высококачественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов, а также состояния и объемов различных форм продовольственной помощи в субъектах Российской Федерации и их влияния на производство отечественной сельскохозяйственной продукции, подготовленного Минсельхозом России совместно с Минобрнауки России, Минтрудом России, Роспотребнадзором и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
[12]
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р
[13] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р.
[14]
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ.
[15]
Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 530.
[16]
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».
[17]
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».
[18]
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186 «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно».