Парламентские слушания

«Ключевые факторы развития аграрного образования»

Рекомендации

 Рассмотрев вопрос «Ключевые факторы развития аграрного образования», участники парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользования отмечают следующее.
Агропромышленный комплекс (далее – АПК), как основной адресат развития аграрного образования, обладает мощнейшей экономической основой и потенциалом для развития. Вопросы кадрового обеспечения АПК имеют огромную социально-экономическую значимость и являются важнейшими приоритетами государственной политики не только в настоящее время, но и в будущем.
Современное общество находится на стадии развития постиндустриальной экономики, подразумевающей повышение технологичности и наукоемкости всех отраслей, в том числе АПК (ориентирующееся на опережающее развитие в части точного земледелия, роботизации производства, генной инженерии и т. д.). Данный период характеризуется высоким уровнем информатизации всех областей общества, повышенной доступностью информации и знания.
Внедрение современных методов и технологий в производство и управление предприятиями агропромышленного комплекса становится просто невозможным без опережающее развитие кадрового потенциала аграрного сектора, как основного носителя инновационных знаний и навыков. В свою очередь развитие кадрового потенциала отраслей АПК невозможно без развития науки и инновационной деятельности, совершенствования системы подготовки кадров для сельского хозяйства.
Главное средство производства в сельском хозяйстве — земля, особенности которой обуславливают специфические формы концентрации и специализации сельскохозяйственного производства, обусловливают необходимость применения научно обоснованных систем земледелия для повышения плодородия почвы. Объектами деятельности являются живые системы — растения и животные, почва и вода вследствие чего в развитии отрасли переплетается действие экономических и биологических законов, сезонно используются средства производства и труд.
В России 9 природных зон: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколистые леса, лесостепь, степь, пустыни, субтропики. На территории России выделено более 80 сельскохозяйственных районов от оленеводческо-промысловых до районов субтропических многолетних культур, объединенных в 12 групп по степени сходства их главных признаков. Все это влияет на условия ведения и специализацию сельскохозяйственного производства и определяет требования к выпускникам аграрных образовательных учреждений.
Характер деятельности выпускников определяется тем, что:
• Сельское хозяйство очень сложная многофункциональная система
• Объекты деятельности — почва, растения, животные, птицы, микроорганизмы и другие биологические объекты
• Характер работы – сезонный, супернапряженный в период с весны и до начала зимы
• Основная часть рабочего времени под открытым небом
• Результаты труда сильно зависят от природно-климатических условий
• Специалист должен обладать разносторонними знаниями.
В настоящее время специалистов с высшим образованием (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура) для АПК готовят 54 вуза Минсельхоза России и 35 вузов Минобрнауки России.
Рабочие кадры и специалистов среднего звена – 38 вузов и более 500 образовательных учреждений СПО, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.
Повышают квалификацию работников АПК – вузы и учреждения ДПО Минсельхоза России.
Система высшего аграрного образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) включает 54 вуза – 31 аграрный университет, 22 сельскохозяйственные академии и 1 сельскохозяйственный институт. Аграрные образовательные организации расположены в 58 субъектах Российской Федерации. Численность обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в вузах Минсельхоза России по состоянию на 1 октября 2017 года составляла 301,7 тыс. чел. Из них – 53,9 % обучаются за счет средств федерального бюджета, остальные – за счет физических и юридических лиц с полным возмещением затрат на обучение.
30 вузов Минсельхоза России реализуют программы среднего профессионального образования по 51 специальности. Всего в вузах Минсельхоза по таким программам обучается 22,2 тыс. чел.
Система дополнительного профессионального образования Минсельхоза России включает 22 учреждения ДПО (3 академии, 16 институтов, 1 школа и 2 центра). Профессиональная переподготовка осуществляется по 34 образовательным программам (в соответствии с лицензиями).
В 2016 году в вузах и учреждениях ДПО прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации почти 45 тысяч человек из числа руководителей и специалистов агропромышленного комплекса.За счет средств федерального бюджета –19,3 тысячи человек.
Из общего числа обученных: руководители сельскохозяйственных организаций – 1 808 человек; специалисты инженерной службы – 1 703 человека; экономисты – 671 человек; бухгалтеры – 1 322 человека; агрономы – 1 516 человек; зоотехники – 1 829 человек; специалисты ветеринарной службы – 3042 человека; специалисты кадровой службы – 429 человек, руководители и специалисты организаций малых форм хозяйствования – 1 668 человек.
Наряду с этим образовательные учреждения Минсельхоза России оказывают консультационную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению по вопросам технологий производства сельскохозяйственной продукции, экономике предприятий, бухгалтерскому учету, аграрному праву.
Современное состояние и проблемы развития аграрного образования постоянно находятся в центре внимания органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов утверждены программы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на пятилетний период. На заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти Республик Татарстан, Башкортостан, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского края, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Тюменской, Рязанской, Самарской, Тамбовской и многих других областей определены конкретные показатели и критерии оценки деятельности аграрных образовательных учреждений. В зависимости от эффективности их работы разрабатываются обоснованные предложения по количеству бюджетных мест и необходимые объемы инвестиций на развитие образовательных учреждений села. Одновременно усиливается их взаимодействие с органами управления АПК субъектов Российской Федерации на основе долговременных соглашений с взаимными обязательствами сторон по эффективному кадровому обеспечению сельскохозяйственной отрасли.
 В настоящее время требуется дальнейшее развитие аграрного образования, которое включает:

1) Совершенствование содержания и технологий реализации образовательных программ, нацеленное на:
- обеспечение соответствия федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и среднего профессионального образования, примерных основных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, программ дисциплин, модулей и практик направлениям развития отрасли и сельских территорий, требованиям профессиональных стандартов, рынка труда;
- формирование непрерывности среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования, опережающее освоение современных технологий в АПК, соответствующее глобальным трендам развития аграрного производства; 
— обеспечение получения выпускниками образовательных организаций знаний, профессиональных навыков и умений, необходимых для инновационного развития всех отраслей АПК;
- развитие универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формирование у студентов ценностей и установок устойчивого природосберегающего развития и рационального землепользования;
- обучение навыкам практической работы, в том числе с инновационной техникой и технологиями аграрной сферы в процессе образования;
- информатизация и внедрение новых технологий обучения, совершенствование управления образовательной деятельностью, обеспечивающие качественное повышение эффективности основных операционных процессов учреждений образования.

2) Развитие научно-исследовательского потенциала аграрного образования, обеспечивающее:
- формирование среды генерирования новых знаний и проведения фундаментальных исследований в целях опережающей технологической модернизации АПК;
- преемственность поколений научно-педагогических работников образовательных организаций, способных осуществлять качественную подготовку специалистов и формирование передовых научных школ; 
— интеграцию образования и науки, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность;
- создание инновационно-предпринимательской среды по производству прикладных научных разработок, повышение уровня востребованности разработок отраслью, стимулирование НИОКР;
- трансфер технологий в целях максимизации добавленной стоимости в АПК.

 3) Обеспечение эффективных вложений в человеческий потенциал в интересах АПК и устойчивого развития сельских территорий, за счет: 
— расширения взаимодействия Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минтруда России, Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации, Совета по профессиональным квалификациям АПК;
- усиления связи образовательных организаций с предприятиями АПК в части содержания образования и требований к освоению образовательных программ выпускниками;
- выравнивания структуры спроса и предложения на рынках труда молодых специалистов с учетом стратегического развития АПК в региональном разрезе; 
— обеспечения объективной и достоверной информации о возможностях образовательно-профессиональных траекторий в АПК, изменение и популяризация имиджа аграрного образования;
- создания современных систем, поддерживающих сельские территории и фермерские хозяйства с точки зрения образовательных, правовых и предпринимательских консультаций и обучающих программ;
- обеспечение возможности получения дополнительного профессионального образования и распространения знания в областях, связанных с АПК, для широкого круга групп населения; 
— качественного повышения профессионального уровня, социального статуса и материального благосостояния преподавателей и сотрудников системы аграрного образования.

 4) Модернизация сети образовательных учреждений и оптимизация управления системой образования, обеспечивающая: 
— дифференциацию образовательных организаций, учитывающую региональную отраслевую специализацию, обеспечивающее сетевое взаимодействие и соответствие структурным трансформациям российской системы образования в целом и ее отраслевых сегментов;
- создание точек роста в науке и образовании, формирование центров академического превосходства; 
— получение экономии от масштаба и сокращение издержек посредством развития научной и образовательной инфраструктуры коллективного пользования; 
— эффективную реализацию данной Стратегии посредством усиления функциональных ролей разных типов образовательных организаций.

5) Развитие ресурсного обеспечения системы и расширение круга лиц и организаций, заинтересованных в развитии аграрного образования:
- обновление материально-технической базы образовательных организаций для обеспечения высокого уровня формирования компетенций выпускников;
- повышение эффективности использования финансовых, кадровых и академических ресурсов;
- расширение социального и корпоративного взаимодействия с образовательными учреждениями и производством, в том числе с зарубежными; 
— обеспечение взаимодействия между органами власти и бизнесом по реализации задач долгосрочного социально-экономического развития АПК;
- расширение круга заинтересованных лиц и организаций, обеспечивающих экспертное, методическое, ресурсное участие в развитии аграрного образования.

С учетом выше изложенного участники парламентских слушаний решили:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Ускорить рассмотрение и принятие Федерального закона
№ 180670–7 «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства», и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в целях включения научных и образовательных организаций, которые в процессе научной и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую (промышленную) переработку, в систему мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
1.2. Внести изменения в Земельный кодекс, имея ввиду предоставить вузам право использовать закрепленные за ними земельные участки для развития малых инновационных предприятий.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
2.1. Включить в перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, специальности и направления подготовки аграрного профиля: «Ветеринария», «Агрономия», «Агроинженерия», «Зоотехния».
2.2. Создать в системе аграрного образования национальный исследовательский университет аграрного профиля, предоставить этому университету самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по направлениям аграрного профиля.
2.3. Предусмотреть в Федеральной целевой программе развития образования финансовые средства на обновление материально-технической базы и лабораторного оборудования аграрных вузов, в том числе подразделений, обеспечивающих практическую подготовку, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений.
2.4. Предусмотреть финансовые средства на развитие лидирующих аграрных вузов.
2.5. Разработать комплекс мер по поддержке базовых сельскохозяйственных организаций, обеспечивающих практическую подготовку студентов аграрных вузов, предусмотрев для них преференции (приоритетное получение техники по программам агролизинга, субсидирование на 1 га посевов, субсидирование учебного места обучающегося и др.).
2.6. Поручить Минсельхозу России разработать программу кадрового обеспечения АПК.
2.7. Закрепить нормативными правовыми актами обязательное прохождение руководителями и специалистами предприятий АПК повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.
2.8. Ежегодно на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий рассматривать проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения АПК в Российской Федерации.
2.9. Поручить Минсельхозу России, органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать механизмы формирования кадрового заказа агропромышленного комплекса к системе многоуровневого профессионального образования.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
3.1. Ежегодно предоставлять в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию аналитический доклад о реализации концепции развития аграрного образования в Российской Федерации до 2025 года и совместно участвовать в его обсуждении.
3.2. Создать единый учебно-методический центр для разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных программ курсов, дисциплин (модулей), фондов оценочных средств, методических материалов и иных компонентов образовательных программ аграрного профиля.
3.3. Инициировать разработку профессиональных стандартов, которые будут включать требования к специалистам шестого, седьмого и восьмого уровней квалификации по должностям в области сельского хозяйства.
3.4. Разработать систему привлечения и закрепления талантливой молодежи в агропромышленном комплексе, в том числе за счет активизации работы по расширению реализации механизма целевого обучения в интересах работодателей агропромышленного комплекса в субъектах Российской Федерации, развития системы интеллектуальных состязаний среди школьников, студентов, конкурсов профессионального мастерства обучающихся и молодых специалистов, включая отраслевые чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс».
3.5. Оказать поддержку объединениям работодателей во внедрении системы независимой оценки качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.
3.6. Обеспечить развитие аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с направлениями реализации Национальной технологической инициативы и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации для ведения высокопродуктивного и экологически чистого агрохозяйства за счет привлечения инвестиций крупных агрохолдингов.
3.7. Внести изменения в План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленное на повышение эффективности образования и науки», имея ввиду уменьшение соотношения количества студентов в расчете на одного преподавателя до 10 по направлениям аграрного профиля, а по специальности «Ветеринария» — до 8.
3.8. Разработать и внедрить систему непрерывного профессионального образования в интересах агропромышленного комплекса.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:
4.1. Содействовать расширению подготовки специалистов среднего и высшего звена для сельских территорий по наиболее востребованным специальностям, обеспечив приоритетность обучения для молодежи из сельской местности.
4.2. Внести изменения в приказ Минобрнауки России № 444
от 28 апреля 2015 г. и ввести дополнительный корректирующий коэффициент, учитывающий специфику образовательных программ аграрного профиля, равный 1,3.
4.3. Расширить перечень грантов на проведение научных исследований, выделяемых Минобрнауки России, по аграрным направлениям. Предусмотреть возможность учета статей, индексируемых в базе данных AGRIS.
4.4. Предусмотреть в регламентах работы Рособрнадзора положения, обеспечивающие ранжирование принимаемых мер воздействия в зависимости от степени влияния нарушений нормативных правовых документов на качество подготовки специалистов.
4.5. Объявить мораторий на 2–3 года на закрытие подготовки в аграрных вузах по экономическим и юридическим направлениям.
4.6. Предусмотреть в примерных основных образовательных программах по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» профессиональные компетенции, позволяющие выпускникам выполнять трудовые функции в сфере организации сельскохозяйственного производства и управления в организациях АПК.
4.7. Восстановить на бюджетной основе подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению «Землеустройство и кадастры» – экономические науки».

5. Российской академии наук:
5.1. В рамках Евразийского союза с участием структурных подразделений РАН и Федерального Собрания провести совместную научно-практическую конференцию, посвящённую проблемам формирования и развития кадрового потенциала АПК.
5.2. Акцентировать внимание на подготовке новых учебников и учебно-методических материалов для аграрных образовательных учреждений высшего и среднего образования с учетом современной специфики развития сельскохозяйственного производства.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
6.1.Разработать систему мер по предоставлению приоритетной поддержки высокотехнологичных предприятий АПК, обеспечивающих практическую подготовку студентов аграрных образовательных организаций.
6.2. Разработать систему показателей оценки кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий с учетом местных особенностей, а также учитывать имеющиеся кадровые потребности для совершенствования программ социально-экономического развития сельских территорий.
6.3. Обеспечить увеличение доли целевой подготовки специалистов в интересах агропромышленного комплекса.
6.4. Обеспечить мониторинг целевого приема и целевого обучения в интересах агропромышленного комплекса
6.5. В дополнение к бюджетным источникам финансирования программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров аграрного сектора активнее привлекать внебюджетные источники, в том числе в рамках муниципально-частного партнерства.

7. Направить настоящее решение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Комиссию Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство науки и образования Российской Федерации, Федеральное агентство научных организаций, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Российскую академию наук.