Парламентские слушания

«О ходе реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
(протокол № 161 от 25 декабря 2017 года)

Участники парламентских слушаний, проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 декабря 2017 года с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, а также хозяйствующих субъектов, обсудив процесс реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», отмечают следующее.

Утвержденный 30 ноября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» (далее — Программа) — первый комплексный документ, реализация мероприятий которого направлена на снижение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий. До принятия указанной Программы меры поддержки моногородов осуществлялись в рамках исполнения отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Снижение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий предполагается путем создания новых рабочих мест (230 тысяч к концу 2018 года), не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, и, как следствие, должно уменьшиться количество моногородов к концу 2018 года на 18 единиц, а также улучшиться качество городской среды в моногородах путем реализации мероприятий «Пять шагов благоустройства».

Программа предусматривает достижение указанных целей посредством реализации таких мероприятий, как разработка и реализация программ развития моногородов; создание территорий опережающего социально-экономического развития (в 100 моногородах к 24 декабря 2018 года); реализация мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов (в 15 моногородах в течение 2017–2018 годов); реализация инвестиционных проектов в моногородах (в период 2016–2018 годов в 150 моногородах); формирование к концу 2017 года во всех 319 моногородах команд, управляющих проектами развития моногородов; проведение рейтинга глав российских моногородов; разработка и сопровождение программы повышения качества среды моногородов (реализация не менее пяти мероприятий качественного изменения объектов городской среды в 319 моногородах к 28 февраля 2018 года[1]); реализация совместных мероприятий в рамках приоритетных программ и проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года (следующие приоритетные программы и проекты: «Безопасные и качественные дороги», «Электронное здравоохранение», «Рабочие кадры для передовых технологий», «Современная образовательная среда», «Индивидуальное и малое предпринимательство (ИМП)», «Формирование комфортной городской среды»).

По информации, представленной некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов»[2] (далее — Фонд), по состоянию на 1 ноября 2017 года:

программы развития моногородов утверждены во всех 319 моногородах;

территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) созданы в 27 моногородах, при этом в 13 из них отсутствуют зарегистрированные резиденты;

из 314 сформированных команд, управляющих проектами развития моногородов, прошли обучение 248 команд, в процессе находится еще 66;

в отношении 75 моногородов Фондом с субъектами Российской Федерации заключены генеральные соглашения о сотрудничестве;

Фондом с субъектами Российской Федерации заключено 21 соглашение о софинансировании мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в моногородах (уже введено в эксплуатацию 18 объектов инфраструктуры в 11 моногородах[3], еще 15 объектов инфраструктуры в 7 моногородах[4] будут введены в эксплуатацию до конца текущего года);

Фонд принимает участие в реализации 4 инвестиционных проектов (всего была подана 21 заявка на участие Фонда в финансировании инвестиционных проектов);

за счет финансовой поддержки Фонда создано 3,56 тысяч рабочих мест на новых производствах и привлечено 25,67 млрд. рублей инвестиций в моногорода.

Субъектами Российской Федерации, а также расположенными на их территории монопрофильными муниципальными образованиями (моногородами) были выделены следующие проблемы, препятствующие процессу реализации мероприятий, предусмотренных Программой:

— в Программе отсутствуют мероприятия, направленные на решение проблемы ветхого и аварийного жилья в моногородах. В контексте поставленной задачи по комплексному развитию моногородов нерешенность данного вопроса является значительным препятствием к диверсификации экономики моногородов, предполагающей пресечение процессов оттока населения, развитие бизнеса, создание новых рабочих мест;

— значительное количество зачастую дублирующих друг друга отчетных материалов, предоставляемых моногородом в рамках мониторинга реализации мероприятий Программы в федеральные органы исполнительной власти и организации, являющиеся ответственными за ее реализацию (предоставляются как на системной основе, так и в ходе разовых запросов), а также отсутствие синхронизации периодичности их предоставления;

— ограниченность предоставляемой Росстатом статистической информации (большая часть показателей не публикуется в целях конфиденциальности), которая в дальнейшем ложится в основу при подготовке моногородами отчетов по реализации мероприятий Программы. Как следствие, отчетная информация зачастую носит приблизительный характер;

— возложение основной финансовой нагрузки по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, на региональный и местный бюджеты, которые нередко носят дефицитный характер;

— отсутствие в Программе мероприятий, направленных на развитие (поддержку) перспективных градообразующих предприятий в целях обеспечения комплексного развития моногорода;

— невозможность получения статуса резидента ТОСЭР индивидуальными предпринимателями (резидентом ТОСЭР может стать исключительно юридическое лицо);

— высокий для отдельных моногородов (в особенности находящихся в Арктической зоне) минимальный порог объема капитальных вложений резидента ТОСЭР в рамках реализации им инвестиционного проекта на территории моногорода в первый год его деятельности (даже с учетом его понижения с 5 до 2,5 миллионов рублей[5]);

— значительное количество проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях ТОСЭР, являющихся моногородами.

Счетной палатой Российской Федерации[6] также было обращено внимание на несоответствие отдельных моногородов, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень моногородов[7] (по общим правилам перечень подлежит актуализации один раз в год), утвержденным критериям отнесения муниципальных образований к монопрофильным[8] и установленный Программой запрет в период 2017–2018, 2019–2024 годов пересматривать указанный перечень «с целью сохранения объема» Программы. Принимая во внимание, что одним из целевых показателей Программы является снижение количества моногородов (например, на 18 единиц к концу 2018 года), имеется риск, что данный показатель будет достигнут за счет моногородов, уже не соответствующих на момент утверждения Программы критериям, позволяющим отнести эти муниципальные образования к монопрофильным.

Кроме того, в качестве проблемы, требующей оперативного решения, Счетной палатой Российской Федерации было обозначено отсутствие единой, методически проработанной системы оценки социально-экономического состояния моногородов и потенциалов их развития, что в значительной степени снижает возможность принятия эффективных управленческих решений и определения целесообразности выделения бюджетных средств на развитие моногородов. В настоящее время анализ состояния социально-экономического положения моногородов осуществляется на базе данных, предоставляемых Росстатом, Минтрудом России, Минпромторгом России, ГАС «Управление», сведения которых зачастую носят противоречивый характер.

Участники парламентских слушаний, положительно оценивая динамику реализации Программы, считают необходимым принятие ряда дополнительных мер и рекомендуют:

 

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность установления дифференцированного подхода при определении минимального объема капитальных вложений резидента территории опережающего социально-экономического развития в реализацию инвестиционного проекта и количества создаваемых им рабочих мест в течение первого года деятельности, установленных требованиями к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 614, в зависимости от географических, природно-климатических особенностей моногорода, а также численности его населения;

рассмотреть возможность распространения на создаваемые на территориях монопрофильных муниципальных образований территории опережающего социально-экономического развития действия предусмотренных статьей 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» особенностей осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в целях ограничения количества проводимых на указанных территориях проверок;

рассмотреть возможность направления средств субсидий из федерального бюджета, полученных некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов», на строительство объектов инженерной инфраструктуры в моногородах (вне реализации новых инвестиционных проектов);

рассмотреть возможность распространения механизма территории опережающего социально-экономического развития за пределы монопрофильного муниципального образования в рамках территории единого производственного комплекса;

рассмотреть возможность получения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития индивидуальными предпринимателями, применяющими общую и упрощенную системы налогообложения;

— рассмотреть возможность распространения измененных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 494 требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 614), на территории опережающего социально-экономического развития, созданные до внесения в требования соответствующих изменений;

рассмотреть возможность разработки единой системы оценки социально-экономического состояния моногородов и потенциалов их развития.

 

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

согласовать региональные стратегии социально-экономического развития с программами развития моногородов.

 

3. Органам местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований:

активизировать совместную работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по включению мероприятий, направленных на поддержку и развитие монопрофильных муниципальных образований в государственные программы субъектов Российской Федерации;

обеспечить на постоянной основе информирование населения монопрофильных муниципальных образований о реализуемых мероприятиях в рамках приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».

 

4. Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в целях выявления проблем моногородов и выработки совместных решений по их устранению рассмотреть возможность создания рабочей группы с привлечением в нее членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 



[1] 5 объектов: 1) самое оживленное городское общественное пространство 2) центр досуга молодежи 3) объект культурного наследия и местные достопримечательности 4) объект социальной инфраструктуры 5) заброшенные и неэффективно используемые территории, в первую очередь, простаивающие промышленные предприятия.

[2] Письмо от 15 ноября 2017 года № 01–1790

[3] Анжеро-Судженск, Юрга, Белая Холуница, Кумертау, Набережные Челны, Луза, Камешково, Череповец, Каспийск, Белебей, Краснотурьинск.

[4] Белая Холуница, Кумертау, Набережные Челны, Каспийск, Краснотурьинск, Камешково, Таштагол.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 494 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 614»;

[6] Письмо Счетной палаты Российской Федерации от 5 мая 2017 года № ОМ-58/13–02;

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 709;

[8] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р.