Парламентские слушания

«Проблемы развития интеллектуальных систем учета и пути их решения»

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике провел парламентские слушания, в рамках которых участники обсудили вопросы, связанные с проблемами и перспективами внедрения интеллектуальных систем учета энергоресурсов и подходы субъектов энергорынка к проекту федерального закона № 139989–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 17 апреля 2018 года (Протокол № 148)

В работе парламентских слушаний приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно­коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, ПАО «Интер РАО», ПАО «Россети», Ассоциации «НП Совет рынка», АО «Системный оператор Единой энергетической системы», сбытовых компаний и гарантирующих поставщиков, территориальных сетевых компаний, экспертного сообщества, средств массовой информации.

Цель парламентских слушаний — обсуждение проблем и перспектив внедрения интеллектуальных систем учета энергетических ресурсов, а также вопросов нормативного обеспечения их развития.

Участники парламентских слушаний, заслушав доклады и выступления, отметили следующее.

Текущее состояние учета электроэнергии в Российской Федерации, несмотря на высокую оснащенность потребителей приборами учета электроэнергии (более 97%), не позволяет достоверно определять объемы взаимных обязательств между участниками рынков электроэнергии. В настоящее время в эксплуатации находятся более 300 видов приборов учета различных поколений и производителей, при этом лишь 9% из них отвечают современным требованиям к интеллектуальному учету электроэнергии.

Действующая модель организации коммерческого учета на розничных рынках электрической энергии определена в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, от 4 мая 2012 года № 442. Такая модель организации учета возлагает ответственность за установку прибора учета, эксплуатацию, передачу показаний на конечного потребителя, устанавливает ограничения по классу точности прибора учета и наличию метрологической поверки, нечетко определяет механизмы осуществления контроля.

Развитие интеллектуальных систем учета отвечает поставленным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачам по переходу к цифровой экономике и дает новый импульс развитию отечественных высокотехнологичных производств элементов интеллектуальной сети и программных продуктов, подготовке высококвалифицированных кадров.

Президиумом Совета законодателей Российской Федерации 24 апреля 2017 года принято решение о необходимости реализовать комплекс мер в сфере поверки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а равно их установки, ввода в эксплуатацию и замены с учетом возложения указанных обязанностей на ресурсоснабжающие организации. Кроме того, поставлена задача создания достоверной и полноценной системы учета потребляемых энергетических ресурсов, необходимой для объективного определения объемов взаимных обязанностей по оплате за фактически поставленные энергетические и коммунальные ресурсы, составления достоверного баланса производства и потребления указанных ресурсов, обеспечения прозрачности деятельности естественных монополий, снижения бюджетных расходов, технологических и коммерческих потерь.

В настоящее время развитие современных технологий в энергетике идет в направлении создания интеллектуальных сетей. Базовым компонентом «умной сети» является интеллектуальная система учета электроэнергии, предназначенная для управления электропотреблением, точного многотарифного учета и мониторинга качества электроэнергии, удаленного сбора данных. Построение интеллектуальной системы учета электроэнергии позволит снять накопившиеся проблемы с разногласиями между участниками энергетического рынка, обеспечить получение эффектов всем субъектам розничных рынков электроэнергии.

Интеллектуализация приборов учета и как самостоятельная область, и как часть функционала при проектировании интеллектуальной сети является мировым трендом.

В Европейском союзе (далее — ЕС) в целях поддержки развития интеллектуальных сетей к 2020 году планируют заменить не менее 80% счетчиков электроэнергии на интеллектуальные. По оценке Европейской комиссии, использование интеллектуальных счетчиков и сетей может к 2020 году сократить ежегодное потребление первичной энергии на 9 процентов.

Согласно отчету объединенного исследовательского центра Генерального директората Европейской комиссии за 2016 год, страны ЕС реализуют более 308 новых проектов по внедрению «умных» сетей. На конец 2016 года реализовано более 642 проектов. Наибольшее количество внедряемых проектов отмечается в Германии (140) и Дании (105). Некоторые страны ЕС осуществляют программы национальной поддержки развития интеллектуальных сетей. В Германии, Великобритании, Дании, Франции, Австрии, Швеции, Словении и Ирландии в период с 2011 по 2014 год были приняты дорожные карты и стратегии по внедрению интеллектуальных сетей, предусматривающие государственную поддержку, в том числе финансовую. В рамках национальных стратегий развивается также правовое обеспечение, гарантирующее безопасность персональных данных и техническую готовность сетей, а также устанавливаются обязательные целевые показатели по внедрению интеллектуальных измерительных приборов.

В США интеллектуальные счетчики охватывают около 50% домохозяйств. В Китае степень проникновения «умных» приборов учета на рынок составляет 95 процентов. Кроме того, развитие и поддержка интеллектуальных сетей являются частью двух последних пятилетних планов социально-экономического развития страны.

Создание современных систем интеллектуального учета электрической энергии в России невозможно реализовать без законодательной поддержки. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 139989–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» (далее — законопроект), который вызвал дискуссию среди участников рынков электроэнергии. Законопроектом предлагается ввести в электроэнергетике новую сущность — интеллектуальный учет электроэнергии, на основе которой поэтапно выстраивать политику развития учета электроэнергии.

По результатам анализа законопроекта субъектами рынков электроэнергии был сделан ряд существенных замечаний и предложений.

Участники парламентских слушаний, поддерживая целесообразность развития учета электроэнергии на базе интеллектуальных систем, полагают, что требуется доработка законопроекта в части определения источников финансирования и центров ответственности за организацию интеллектуальных систем учета. Также необходимо решить задачу по переносу ответственности за организацию учета электроэнергии с граждан на квалифицированных субъектов рынка. При этом целесообразно рассмотреть возможность привлечения различных механизмов финансирования, в том числе включение требований об оснащении интеллектуальными приборами учета строящихся многоквартирных жилых домов, а также об оснащении многоквартирных жилых домов интеллектуальными приборами учета при проведении капитального ремонта с достижением более высокого уровня энергоэффективности.

Среди замечаний со стороны гарантирующих поставщиков и сбытовых организаций отмечаются следующие.

Действующим законодательством обязанность по организации учета электрической энергии лежит, в первую очередь, на потребителях, которыми на настоящий момент уже были понесены соответствующие расходы.

Законопроектом не закрепляется принцип безвозмездности и беспрепятственности обмена данными интеллектуальной системы учета, единые требования к формату передачи данных из интеллектуальных систем учета, что может повлечь дополнительные финансовые обременения для потребителей и иных субъектов розничных рынков электрической энергии.

Поскольку гарантирующий поставщик ведет расчеты со всеми потребителями, сетевыми организациями, субъектами оптового рынка и имеет актуальную базу по потребителям, в том числе и в многоквартирных домах, предлагается сети многоквартирных домов, находящиеся за границами балансовой принадлежности сетевых организаций, оставить в зоне ответственности сбытовых организаций.

Для потребителей — граждан целесообразно проработать варианты переноса обязанности по установке интеллектуальных приборов учета на ресурсоснабжающие организации с учетом финансово-экономических обоснований таких вариантов.

Анализируя развитие интеллектуальных систем учета, необходимо учитывать, что интеллектуальный прибор учета должен быть способен передавать информацию о режимах работы электроустановок, качестве электроэнергии, количестве и времени отключения, тарифах, авариях и нарушениях электроснабжения. Информация должна передаваться в различные организации заинтересованные в достоверной информации. Использование информации необходимо следующим субъектам рынка: администраторам расчётов на розничных рынках; операторам либо провайдерам данных и связи — для их обработки и передачи обработанной информации; управляющим компаниям — для контроля и расчета общедомовых нужд, для контроля качества услуг электроснабжения оказываемых электросетевой компаний, контроля аварий электроснабжения; энергосервисным компаниям — для расчета результатов энергосервисных контрактов и контроля их в процессе исполнения; региональным властям — для контроля качества и бесперебойности электроснабжения и формирования тарифов; МЧС — для использования в системах безопасный город; подразделениям министерства энергетики всех уровней — для контроля деятельности электросетевых предприятий; сбытовым компаниям, либо собственникам генерации или продавцам розничного рынка энергии — для работы с тарифными меню потребителей и управления нагрузками; потребителям — для контроля правильности расчетов за оказанные услуги.

Исходя из вышеперечисленных задач, основной проблемой при организации систем интеллектуального учета является организация доступа к информации в интеллектуальных приборах учета для всех участников рынка и правильном ее распределении. Информация для ряда задач необходима в режиме он-лайн, что определяет дополнительные требования к каналам связи. Создание услуг по передаче информации участникам рынка позволит окупить внедрение интеллектуальных приборов учета, создаст рынок цифровых услуг, создаст стимул развития тарифных меню энергосбытовым компаниям, может быть транслирована на услуги по сбору данных на все ресурсы (вода, тепло).

26 января 2018 года Комитетом Совета Федерации по экономической политике был проведен «круглый стол» на тему «Об экономической эффективности использования электросетевого комплекса: проблема резервов сетевой мощности и развитие интеллектуальных сетей», в итоговом решении которого содержались рекомендации ПАО «Россети», ПАО «ФСК», ПАО «Интер РАО», АО «Системный оператор Единой энергетической системы» выработать консолидированные замечания и предложения к законопроекту.

В ходе парламентских слушаний было обращено внимание на необходимость учета следующих моментов при доработке законопроекта:

а) соблюдение основополагающих принципов реформирования электроэнергетики, обеспечивающих развитие конкурентных отношений на розничных рынках и соблюдение прав и законных интересов потребителей электрической энергии;

б) рассмотрение в целях реализации решения Президиума Совета законодателей Российской Федерации от 24 апреля 2017 года в части создания достоверной и полной системы учета потребляемых энергетических ресурсов, концепции развития интеллектуальной системы учета на базе гарантирующих поставщиков, как субъектов, обладающих наиболее полной информацией обо всех точках поставки на розничных рынках электрической энергии, включая предоставление коммунальных услуг населению;

в) необходимость постепенного перехода к интеллектуальным системам учета организации учета, в том числе путем установления обязанности по установке приборов учета, отвечающих требованиям к системам интеллектуального учета, в отношении вновь вводимых объектов и приборов учета;

г) недопустимость учета в тарифах на услуги по передаче электрической энергии, а также плате за технологическое присоединение расходов, связанных с созданием и эксплуатацией интеллектуальных систем учета;

д) закрепление обязанности регулирующих органов сохранять экономию, полученную сетевыми организациями при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, в том числе путем создания интеллектуальных систем учета, на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута;

е) недопущение возникновения условий для снижения уровня доступности энергетической инфраструктуры и уменьшения прозрачности функционирования сетевых организаций.

Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют Правительству Российской Федерации:

1) внести в Государственную Думу поправки к проекту федерального закона № 139989–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», предусматривающие решение вопросов:

— целесообразности и обоснованности расходов на установку приборов учета и создания интеллектуальной системы учета;

— определения субъектов, ответственных за установку приборов учета и создание интеллектуальной системы учета потребителям — юридическим лицам и в частном секторе, а также потребителям в многоквартирных домах;

— снижения рисков ограничения доступа к интеллектуальной системе учета и манипуляции данными;

— обязанности для всех участников оборота электрической энергии и мощности с определенной даты устанавливать только интеллектуальные приборы учета, которые могут быть интегрированы в интеллектуальную систему учета;

— возможности финансирования расходов сетевых организаций на создание интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) только за счет экономии средств, полученных ими в результате проведения мероприятий по сокращению операционных расходов и потерь электрической энергии;

— возможности сохранения экономии средств, полученных сетевыми организациями в результате проведения мероприятий по сокращению операционных расходов и потерь электрической энергии в течение срока их окупаемости.

2) Разработать ко второму чтению законопроекта проект нормативного правового акта, предусматривающего механизмы реализации построения интеллектуальных систем учета электрической энергии, в том числе:

общие принципы предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) территориальными сетевыми организациями субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности);

перечень и требования к функциям интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) с разбивкой по категориям получателей услуг такой системы;

перечень и требования к функциям приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены (интегрированы) к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности);

правила присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) и предоставление доступа к услугам такой системы;

правила присоединения (интеграции) интеллектуальных систем учета друг к другу и к вышестоящим системам;

требования к защите информации, размещаемой в интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), от несанкционированного доступа при ее сборе, передаче и хранении;

требования к единому порядку, форме и протоколам регистрации, обработки и обмена информацией в рамках функционирования интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности).