Парламентские слушания

«Об актуальных вопросах законодательного регулирования железнодорожных перевозок»

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике провел парламентские слушания «Об актуальных вопросах законодательного регулирования железнодорожных перевозок». Мероприятие прошло в рамках Дня российских железных дорог в Совете Федерации.

В ходе парламентских слушаний особое внимание было уделено пригородным, региональным и высокоскоростным железнодорожным перевозкам. С докладами выступили генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Айрат Усманов, представители крупных компаний-перевозчиков и производителей железнодорожной техники.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 19 июня 2018 года (Протокол № 152)

Заслушав и обсудив доклады по означенной теме, участники парламентских слушаний отмечают активную работу по актуализации положений Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

По итогам 2017 года скорость доставки грузов в 2017 году возросла на 1,7% (до 386,9 км/сут.) по сравнению с 2016 годом. Средний вес грузового поезда в 2017 году достиг 4041 тонн (+0,9%). Надежность доставки грузов составила 97,0% (+0,1 п. п.). В 2017 году погружено 1 261,3 млн. тонн грузов (+3,2% к 2016 году). Тарифный грузооборот достиг 2491,9 млрд. ткм (+6,4%). Значительно выросли объемы транзитных (+16,1%) и контейнерных перевозок (+17,4%).

Означенные результаты достигнуты за счет повышения эффективности управления железнодорожным транспортом, обновления инфраструктуры и совершенствования технологии перевозочного процесса.

Дали положительный результат меры, направленные на повышение пассажирооборота, обеспечение ритмичности и улучшение качества обслуживания пассажиров (формирование привлекательных условий приобретения билетов при заблаговременном планировании поездок).

В 2017 году перевезено 1 117,9 млн. пассажиров (цифра является рекордной за последние 8 лет). Объем пассажирских перевозок возрос на 9,4%, в т. ч. в дальнем следовании на 0,8%, в пригородном сообщении на 8,6%.

Для удобства пассажиров и повышения качества предоставляемых услуг запущено в эксплуатацию Московское центральное кольцо (МЦК). С момента запуска 10 сентября 2016 года по 31 декабря 2017 года услугами МЦК воспользовались почти 138,0 млн. пассажиров. С 1 мая 2017 года интервал движения поездов в часы пик сокращен до 5 минут. Это позволило на треть увеличить количество задействованных пар поездов. Через год, 16 мая 2018 года был зафиксирован рекорд суточного пассажиропотока достигшего 444,8 тыс. пассажиров.

Переход на долгосрочные правила индексации тарифов позволил стабильно и эффективно формировать как планы транспортного обеспечения населения, так и транспортных планов развития.

Значительное внимание уделено системной работе по организации высокоскоростного грузопассажирского железнодорожного сообщения. Достигнуты договоренности о межгосударственном сотрудничестве со странами, имеющими опыт эксплуатации магистралей данного типа.

Во исполнение соответствующих поручений Правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» разработано предварительное технико-экономическое обоснование строительства грузопассажирской высокоскоростной магистрали «Евразия».

Именно она в перспективе объединит создаваемую в Европе сеть «Euro Сагех» с китайской «China Railway Corp.». Магистрали «Евразия» станет опорным проектом новой сети, основой формирования современных агломераций, роста пассажиро- и грузопотоков, межрегиональных перевозок и транзита по территории России.

Невзирая на непростые экономические условия ОАО «РЖД» сумело привлечь долгосрочные средства иностранных инвесторов путем размещения облигаций на международных рынках капитала. Это обеспечило возможности для реализации ряда крупных инфраструктурных проектов на сети железных дорог, выполнения мероприятий по повышению транспортной безопасности и снижению аварийности, реновации железнодорожного подвижного состава.

Вместе с тем участники парламентских слушаний также отмечают наличие однопутных участков, протяженность которых составляет около 9 тыс. км. Это сокращает пропускную способность железных дорог, приводит к задержкам поездов, снижает оборот вагонов и коэффициент их использования в груженом рейсе.

Устаревшая инфраструктура на путях необщего пользования (в том числе грейферная технология выгрузки грузов в морских портах) ограничивает возможности повышения эффективности использования грузовых вагонов для их погрузки и выгрузки. Недостаточность финансовых средств сдерживает и не позволяет в полной мере выполнять работы по ограждению объектов железнодорожной инфраструктуры.

Остается высокой аварийность на железнодорожных переездах на направлениях с высокой интенсивностью движения поездов в местах пересечении с автомобильными дорогами в одном уровне.

Требуют более масштабного законодательного регулирования вопросы установления ответственности за повреждение подвижного состава, определения порядка предоставления подвижного состава и стимулирования приобретения и эффективного использования подвижного состава нового поколения.

В целях реализации Указа № 204 и обеспечения дальнейшего развития железнодорожного транспорта участники парламентских слушаний рекомендуют:

I. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Государственной Думе рассмотреть возможность принятия в период осенней сессии 2018 года следующих федеральных законов:

— «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» (о поэтапной реализации требований по обеспечению транспортной безопасности с учетом актуализации сроков вступления его в силу) (проект № 750871–6);

— «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об оборудовании железнодорожных переездов комплексами фото- и видеофиксации) (проект № 183830­7);

— «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (об обеспечении правовых оснований для компенсации затрат перевозчика при отцепке вагона в текущий ремонт по причинам, не зависящим от перевозчика) (проект № 203948–7);

— «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (об ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров) (проект № 230341–7);

— «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии» с учетом поправок, предусматривающих упрощенный порядок предоставления права пользования участками недр местного значения для добычи общераспространенных полезных ископаемых в отношении юридических лиц, выполняющих государственные контракты по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и железных дорог общего пользования, а также других объектов, перечень и порядок определения которых устанавливается Правительством Российской Федерации (проект № 288750–7);

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам) (проект № 300249–7);

— «О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 416294–7).

2.Членам Комитета Совета Федерации по экономической политике рассмотреть возможность подготовки и внесения в Государственную Думу:

— проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (в части ослабления ограничений в обороте в отношении объектов гражданской обороны);

— проекта федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения условий аренды земельных участков на полосах отвода железных дорог).

II. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

1. Создания механизмов синхронизации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года в соответствии с изменениями, вносимыми в установленном порядке в Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030.

2. Сохранения порядка возмещения из федерального бюджета сумм НДС по товарам (работам и услугам), оплаченным перевозчиками на железнодорожном транспорте за счет субсидий и бюджетных инвестиций, при условии, что сумму НДС перевозчик оплатил за счет собственных средств.

3. Разработки возможных мер государственной поддержки механизмов реновации подвижного состава для перевозки пассажиров в пригородном сообщении.

4. Проработки комплекса вопросов, связанных с установлением специальных налоговых режимов и бюджетным финансированием строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в рамках организации высокоскоростного грузопассажирского железнодорожного коридора «Евразия» с учетом перспектив развития территорий, прилегающих к магистрали.

5. Разработки государственной программы Российской Федерации, предусматривающей ликвидацию железнодорожных переездов, пересекающих автомобильные дороги в одном уровне на направлениях с повышенной интенсивностью движения, и строительству в указанных местах пересечений автомобильных путепроводов по типовым проектам.

6. Внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи со строительством инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2019 год:

— проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и Лесной кодекс Российской Федерации (в части совершенствования регулирования лесных отношений) в связи с реконструкцией и модернизацией Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в том числе в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;

— проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 104 и 105 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в части определения ответственности за повреждение вагонов, контейнеров при их эксплуатации на сети железных дорог);

— проекта федерального закона «О внесении изменений в часть 2 статьи 10 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в части установления обязанности проектирования, строительства, реконструкции и содержания пересечений через железнодорожные пути разных уровней без выхода на железнодорожную инфраструктуру);

— проекта федерального закона «О внесении изменений в часть 5 статьи 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части увеличения ответственности за проход через железнодорожные пути (переезды) в неположенном месте до 2000 – 5000 рублей);

— проекта федерального закона, направленного на повышение ответственности грузоотправителей за неэффективный простой вагонов.

III. Министерству транспорта Российской Федерации ускорить разработку и утверждение Типовой формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту, предусмотренного подпунктом «г» части 17 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

IV. ОАО «Российские железные дороги»:

1. Принять меры к повышению эффективности использования финансовых средств, выделяемых на реализацию инфраструктурных проектов.

2. Рассмотреть возможность оснащения не менее 80% пассажирских поездов дальнего следования и пригородного сообщения оборудованием, позволяющим пассажирам получать доступ к сети «Интернет» для работы на период поездки.