Парламентские слушания

«Новые механизмы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда: вопросы законодательного регулирования»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 187 от 20 декабря 2018 г.)

Участники парламентских слушаний, проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 9 ноября 2018 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Счетной палаты Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обсудив актуальные проблемы реализации мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселению из него граждан, отмечают следующее.

Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р (далее – Стратегия), одним из основных приоритетов, целей и задач государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства определено создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда. При этом, согласно Стратегии, для достижения поставленной цели необходимо завершить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, а также создать новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.

На решение поставленной задачи и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», а также в целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» направлено распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года», согласно которому площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года и требующего расселения до 1 сентября 2017 года, составляет 10,78 млн. кв. м (686,44 тыс. человек).

За период 2014–2017 годов[1] из аварийного жилищного фонда площадью 10,67 млн. кв. м (99,0%) переселено 679, 3 тыс. человек (99,0 %)[2]. При этом в 11 субъектах Российской Федерации[3] не обеспечено достижение целевых показателей реализации программ переселения 2014–2017 годов, что привело к не расселению97,8 тыс. кв. м аварийного жилья, в котором проживает 6,24 тыс. человек.

Наряду с этим, во исполнение поручений по итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации по вопросу «О мерах по исполнению Указа Президента Российской Федерации о социально-экономическом развитии России» в 2018 году проведена работа по выявлению в субъектах Российской Федерации аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, но не включенного в программы расселения на 2013–2017 годы. Такой аварийный жилищный фонд был выявлен в 13 субъектах Российской Федерации в объеме 151,70 тыс. кв. м (8,49 тыс. человек). Также в 2018 году реализацию программы 2013–2017 годов продолжает Амурская область (50,0 тыс. кв. м, 3,37 тыс. человек). На завершение поставленной задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, дополнительно были выделены средства Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 3,15 млрд. рублей.

Вместе с тем, в период после 1 января 2012 года в субъектах Российской Федерации велась работа по признанию многоквартирных домов аварийными в связи с физическим износом. Согласно отчетным данным[4] признано аварийными 49,24 тыс. многоквартирных домов общей площадью 14,34 млн. кв. м, в которых проживают 856,7 тыс. человек. При этом в 30 субъектах Российской Федерации[5] началась реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством Российской Федерации подготовлены проекты паспортов федеральных проектов «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящих в состав национального проекта «Жилье и городская среда».

В качестве целей и целевых показателей национального проекта, достижение которых запланировано к 2024 году, определено, в том числе, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, под которым в соответствии с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» понимается достижение в отчетном периоде объема расселения не менее 50% аварийного жилья. При этом одним из показателей проекта является увеличение соотношения объема расселяемого аварийного жилищного фонда к объему жилищного фонда, признаваемому аварийным в результате физического износа, с 8,5% в 2019 году до 131,5% в 2024 году. То есть динамика расселения аварийного жилищного фонда должна не только сохраняться, но и наращиваться.

Финансовое обеспечение реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» запланировано в объеме 507,17 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 431,94 млрд. рублей, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 67,84 млрд. рублей, внебюджетных источников – 7,39 млрд. рублей. При этом следует отметить, что объем финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета на выполнение этой задачи в среднем составляет 86%.

Согласно представленному проекту, за период с 2019 по 2024 год планируется переселить 530,9 тысяч человек, проживающих в 9,54 млн. кв. метров. Кроме того в 2025 году за счет средств, выделенных в 2024 году в рамках проекта, планируется дополнительно переселить еще 133,3 тысячи человек из 2,4 млн. кв. метров. Таким образом, всего с учетом предусмотренного проектом финансирования будет расселено 664,2 тысяч человек из почти 12 млн. кв. метров аварийного жилья, что соответствует прогнозу Минстроя России об объеме аварийного жилищного фонда к 2024 году в размере 11,72 млн. кв. метров.

В качестве основной задачи федеральным проектом поставлена задача по созданию механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации. В этих целях запланированы институциональные преобразования, включающие в себя, в том числе продление периода деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2026 года, уточнение понятий и критериев признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, порядок формирования региональных реестров аварийных и ветхих домов, введение новых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» принят разработанный Правительством Российской Федерации Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме этого, в целях обеспечения непрерывности осуществления мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения из него граждан, а также перехода на новые механизмы переселения граждан, в течение первого полугодия 2019 года планируется разработать и внедрить комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов реализации программ переселения граждан, включающих в себя:

установление однозначных критериев признания жилых домов аварийными и порядка оценки их состояния в соответствии с такими критериями;

введение понятия ветхого жилья и установление критериев отнесения жилых домов к этой категории, разработку и реализацию на их основе мероприятий по осуществлению текущего контроля за состоянием таких домов и их капитальному ремонту;

введение особенностей использования земельных участков под многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу, в том числе для строительства домов по программам переселения, социальных объектов, устройства общественных пространств (парков, скверов) в рамках программ благоустройства территорий, ограничение коммерческого использования;

расширение механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включающих создание специализированного жилищного фонда, предоставление гражданам жилых помещений по договорам найма жилого помещения, предоставление собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, осуществление дополнительных социальных выплат на цели обеспечения жильем собственников жилых помещений, расположенных в подлежащих расселению аварийных домах;

повышение требований к осуществлению конкурсного отбора подрядных организаций, привлекаемых для строительства домов в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

создание привлекательных для застройщиков условий при реализации механизма по развитию застроенных территорий;

установление особенностей предоставления жилых помещений и иных мер поддержки при переселении из аварийного жилищного фонда для граждан – собственников и нанимателей жилых помещений в домах, признанных в установленном порядке аварийными, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Вместе с тем, при разработке новых постоянно действующих, системных механизмов, основанных на программном подходе к планированию и реализации мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, следует учесть те подходы и принципы, которые были сформулированы Минстроем России и поддержаны Президентом Российской Федерации на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, 4 мая 2017 года.

При этом особое внимание следует обратить на реализацию принципа социальной справедливости и гарантий жилищных прав граждан посредством применения следующих инструментов:

определение категорий переселяемых граждан и условий предоставления им жилья с учетом обеспеченности их жильем и отсутствием возможности самостоятельного решения жилищной проблемы;

дифференциация и разнообразие методов государственной (муниципальной) поддержки при переселении, в том числе субсидирование платы за наем, внедрение механизма переселения на «платной основе»;

предоставление гражданам, имеющим в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение, денежного возмещения.

Отдельно следует обозначить проблему переселения граждан Российской Федерации из непредназначенных для проживания строений, предоставленных им в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, а также в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали[6]. В ходе реализации таких мероприятий в зоне Байкало-Амурской магистрали (2011–2018 год) было переселено 3622 человека при общем финансировании 6122159,79 тыс. рублей. Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено финансирование данного мероприятия ежегодно в объеме 594 550,0 тыс. рублей.

Наряду с этим, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации[7] разработан Комплекс мер по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока[8]. В рамках формирования проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на мероприятия по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период освоения Сибири и Дальнего Востока запланированы бюджетные ассигнования в объеме 235870,4 тыс. рублей ежегодно на 2020 и 2021 годы за счет перераспределения между мероприятиями государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В настоящий момент согласно данным, представленным субъектами Российской Федерации, общее количество граждан указанной категории составляет 33 204 человека. Однако представленные данные подлежат корректировке в соответствии с требованиями об их согласовании с территориальными органами Министерства внутренних дел России и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При этом следует отметить, что критерии отнесения граждан к такой категории, исключающие дублирование мер государственной поддержки с другими механизмами обеспечения жильем граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в настоящее время разработаны и проходят процедуру межведомственного согласования. После уточнения вышеуказанных критериев объемы финансирования мероприятия и количество граждан указанной категории будут скорректированы по результатам инвентаризации очередей граждан. Также в целях обеспечения целевого расходования бюджетных средств следует отметить необходимость введения статистического наблюдения за данными показателями.

Обсудив актуальные проблемы реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в период 2014–2018 годов, заслушав информацию о планируемых подходах к решению задачи по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и предложения Минстроя России и субъектов Российской Федерации по формированию новых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Продолжить работу по разработке предложений, направленных на усиление целевой направленности федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

1.2. В рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле», обеспечить проведение мероприятий по контролю эффективности использования финансовых средств, выделяемых на финансирование федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда».

1.3. Обеспечить обсуждение федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», с представителями субъектов Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года.

1.4. Ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 503785–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд).

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. При доработке федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее – федеральный проект), входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда»:

устранить противоречие между паспортом федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», согласно которому субсидии из федерального бюджета и целевые показатели рассчитаны исходя из объема аварийного жилищного фонда по состоянию на 1 января 2018 года, и Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“, согласно которому финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставляется на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года;

рассмотреть вопрос об уточнении целевых показателей федерального проекта после предоставления в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в Минстрой России сведений об аварийном жилищном фонде, признанном таковым в результате физического износа до 1 января 2017 года;

выработать подходы к расселению аварийного жилищного фонда, признаваемого таковым после 1 января 2017 года;

в отношении ветхих многоквартирных домов выработать меры по организации и источникам финансирования проведения работ по мониторингу технического состояния строительных конструкций или многоквартирного дома в целом, мероприятий по восстановлению и (или) усилению его строительных конструкций (при необходимости) до признания таких домов в установленном порядке аварийными;

предусматривать целевые показатели расселяемого аварийного жилищного фонда в рамках федерального проекта с учетом длительности строительного цикла;

рассмотреть возможность выделения финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета в рамках федерального проекта на реконструкцию объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами и признанных аварийными и подлежащими реконструкции.

2.2. Обеспечить внесение изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в части согласования основных параметров финансового обеспечения и показателей результативности программы с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящим в состав национального проекта «Жилье и городская среда».

2.3. Обеспечить ускорение разработки и внесения на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, устанавливающего новые механизмы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

2.4. Рассмотреть вопрос о введении статистического наблюдения основных параметров реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, в том числе мероприятий по переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений в зоне Байкало-Амурской магистрали и осуществлении мониторинга за реализацией данных мероприятий в целях исключения дублирования мер государственной поддержки с другими механизмами обеспечения жильем граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

3.1. Обеспечить своевременность исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 октября № Пр-1927 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 2 октября 2018 года по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

3.2. Обеспечить на регулярной основе направление в Федеральное Собрание Российской Федерации информации об основных результатах реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», а также мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, в том числе мероприятий по переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений в зоне Байкало-Амурской магистрали.

3.3. В целях повышения эффективности реализации национального проекта «Жилье и городская среда» принять следующие меры:

предусмотреть возможность увеличения для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, стоимости строительства одного квадратного метра жилого помещения для строительства домов по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 октября 2018 года № Пр-1918ГС по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 10 сентября 2018 года;

установить дополнительные требования к квалификации, опыту подрядных организаций, застройщиков, технических заказчиков в случае, если муниципальное образование или субъект Российской Федерации приобретает жилые помещения в строящемся доме по договорам купли-продажи, долевого участия в строительстве, заключаемыми с застройщиками таких объектов;

установить положения о порядке заключения контрактов жизненного цикла здания при строительстве жилья по программам переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда;

рассмотреть вопрос о введении механизмов опережающего финансирования строительства жилья для переселения в него граждан из аварийного жилищного фонда;

рассмотреть вопрос о применении ежегодного индекса-дефлятора, устанавливаемого Министерством экономического развития Российской Федерации, при расчете доведенных до субъектов Российской Федерации лимитов на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»;

разработать комплекс мер, направленных на обеспечение строительства жилья, предоставляемого при переселении граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, включающий установление требований по применению в строительстве новых современных энергоэффективных технологий и инновационных методов строительства;

предусмотреть возможность постепенного перехода на новые принципы и механизмы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

3.4. При разработке подходов по решению проблемы переселения граждан Российской Федерации из непредназначенных для проживания строений, предоставленных им в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, в том числе в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, рассмотреть следующие предложения:

об установлении предельного срока расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, созданного в период строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, и определения объема целевого финансирования на эти мероприятия;

об исключении возможности дублирования мер социальной поддержки по предоставлению жилья в этих случаях посредством применения различных государственных и муниципальных программ.

3.5. При разработке новых постоянно действующих системных механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда учесть следующие предложения:

рассмотреть вопрос о законодательном закреплении различных вариантов механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, которые субъект Российской Федерации может выбрать с учетом особенностей социально-экономического развития региона;

учесть подходы и принципы, сформулированные Минстроем России и поддержанные Президентом Российской Федерации на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации 4 мая 2017 года;

учесть необходимость снижения объемов финансирования мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о введении системы контроля за расселением аварийного жилищного фонда в рамках государственных, региональных и муниципальных программ в целях исключения дублирования мер финансовой поддержки за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на одни и те же мероприятия;

рассмотреть возможность решения проблемы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда с одновременным применением механизмов реновации жилищного фонда на всей территории Российской Федерации;

рассмотреть вопрос об отнесении домов блокированной застройки к многоквартирным домам;

предусмотреть возможность переселения граждан из двухквартирных жилых домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года;

законодательно урегулировать вопрос об источнике (источниках) финансирования дополнительной площади жилого помещения, возникающей вследствие предоставления гражданам жилого помещения большей площади при расселении аварийного жилищного фонда;

конкретизировать понятие равнозначности жилья, предоставляемого при переселении граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, с учетом особенностей таких жилых помещений, как отдельные комнаты, расположенные в коммунальной квартире, а также в многоквартирных домах, являющихся бывшими общежитиями;

предусмотреть дифференцированный подход к предоставлению государственной поддержки гражданам, проживающим в аварийных домах, в зависимости от жилищной и финансовой обеспеченности, предусмотреть однократность предоставления государственной поддержки;

предусмотреть возможность создания специализированного арендного жилищного фонда, как за счет строительства новых домов, так и за счет аренды квартир в жилищном фонде, принадлежащим частным владельцам;

рассмотреть вопрос о дополнительных мерах поддержки, стимулирующих застройщиков к участию в реализации проектов по развитию застроенных территорий, в том числе путем предоставления субсидий инвесторам-застройщикам из бюджетов различных уровней на компенсацию затрат по подключению строящихся домов к инженерным сетям.

3.6. В целях недопущения роста объемов аварийного жилищного фонда рассмотреть возможность совершенствования законодательного регулирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом следующих предложений:

при проведении оценки технического состояния многоквартирных домов обращать особое внимание на состояние конструкций и при необходимости инициировать процедуру признания многоквартирного дома аварийным либо ветхим;

о закреплении обязанности субъектов Российской Федерации осуществлять софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

3.7. Рассмотреть предложения, направленные на формирование условий создания на территориях субъектов Российской Федерации специализированного арендного жилищного фонда, используемого в целях переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда:

о создании при необходимости в субъектах Российской Федерации некоммерческой организации – государственного фонда (регионального оператора) по ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда и переселения граждан в благоустроенные жилые помещения (далее – региональный оператор по ликвидации аварийного жилищного фонда);

о предоставлении региональному оператору по ликвидации аварийного жилищного фонда земельных участков на безвозмездной основе для организации строительства арендного жилищного фонда (наемных домов некоммерческого использования);

обратиться в крупные кредитные организации с предложением о выработке специального долгосрочного кредитного продукта для осуществления строительства арендного жилищного фонда (наемных домов некоммерческого использования), предоставляемого региональному оператору с условием субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации с применением ставки в размере не более 5% годовых;

о закреплении права собственности регионального оператора на построенный арендный жилищный фонд, его ответственности за содержание такого фонда и предоставление жилых помещений гражданам, в том числе переселяемым из аварийного жилищного фонда.

3.8. Изучить опыт Ленинградской области по привлечению внебюджетных источников по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда и рассмотреть предложения:

о внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части передачи полномочий по расселению аварийного жилищного фонда на уровень субъектов Российской Федерации;

о создании регионального фонда расселения аварийного жилья и возможности наделения его правом на заключение соответствующего государственного (муниципального) контракта.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Провести обсуждение федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», с представителями муниципальных образований субъекта Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года.

4.2. Усилить контроль за достоверностью информации, предоставляемой в Минстрой России и государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

4.3. Усилить контроль за полнотой и своевременностью включения органами местного самоуправления аварийного жилья в региональные программы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

4.4. Усилить контроль за качеством строительства жилья, предоставляемого по программам переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

4.5. Усилить контроль своевременности передачи построенных по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда домов в собственность муниципалитетов в целях недопущения включения таких домов в конкурсную массу при банкротстве застройщиков и подрядчиков.



[1] Данные представлены по состоянию на 1 ноября 2018 года;

[2] Информация государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 октября 2018 года.

[3] Республика Карелия, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Приморский край, Ивановская область, Иркутская область, Московская область, Кировская область, Костромская область, Тверская область

[4] Отчетные данные представлены регионами за третий квартал 2018 года по состоянию на 1 октября 2018 года;

[5] Республики Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Алтайский, Камчатский, Красноярский и Пермские края, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Московская, Мурманская, Новосибирская, Орловская, Ростовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Томская, Тюменская, Ульяновская и Челябинская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также город федерального значения Санкт-Петербург.

[6] В данную программу вошли территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области, Амурской области.

[7] Подпункт «б» пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» от 22 июня 2017 года № Пр-1180

[8] утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 501-р