«Круглые столы»

«Поддержка проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений: региональный опыт»

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Кравченко Кравченко
Владимир Казимирович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области
Кравченко Владимир Казимирович
провел «круглый стол на тему «Поддержка проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений: региональный опыт».

В ходе мероприятия обсуждался опыт внедрения цифровых технологий и платформенных решений в субъектах РФ, инструменты поддержки отечественных разработчиков, актуальные направления подготовки кадров в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также продвижение молодежных стартапов.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 29 января 2019 года (Протокол № 169)

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика», инновационного фонда «Сколково», представители ИТ-компаний, средств массовой информации.

Участники «круглого стола», заслушав и обсудив доклады и выступления, отметили следующее.

Приоритеты, намеченные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, и задачи, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», положены в основу национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — Программа).

В рамках Программы предусмотрена реализация 6 федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление».

Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрен общий объем финансирования Программы в размере 409,6 млрд. рублей, в том числе в 2019 году — 108 млрд. рублей. При этом основными источниками финансирования развития цифровой экономики должны стать внебюджетные средства и частные инвестиции.

В целом цифровизация национальной экономики обладает большим потенциалом для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Для достижения определенных Программой задач субъектами Федерации разрабатываются и реализуются региональные программы развития цифровой экономики с учетом их экономической специализации и конкурентных преимуществ, территориального размещения наукоемких производств и перспективных центров роста, а также осуществляются мероприятия по устранению цифрового неравенства.

Субъектами Российской Федерации уже накоплен достаточно большой опыт внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферу государственного и местного управления, в городское хозяйство, в системы управления транспортной инфраструктурой, в социальную сферу. Разрабатываются и внедряются на практике региональные системы поддержки процесса разработки и внедрения цифровых технологий и хозяйствующих субъектов, осуществляющих разработку и внедрение современных платформенных решений. Одной из наиболее эффективных и действенных форм такой поддержки является использование средств региональных и местных бюджетов для финансирования разработки или адаптации платформенных решений, используемых в сфере государственного управления, отраслях экономики и социальной сферы.

В ряде случаев цифровые платформенные решения, внедряемые на уровне субъектов Российской Федерации, являются подсистемами цифровых платформ, разрабатываемых и применяемых в стране в целом. Примерами таких проектов могут служить проект «Цифровизация городского хозяйства «Умный город» и создаваемая в настоящее время единая цифровая платформа транспортного комплекса.

В большинстве случаев субъекты Федерации самостоятельно внедряют и обеспечивают эксплуатацию цифровых платформ и сервисов. Эти цифровые решения действуют в самых разных отраслях экономики, социальной сферы, в сфере государственного и местного управления.

Примерами таких платформ и сервисов являются: дистанционный мониторинг состояния здоровья; распределение и выдача путевок в лечебно-­оздоровительные лагеря; региональная медицинская информационная система; региональная система управления строительством; информационно-­аналитическая система мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности; цифровое управление пассажирским транспортом; Единая региональная информационная система и др.

С реализацией государственной политики по формированию национальной инновационной системы тесно связан процесс развития технопарков в России. С целью обеспечения ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 328-р была утверждена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации в 2014 году был разработан и внедрен механизм возмещения субъектам Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. В настоящее время субъекты получают субсидию на возмещение затрат в объеме не более суммы налогов, уплаченных в течение трех лет резидентами технопарка в федеральный бюджет. Минпромторгом России совместно с Ассоциацией кластеров и технопарков России разработан Национальный стандарт «Технопарки. Требования», направленный на оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в их деятельности по обеспечению эффективности организации, функционирования и развития технопарков.

В настоящее время в России функционируют 12 технопарков в сфере высоких технологий, в которых работают 1 228 компаний-резидентов с годовой выручкой более 90 млрд. рублей и создано более 31 тыс. рабочих мест.

В качестве одного из ключевых инструментов развития экономики, в том числе цифровой, и привлечения инвестиций можно рассматривать формирование и развитие особых экономических зон (далее — ОЭЗ), направленных на развитие регионов путем обеспечения комфортных условий для ведения бизнеса, создания новых промышленных и высокотехнологичных продуктов.

Расположение ОЭЗ технико-внедренческого типа (далее — ОЭЗ ТВТ) в крупнейших научно-образовательных центрах открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Растущий спрос на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает ОЭЗ ТВТ привлекательными для венчурных фондов, разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

В целях технологического развития страны и поддержки российских компаний, имеющих конкурентный потенциал на новых рынках, утверждены 7 «дорожных карт» Национальной технологической инициативы (далее — НТИ): «Автонет», «Аэронет», «Маринет», «Нейронет» и «Технет», «Хелснет» и «Энерджинет», которые будут реализовываться поэтапно до 2035 года. Утвержден детальный план мероприятий по их исполнению.

Несмотря на достигнутые успехи, при внедрении цифровых платформ субъекты Федерации сталкиваются с целым рядом проблем. В частности:

— отсутствие в региональных и местных бюджетах достаточного объема средств для оплаты работ по разработке и внедрению или по адаптации цифровых платформ;

— установленные законодательством о государственных и муниципальных закупках ограничения по приобретению уже используемых в других регионах платформенных решений, которые объективно могут быть приобретены только у единственного поставщика;

— отсутствие возможности использования в автоматическом режиме существующих баз данных, сформированных на федеральном уровне, и проблемы с совместимостью региональных и федеральных баз данных;

— отсутствие в регионах, особенно в муниципалитетах, достаточного количества квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями для использования в профессиональной деятельности цифровых платформ и сервисов;

— невысокий уровень цифровой грамотности населения, который ощутимо сдерживает внедрение и широкое использование цифровых сервисов, ориентированных на граждан;

— эффект от внедрения на региональном уровне цифровых сервисов существенно снижается в связи с тем, что создаваемые цифровые платформы и информационные системы часто оказываются несовместимыми между собой, с платформами, используемыми в других субъектах Федерации и на федеральном уровне;

— прекращение действия нулевой ставки по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ ТВТ с 1 января 2018 года — теперь они обязаны перечислять в бюджет 3% от прибыли.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют: Правительству Российской Федерации:

— уточнить необходимый объем финансирования и разработать механизмы участия субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы;

— разработать формы поддержки региональных проектов цифрового развития, обеспечивающих распространение лучших практик и механизмов их реализации, предусмотрев создание и ведение информационного банка оптимальных решений цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы субъектов:

— определить технологические приоритеты по направлениям «сквозных» цифровых технологий в каждом субъекте Российской Федерации;

— разработать и внедрить единые для всех регионов стандарты работы с информацией, определяющие порядок накопления, хранения, обработки, передачи и защиты данных;

— рассмотреть вопрос о возможности предоставления льгот по уплате налога на прибыль организаций и установления пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ОЭЗ ТВТ.

Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

— расширить практику применения механизма «регулятивных песочниц» на территориях субъектов Российской Федерации для тестирования цифровых технологий и платформенных решений;

— провести инвентаризацию компаний, образовательных и научных организаций, осуществляющих деятельность в области цифровых технологий с указанием «уровня зрелости» существующих «сквозных» технологий.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить создание центров обучения компетенциям цифровой экономики.