Резолюция по итогам круглого
стола на тему:
«Пути решения кадровых проблем в сфере
здравоохранения»
28 января 2019 года
Комитет Совета Федерации по социальной политике Федерального Собрания Российской Федерации, совместно с представителями законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, в том числе Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств и департаментов здравоохранения субъектов Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства науки и высшего образования Российской̆ Федерации, ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России», руководителями медицинских образовательных и лечебных учреждений, представителями профессионального сообщества, рассмотрел кадровые проблемы в сфере здравоохранения и возможные пути их решения.
По итогам проведенного обсуждения данных вопросов в рамках круглого стола, участники заседания отмечают следующее:
В целях реализации Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в рамках Национального проекта «Здравоохранение», а также в целях повышения качества и доступности оказания медицинской помощи, перед государством стоит задача обеспечения медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, увеличение численности врачей и средних медицинских работников в медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны здоровья и, в том числе совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сферы здравоохранения.
1. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сферы здравоохранения является важнейшим аспектом повышения качества и доступности оказания медицинской помощи.
При этом отмечается дефицит кадров по многим медицинским специальностям, дефицит управленческих кадров здравоохранения, старение кадрового состава отрасли здравоохранения, недостаточный уровень качества подготовки и квалификации медицинских работников.
Факторами, препятствующими совершенствованию и развитию системы подготовки и переподготовки кадров для сферы здравоохранения, в том числе являются старение и недостаточный приток молодых преподавателей в образовательные учреждения, отсутствие социальных гарантий для преподавательского состава, недостаточная оснащенность медицинских образовательных организаций и отсутствие собственной клинической базы.
2. Требуется определение реальной потребности в медицинских кадрах в разрезе каждой медицинской организации на территориях субъектов и муниципалитетов и каждой медицинской специальности.
Подготовка специалистов должна осуществляться под нужды региона с приоритетом наиболее социально-значимых медицинских специальностей.
Требуется организация масштабной подготовки руководителей структурных подразделений организаций здравоохранения в сфере менеджмента и инноваций в здравоохранении в медицинских образовательных организациях.
Необходимо создание единой системы подготовки кадрового резерва — от профориентации школьников до формирования индивидуальной траектории профессионального развития, как инструмента в подготовке квалифицированных специалистов здравоохранения.
Учитывая изложенное, участники заседания рекомендуют:
1. Принять к сведению представленную информацию по вопросам
путей решения кадровых проблем в сфере здравоохранения.
2. Участникам заседания подготовить и направить в Комитет Совета Федерации по социальной̆ политике обоснованные предложения по законодательному регулированию в целях совершенствования действующего законодательства.
3. Правительству Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть вопрос о создании системы контроля за актуализацией информации о реальных потребностях в медицинских кадрах в разрезе каждой медицинской организации на территории каждого субъекта и муниципалитета Российской Федерации и каждой медицинской специальности;
3.2. Определить степень ответственности за ненадлежащее исполнение предоставления информации о реальных потребностях в медицинских кадрах в разрезе каждой медицинской организации на территории каждого субъекта Российской Федерации и каждой медицинской специальности;
3.3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного закрепления понятия «молодой специалист».
3.4. Разработать нормативный документ, содержащий пакет социальных гарантий, включающий в себя право на поддержку со стороны профессионального медицинского сообщества, страхование профессиональной деятельности, юридическую защиту;
3.5. Рассмотреть возможность формирования постоянно действующей системы гарантий качества образования, являющейся основой формирования бережливого образовательного учреждения по всем направлениям деятельности;
3.5.1. Разработать программы повышения социального статуса преподавателей медицинских учебных заведений;
3.6. Рассмотреть вопрос о возможности возвращения к системе субординатуры как проверенного способа закрепления кадров в системе практического здравоохранения;
3.6.1. Пересмотреть подходы к выделению квоты на целевую ординатуру;
3.7. Рассмотреть возможность разработки и утверждения профориентационных образовательных программ для школьников;
3.8. Рассмотреть возможность создания единой дистанционной службы поддержки, оказывающей правовую и психологическую помощь медицинским работникам, работающим в государственных медицинских учреждениях;
3.9. Продолжить эффективную и результативную работу, направленную на повышение престижа профессии медицинского работника.
4. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
4.1. Обеспечить эффективную реализацию региональных программ развития здравоохранения и региональных проектов, направленных на устранение кадрового дефицита медицинских работников, в том числе посредством реализации следующих мероприятий:
— определение реальной потребности в медицинских кадрах в разрезе каждой медицинской организации на территории региона и каждой медицинской специальности;
— повышение эффективности целевого обучения;
— повышение эффективности трудоустройства выпускников;
— закрепление медицинских работников в отрасли здравоохранения путем реализации и развития системы мер социальной поддержки и повышения престижа профессии;
— обеспечение проведения процедуры аккредитации специалистов; вовлечение специалистов в систему непрерывного медицинского образования.