«Круглые столы»

«Законодательное обеспечение стимулирования отечественных производителей импортозамещающего оборудования»

В Комитет Совета Федерации по экономической политике состоялся «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение стимулирования отечественных производителей импортозамещающего оборудования», участники которого обсудили вопросы относительно полноты и достаточности законодательного обеспечения стимулирования российских производителей импортозамещающего оборудования, зависимости производителей от стагнации внутреннего рынка, проблем фундаментальных и прикладных научных исследований, создания совместных исследовательских и опытно-конструкторских организаций, взаимовыгодного использования научно-производственных объектов.

Провел мероприятие член Комитета по экономической политике Юрий Важенин Важенин
Юрий Иванович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Важенин Юрий Иванович
.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 9 июля 2019 года (Протокол № 182)

Комитет Совета Федерации по экономической политике провел «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение стимулирования отечественных производителей импортозамещающего оборудования» с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций и коммерческих организаций, и отмечает следующее.

Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, цифровизации экономики.

Импортозамещение может и должно рассматриваться не только как инструмент уменьшения политических рисков, но и как способ обеспечить экспортноориентированное развитие промышленности. Планирование и реализация импортозамещающих проектов должны учитывать не только наличие внутреннего спроса и емкость национального рынка, но и экспортный потенциал выпускаемой продукции.

Для решения поставленных задач Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был сформирован комплекс потенциальных проектов, предполагаемых к реализации в 2015–2020 годы и теоретически в совокупности обеспечивающих достижение целевых параметров импортозамещения по заданной номенклатуре продукции. Всего 20 отраслевых планов включали более двух тысяч позиций по выпуску импортозамещающей продукции, которые в настоящее время корректируются с учетом выполнения.

В целях реализации повышения уровня развития производства высоко-технологической продукции разработана Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» со следующими ожидаемыми результатами:

— улучшением условий для создания и развития предприятий гражданских отраслей промышленности;

— увеличением производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе высокотехнологичной;

— сокращением зависимости экономики Российской Федерации от импорта критически важных для устойчивого развития продуктов, оборудования и технологий;

— модернизацией технологической базы отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, обеспечением значительного по объему притока внебюджетных инвестиций в отрасли промышленности;

— повышением производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечением роста производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования;

— утверждением в качестве документов национальной системы стандартизации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

— повышением конкурентоспособности продукции и обеспечением промышленных предприятий высокотехнологичным, надежным и энергоэффективным оборудованием, отвечающим современным техническим, экономическим и экологическим требованиям, на основе внедрения инновационных технологий;

— обеспечением сокращения критической зависимости российских стратегических организаций от поставок иностранных технологических средств машиностроительного производства, обеспечением технологического перевооружения российских организаций машиностроения и процесса постоянного воспроизводства и совершенствования применяемых ими технологий производства, и др.

Совет Федерации уделяет значительное внимание проблемам импортозамещения. Указанный вопрос был неоднократно рассмотрен на рабочих совещаниях и круглых столах, рекомендации которых были направлены государственным органам и заинтересованным министерствам и ведомствам.

По результатам состоявшегося обсуждения, учитывая значимость законодательного обеспечения стимулирования отечественных производителей импортозамещающего оборудования, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

— внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части создания единого государственного органа, отвечающего за развитие науки и техники в Российской Федерации, в целях повышения эффективности мер государственной поддержки проектов импортозамещения;

— дальнейшего совершенствования механизмов государственной поддержки потребителей импортозамещающей продукции при приобретении ими первых партий продукции, произведённой российскими компаниями в рамках отраслевых планов импортозамещения;

— обеспечения финансирования государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2020 и последующие годы не ниже уровня 2016 года;

— рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации, при приобретении за счет средств региональных бюджетов сельскохозяйственной техники, установить требование о наличии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»;

— разработки Федеральной целевой программы «Развитие базовых отраслей промышленности Российской Федерации до 2035 года»;

— освобождения от уплаты НДС инжиниринговых и проектных организаций;

— поручить Министерству финансов Российской Федерации проработать меры налогового стимулирования российских производителей оборудования для проектов, реализуемых в Арктической зоне и Дальневосточном федеральном округе;

— введения таможенных пошлин со странами-производителями конкурентной продукции, позволяющих производителям отечественного оборудования конкурировать с зарубежными производителями;

— восстановления фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ (далее – НИОКР) в Министерстве энергетики Российской Федерации в целях разработки конкурентных технологий.

— поддержки предложения ПАО «Газпром переработка» о создании Международного института нефти и газа (МИНГ), как потенциального инструмента продвижения российского оборудования и технологий на рынке и консолидации информации об имеющихся компетенциях, а также рекомендовать профильным министерствам и ведомствам оказать содействие в продвижении данной инициативы;

— ускорения разработки и подписания проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота;

— расширения временных рамок действия экспертных заключений Торгово-промышленной палаты России о стране происхождения производимой продукции с одного года до трех (или пяти) лет.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность:

— разработки отдельного постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) в рамках реализации проектов по созданию производств критически важного оборудования для заводов по снижению природного газа и проектов, реализуемых в Арктической зоне (включая опытно-промышленное производство);

— выделения средств Фонда развития промышленности на опытно-конструкторские работы (НИОКР), ориентированные на инновационное развитие;

— поддержки проектирования отечественных технологий из Фонда развития промышленности;

— включения в государственный заказ опытно-конструкторских работ, направленных на замену импортных аппаратно-программных платформ отечественными, при создании вычислительных средств для комплексов средств автоматизации и информационно-управляющих систем Вооруженных Сил Российской Федерации;

— обеспечения разработки комплекса государственных стандартов на оборудование, ПО и АСУТП, способствующих опережающему развитию отечественных технологий, информационную безопасность систем;

— разработки программы поддержки создания опытно-промышленных полигонов, испытательных центров с учетом отраслевой специфики и при участии промышленных предприятий;

— совместно с Минобрнауки России, проработки вопроса о поддержке комплексных научно-технологических проектов полного цикла в рамках существующих инструментов поддержки;

— совместно с Минэнерго России, в целях обеспечения энергетической и экономической безопасности страны, формирования перечня организаций, учитывающих критические зависимости отечественных производств от импортных материалов и технологий, необходимых для законодательного стимулирования производителей импортозамещающего оборудования.

3. Министерству финансов Российской Федерации, совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность:

— разработки нормативной правовой базы, предусматривающей возможность субсидирования логистических затрат на поставку российского оборудования для новых проектов, реализуемых в Арктической зоне, и площадок заводов изготовителей оборудования в Дальневосточном федеральном округе с целью обеспечения конкурентного ценового предложения по отношению к импортным аналогам из стран, имеющих преимущества по организации логистики и расстоянию от места производства до площадки заказчика;

— внесения в законодательную базу изменений, касающихся заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), в части распространения возможности их применения для инвестиционных проектов, предусматривающих, помимо выпуска промышленной продукции, выполнение работ и предоставление услуг по его испытанию;

— предоставления беспроцентных займов на финансирование выполнения проектно-изыскательских работ для создания промышленных объектов по отечественным технологиям.

4. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

— продолжить работу по совершенствованию законодательной базы, направленной на стимулирование отечественных производителей импортозамещающего оборудования;

— обеспечить контроль исполнения пунктов рекомендаций.