«Круглые столы»

«О законодательном урегулировании снегоходного и мотовездеходного туризма»

Член Комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын Синицын
Алексей Владимирович
представитель от исполнительного органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса
Синицын Алексей Владимирович
провел «круглый стол» на тему «О законодательном урегулировании снегоходного и мотовездеходного туризма».

Участники мероприятия обсудили перспективы развития снегоходного и мотовездеходного туризма, необходимость его популяризации, а также вопросы, связанные с безопасностью эксплуатации снегоходов и мотовездеходов, профилактикой нарушений природоохранного законодательства участниками снегоходных и мотовездеходных маршрутов.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 25 июля 2019 года (Протокол № 184)

Участники «круглого стола» отмечают, что в ряде субъектов Российской Федерации снегоходная и мотовездеходная техника все чаще используется в туристических целях. Количество такой техники, находящейся в пользовании граждан, стабильно растёт. Наши предприятия освоили выпуск современной продукции и продают образцы, уверенно конкурирующие с зарубежными в среднем ценовом сегменте. Восстанавливается после спада 15–16 годов ввоз импортной снегоходной и мотовездеходной техники, показывая ежегодный прирост. Созданы условия для локализации производства иностранных комплектующих на территории Российской Федерации.

Снегоходная и мотовездеходная техника нашла применение в различных сферах туристического бизнеса и способствовала возникновению и развитию новых видов зимнего туризма, таких как приключенческий туризм и зимнее сафари. Новое туристское направление обладает высоким экономическим потенциалом. Оно должно содействовать развитию экологического и этнографического туризма, охране окружающей среды, стимулировать новые виды предпринимательской деятельности, создавать благоприятные условия в туристической индустрии для потенциальных инвесторов.

Снегоходный и мотовездеходный туризм, как бизнес, перспективен и рентабелен, так как данная сфера услуг нацелена, в основном, на обеспеченных любителей экстремального отдыха. При этом спрос на услугу тем выше, чем сложнее уровень проходимости трассы. В отличие от других видов приключенческого туризма, например таких как горнолыжный, снегоходный и мотовездеходный туризм требует значительно меньших затрат на создание инфраструктуры.

Однако участники круглого стола признали, что в России эта отрасль туризма недостаточно развита в сравнении со странами, уделяющими большое внимание её продвижению. Хотя природные и климатические условия для её взрывного развития в нашей стране не только имеются, но и превосходят большинство мировых конкурентов.

В настоящее время можно путешествовать на снегоходах в Адыгее, Горном Алтае, Кузбассе, Карелии, арктических регионах, на Камчатке, Кавказе и Урале. Проложены уникальные маршруты, которые весьма популярны среди российских и иностранных любителей снегоходного туризма.

Набирает популярность туризм с активными способами передвижения — джип-туры и сафари на квадроциклах. Джиппинг развивается в Краснодарском крае, Республике Крым, Карелии, на Алтае и Байкале.

Таким образом, снегоходный и мотовездеходный туризм в России развивается как особый вид туристской деятельности и может способствовать росту экономики регионов.

Важнейшим аспектом развития снегоходного и мотовездеходного туризма является его институциональное оформление с целью обеспечения безопасности и минимизации антропогенного воздействия на экологические системы.

С учетом колоссального экономического потенциала этого вида туризма целесообразна разработка отдельной программы его развития, а также включение понятия «снегоходный и мотовездеходный туризм» в глоссарий и раздел о приоритетных видах туризма, которым требуется формирование специальных мер государственной поддержки в рамках Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не предусматривает классификацию видов туризма по функциональной направленности. В нормативных документах термин «туризм с использованием снегоходной и мотовездеходной техники» отсутствует.

Вместе с тем Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает развитие в пределах особо охраняемых природных территориях регулируемого и познавательного туризма.

Регулирование снегоходного и мотовездеходного туризма должно осуществляться на основании следующих нормативных правовых актов:

Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452 «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»;

приказа Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»;

Кодекса путешественника, утвержденного Федерацией спортивного туризма России и Правил проведения соревнований, туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров.

При организации туризма с использованием снегоходной и мотовездеходной техники маршруты и трассы должны соответствовать требованиям Единой Всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов.

Снегоходный туризм развивается также в соответствии с региональным законодательством.

В Кемеровской области — Кузбассе действует закон от 08 июня 2009 г. № 67–03 «О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области», а также разработан и применяется «Порядок формирования и ведения реестра организаторов снегоходных трасс Кемеровской области», утверждённый постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 57 от 10 февраля 2019г.

В Республике Алтай действует закон от 23 ноября 2011 г. № 72-РЗ «О развитии зимних видов туризма и отдыха в Республике Алтай».

В Республике Хакасия действует Постановление Президиума Правительства республики от 07 февраля 2017 г. № 18-п «О Концепции развития туризма на период до 2020 года», а в Архангельской области — постановление Правительства области от 02сентября 2014 г. №351-пп «Об утверждении Концепции развития туризма в Архангельской области».

При этом обращено особое внимание на ряд существенных ограничений, препятствующих быстрому развитию этой туристической отрасли.

Количество снегоходной и мотовездеходной техники, находящейся на государственном регистрационном учете, по экспертным оценкам в несколько раз меньше, находящейся в эксплуатации.

Допуск к управлению снегоходной и мотовездеходной техникой возможен только при наличии удостоверения тракториста-машиниста. Количество выданных удостоверений также значительно меньше, чем реализованной техники.

Технический осмотр подавляющее большинство владельцев такой техники вообще не проходят.

По указанным выше причинам водители снегоходной и мотовездеходной техники предпочитают исключительно дикий туризм.

Школы, обучающие навыкам экстремального вождения и предоставляющие услуги по аренде техники и сопровождению групп, вынуждены либо отказывать большинству обратившихся к ним любителям, либо оказывать услуги, не оформляя отношения с клиентами, подвергая опасности их жизнь и здоровье.

Отсутствуют правовые основания для закрепления земельных участков для организации снегоходных и мотовездеходных трасс.

Для решения упомянутых проблем развития новой туристской отрасли требуется системный подход.

Одной из важнейших задач, стоящих перед организаторами снегоходного и мотовездеходного туризма, является обеспечение безопасности туристско- экскурсионных мероприятий, которое включает в себя:

соблюдение мер безопасности при организации туризма с использованием снегоходной и мотовездеходной техники;

регистрацию и регулярное проведение технического осмотра снегоходной и мотовездеходной техники;

определение и неукоснительное соблюдение порядка допуска туристов и обслуживающего персонала к управлению снегоходной и мотовездеходной техникой;

обустройство снегоходных и мотовездеходных трасс.

Безопасность активных видов туризма для жизни и здоровья туристов и для состояния окружающей среды должна обеспечиваться туроператорами и исполнителями туристских услуг на всех стадиях формирования, продвижения и реализации туристского продукта в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов», Правил проведения соревнований, туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров, а также ГОСТов (Р 50644, Р 50681, Р 50690, Р 53997).

В Российской Федерации отсутствует специальное законодательство, регламентирующее безопасность в данной сфере.

Отдельные нормы обязывают владельцев снегоходов и мотовездеходов в течение 10 суток после их приобретения зарегистрировать их в Гостехнадзоре.

Также необходимо иметь соответствующее удостоверение на право управления транспортным средством и регулярно проходить техосмотр.

В отличие от обычных транспортных средств, снегоходы и мотовездеходы предназначены для передвижения вне автомобильных дорог. Для таких машин выдается специальный документ — паспорт самоходной машины (далее — ПСМ), который (как и ПТС) содержит сведения о технических характеристиках, о собственнике, о постановке на учет, идентификационные данные основных агрегатов.

Для управления снегоходами и квадроциклами водителю необходимо иметь удостоверение тракториста-машиниста категории AI. Управлять этими транспортными средствами, не имея водительского удостоверения, запрещено.

Регистрацией, организацией допуска к управлению и выдачей удостоверений занимается не ГИБДД, а органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники — Гостехнадзор. При регистрации необходимо предоставить паспорт самоходной машины (ПСМ) и выданные продавцом документы о приобретении квадроцикла. После этого владелец техники получает свидетельство о регистрации, талон о прохождении техосмотра и один номерной знак. Затем техосмотр надо проходить ежегодно.

Удостоверение тракториста-машиниста получить значительно проще, чем удостоверение для управления автомобилем. Стандартный экзамен на вождение квадроцикла состоит из пуска двигателя, разгона-торможения, проезда габаритного коридора, полукруга и «змейки».

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста органами государственного надзора определены постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)».

С 14 ноября 2013 года вступили в силу поправки в Кодекс административных правонарушений, согласно которым увеличилась сумма штрафа за управление незарегистрированной внедорожной автомототехникой: для граждан установлен штраф от 1,5 до 2 тысяч рублей; на должностных лиц налагается штраф от 2 до 3,5 тысячи рублей; на юридических — от 5 до 10 тысяч рублей.

В связи с тем, что безопасность активных видов туризма для жизни и здоровья туристов и окружающей среды обеспечивается туроператорами и исполнителями туристских услуг, необходимо уделить особое внимание разработке мер безопасности в сфере мотовездеходного и снегоходного туризма. В частности, в связи с высоким риском травматизма и аварийности установить жесткие требования к техническому состоянию мотовездеходной и снегоходной техники, а также разработать меры по усилению контроля за планированием и организацией туристско-экскурсионных мероприятий.

Среди главных задач по развитию снегоходного и мотовездеходного туризма необходимо выделить:

— совершенствование нормативно-правовой базы в сфере снегоходного и мотовездеходного туризма;
- усиление государственного участия и контроля в процессе становления туриндустрии с использованием снегоходной и мотовездеходной техники;
- выведение из нелегального поля незарегистрированных снегоходов и мотовездеходов и ужесточение административной ответственности за отсутствие необходимых документов при эксплуатации такой техники;
- активизация профилактики нарушений природоохранного законодательства участниками снегоходных и мотовездеходных маршрутов;
- популяризация снегоходного и мотовездеходного туризма.

Учитывая вышеизложенное, участники круглого стола рекомендуют:

I. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

— законодательного урегулирования вопросов о допустимости эксплуатации на дорогах общего пользования таких видов техники, как снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы;
- внесения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в Правила дорожного движения терминов «снегоход», «снегоболотоход» и «мотовездеход»; 
— создания пилотного проекта для развития снегоходного и мотовездеходного туризма в Кемеровской области — Кузбассе.

II. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность:

— включения в Стратегию развития туризма до 2035 года снегоходного и мотовездеходного туризма, как приоритетных видов туризма, для которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки;
- разработки правил предоставления услуг при организации снегоходного и мотовездеходного туризма.

III. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность разработки государственного национального стандарта РФ (ГОСТ Р 50577–2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования») для снегоходной техники с учетом мест для крепления знаков на наиболее популярных образцах.