«Круглые столы»

«Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов» (совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству)

Рекомендации

Рекомендации

«круглого стола» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

(14 октября 2019 года, Совет Федерации, 700 зал)

 Рассмотрев и обсудив вопросы совершенствования организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Институт нотариата направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

По информации Федеральной нотариальной палаты, только в 2018 году общее количество нотариальных действий составило практически 49 000 000.

На данный момент в Российской Федерации количество нотариусов, занимающихся частной практикой, составляет 7 942 человека. В то же время в государственных нотариальных конторах работает всего 3 нотариуса и 2 должности вакантны.

Согласно действующему нормативному правовому регулированию за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). При этом государственная пошлина в полном объеме поступает в региональный бюджет.

За совершение аналогичных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных НК РФ. Полученные нотариусом денежные средства поступают в его распоряжение, ими нотариус вправе распоряжаться самостоятельно после уплаты налогов и других обязательных платежей.

За совершение действий, для которых законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма, и государственными и частными нотариусами взимаются нотариальные тарифы в размере, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы).

Важно отметить, что наряду с этим, частные нотариусы в отличие от государственных, берут плату с лиц, обращающихся в нотариальную контору, за оказание услуг правового и технического характера (далее – УПТХ).

Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 3 июля 2016 года № 332-ФЗ была установлена обязанность Федеральной нотариальной палаты утвердить порядок определения экономически обоснованного предельного размера платы за оказание УПТХ, а также ежегодно устанавливать предельные размеры такой платы для каждого субъекта Российской Федерации и размещать сведения о них на своем официальном сайте в сети «Интернет». В настоящее время данная обязанность реализуется надлежащим образом, соответствующая информация размещена в сети «Интернет».

Вместе с тем участники «круглого стола» обращают внимание на то, что размеры именно вышеуказанной платы за УПТХ вызывают вопросы с точки зрения объема финансовой нагрузки, которая ложится на граждан при получении нотариальных услуг. С учетом публично-правового характера нотариальной деятельности и отсутствия альтернативы услугам нотариусов, размер оплаты за УПТХ и его экономическая обоснованность является социально чувствительным вопросом. Так, на практике высокий размер оплаты нотариального действия, включающий в себя плату за УПТХ, выступает существенным препятствием для обращения граждан к нотариусам, например, для удостоверения сделок с недвижимостью. 

В этой связи участники «круглого стола» считают, что на сегодняшний день важной задачей является повышение доступности услуг нотариусов для всех категорий граждан при установлении экономически обоснованного размера оплаты нотариального действия, включающего в себя плату за УПТХ. Размер оплаты нотариального действия должен быть доступным для граждан и при этом обеспечивать самофинансирование деятельности нотариусов.

Необходимо учитывать, что повышение доступности услуг нотариусов приведет к повышению привлекательности нотариальных услуг для граждан и юридических лиц, росту количества обращений к нотариусам, что в результате будет иметь положительный эффект с точки зрения обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц при наличии достаточного финансового обеспечения деятельности нотариусов. Важно достичь баланса интересов государства, функции которого выполняют нотариусы, нотариального сообщества и потребителей нотариальных услуг.

Участники «круглого стола» полагают, что у граждан нет четкого понимания относительно содержания УПТХ, порядка их оказания и формирования размера платы за них в связи с совершением нотариального действия. По своей сути данные услуги не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют финансовых затрат. При этом на практике отсутствуют разъяснения содержания и порядка формирования стоимости УПТХ в связи с совершением нотариального действия, что зачастую приводит к тому, что физические и юридические лица вынуждены оплачивать услуги, которые фактически не были оказаны, в частности, в случае, например, обращения гражданина к нотариусу с уже подготовленным проектом какого‑либо документа.

Участники «круглого стола» отмечают, что при формировании финансового обеспечения системы нотариата, выполняющей для общества конституционно значимую задачу по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, должен соблюдаться разумный баланс между потребностями системы нотариата и возможностями большинства граждан в получении нотариальных услуг.

Учитывая вышеизложенное, а также с учетом необходимости обеспечить прозрачность и экономическую обоснованность размера оплаты нотариальных действий, участники «круглого стола» считают возможным рекомендовать:

1. Министерству юстиции Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о совершенствовании системы финансового обеспечения деятельности нотариусов с учетом необходимости повышения доступности услуг нотариусов в каждом субъекте Российской Федерации;

рассмотреть необходимость законодательного закрепления наличия в каждом субъекте Российской Федерации минимального количества государственных нотариусов;

рассмотреть вопрос о необходимости увеличения количества должностей нотариусов по нотариальным округам в целях повышения доступности нотариальных услуг;

рассмотреть вопрос о снижении размеров нотариальных тарифов по социально значимым видам нотариальных действий, и в случае необходимости подготовить соответствующий законопроект;

рассмотреть вопрос о подготовке проектов федеральных законов, предусматривающих:

— возможность включения нотариусами в состав расходов при расчете налога на доходы физических лиц размеров оплаты за совершение нотариальных действий, не взысканной нотариусами с лиц, имеющих льготы;

— возможность получения налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме, израсходованной налогоплательщиком на оплату нотариальных действий, но не более 30 000 рублей ежегодно;

— расширение круга льготных категорий граждан при получении услуг нотариусов, включив в них малоимущих граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 750699–7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», расширяющего возможности граждан в получении нотариальных услуг в удаленном доступе, а также создающего правовые основания для запуска системы «электронного нотариата».

3. Федеральной нотариальной палате:

— усилить контроль за деятельностью нотариусов, исключив возможность завышения в отдельных случаях платы за услуги правового и технического характера;

— рассмотреть вопрос о возможности снижения стоимости услуги правового и технического характера в отношении отдельных нотариальных действий;

— предусмотреть в формуле расчета стоимости услуг правового и технического характера возможность их дифференциации региональными нотариальными палатами до 20% от их базовой стоимости в сторону уменьшения по территориальному признаку нахождения нотариуса в субъекте Российской Федерации, а также в зависимости от объема оказываемой услуги правового и технического характера.

4. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

внести поправки, предусматривающие закрепление в законодательстве о нотариате определения термина услуг правового и технического характера, а также их содержания, обязанности нотариуса по разъяснению содержания услуг правового и технического характера и порядка формирования их стоимости, а также контроля за экономической обоснованностью предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера со стороны Министерства юстиции Российской Федерации;

осуществлять взаимодействие с Министерством юстиции Российской Федерации в части реализации настоящих рекомендаций.