«Круглые столы»

«Особенности строительства жилья в сейсмоопасных зонах»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 209 от 22 ноября 2019 года)

Участники «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и экспертных организаций, застройщиков жилья, обсудив актуальные вопросы строительства жилья в сейсмоопасных зонах Российской Федерации, отмечают следующее.

Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации[1] сейсмическая опасность отнесена к основным источникам угроз общественной безопасности. На сейсмоопасных территориях страны находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, которые в случае сильного землетрясения могут подвергнуться серьезным разрушениям, вследствие чего усилится поражающее воздействие на население.

С 2002 года мероприятия по повышению сейсмической устойчивости жизненно важных объектов реализовывались в рамках федеральной целевой программы «Сейсмобезопасность территории России» (2002 – 2010 годы)[2], затем в рамках федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2009 – 2018 годы»[3] и государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»[4].

По информации Счетной палаты Российской Федерации, всего за период 2002 – 2018 годов на реализацию мероприятий по сейсмоусилению объектов было направлено порядка 41 235,8 млн. рублей.

В настоящее время осуществляется реализация мероприятия «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»[5].

Участниками мероприятия являются 27 субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены районы с повышенной сейсмической активностью[6].

Общий объем финансирования реализации мероприятия за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 30 357, 875 млн. рублей в период с 2019 года
по 2025 год.

Мероприятие распространяется на объекты социальной, инженерной инфраструктур, объекты жилищного фонда.

По информации Минстроя России, с 2014 года по январь 2019 года в рамках реализации мероприятия порядка 1 072,8 тыс. кв. м. жилищного фонда обеспечено соответствующим уровнем сейсмоустойчивости.

В период 2019 – 2022 годов планируется провести мероприятия по обеспечению соответствующим уровнем сейсмоустойчивости в отношении 298,9 тыс. кв. м. жилищного фонда.

Вместе с этим, Минстрой России отмечает, что потребность в предоставлении субсидии из федерального бюджета, заявляемая ежегодно субъектами Российской Федерации, значительно превышает объем бюджетных ассигнований, предусматриваемый федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с предложениями, направляемыми субъектами Российской Федерации, ежегодная потребность в бюджетных ассигнованиях для реализации мероприятия составляет в среднем
13,5 млрд. рублей. При этом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается не более 3,8 млрд. рублей для реализации мероприятия.

Существенную роль в развитии строительства сейсмоустойчивого жилья играет совершенствование нормативной базы.

По информации Минстроя России, с целью исключения (минимизации) негативного влияния опасных геофизических воздействий, возникающих при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений,
в период с 2015 года по 2019 год разработаны и введены в действие
11 сводов правил, устанавливающих основные требования по сейсмостойкому строительству.

Отмечая важность и значимость проводимой в рассматриваемой сфере работы, участники «круглого стола» вместе с тем отмечают ряд актуальных задач и проблем, решение которых необходимо для улучшения состояния жилищного фонда, расположенного в сейсмоопасных зонах, в том числе следующие:

— необходимость сбора общих данных о количестве жилых домов и объеме жилищного фонда на территории Российской Федерации, не отвечающих требуемому уровню сейсмоустойчивости, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, а также информации об объеме указанного жилищного фонда, планируемого к расселению;

— отсутствие системы инженерно-сейсмометрических наблюдений и налаженного механизма сбора и анализа инженерно-сейсмометрической и сейсмологической информации;

— недостаточность данных эксплуатационного контроля о текущем техническом состоянии и уровне безопасности жилищного фонда;

— отсутствие в законодательстве правового механизма переселения граждан из многоквартирных домов, сейсмоусиление которых невозможно или экономически нецелесообразно;

— необходимость применения типового проектирования с учетом результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ, результатов патентных исследований и иной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства на основе вариантной проработки с выбором оптимальных решений;

— необходимость разработки регламентов исследований, являющихся обоснованием соответствия технологии, конструктивно-технологической системы или конструкции требованиям безопасности, позволяющим применять их в сейсмостойком строительстве;

— необходимость повышения квалификации в области сейсмостойкости зданий и сооружений региональных проектных и экспертных организаций.

Отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов повышения сейсмоустойчивости жилищного фонда, расположенного в сейсмоопасных зонах, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий
по повышению устойчивости жилищного фонда, объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и систем жизнеобеспечения, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о выработке комплекса дополнительных мер, направленных на оказание поддержки субъектам Российской Федерации
в целях увеличения объема строительства сейсмоустойчивого жилья;

2) при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год
и плановый период 2022 и 2023 годов рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятия «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

3) проработать вопрос о развитии системы инженерно-сейсмометрических наблюдений и совершенствовании механизма сбора и анализа инженерно-сейсмометрической и сейсмологической информации;

4) рассмотреть вопрос о создании в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функциональной подсистемы «Мониторинг и прогноз развития сейсмической опасности на территории Российской Федерации».

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) с учетом потенциальной опасности увеличения площади сейсмоопасных зон на территории Российской Федерации (в частности, по причине развития техногенной сейсмичности) провести анализ перечня субъектов Российской Федерации, получающих субсидии из федерального бюджета в целях реализации мероприятия «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с целью обеспечения охвата всех субъектов Российской Федерации, на территории которых имеются сейсмоопасные зоны, и по результатам рассмотреть вопрос о разработке критериев участия субъектов Российской Федерации в указанном мероприятии;

2) рассмотреть вопрос об организации работы по сбору общих данных о количестве жилых домов и объеме жилищного фонда на территории Российской Федерации, не отвечающих требуемому уровню сейсмоустойчивости, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, а также информации об объеме указанного жилищного фонда, планируемого к расселению;

3) рассмотреть вопрос о подготовке предложений по дополнению национального проекта «Жилье и городская среда» целевыми показателями, взаимоувязанными с показателями и ресурсным обеспечением мероприятия «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

4) рассмотреть вопрос о подготовке предложений об урегулировании в законодательстве отношений по признанию многоквартирного дома подлежащим расселению и сносу в связи с невозможностью или экономической нецелесообразностью его сейсмоусиления;

5) проработать вопрос о введении механизмов, исключающих возможность проведения экспертизы проектной документации объектов, планируемых к строительству в сейсмически опасных районах, негосударственными экспертными организациями, расположенными
в несейсмических районах и не имеющими соответствующего опыта;

6) рассмотреть вопрос о целесообразности подготовки предложений о внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по сейсмоусилению объектов (приложение № 9 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») в части перехода от заявительного характера предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации к утверждаемому распределению субсидий;

7) обеспечить широкое внедрение современных технических решений в сфере повышения сейсмоустойчивости возводимых объектов, в том числе жилищного фонда;

8) рассмотреть вопрос о возобновлении на федеральном уровне применения типовой проектной документации (типовые проекты, типовые проектные решения, чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов) при строительстве и реконструкции объектов в целях повышения качества проектных решений, сокращения сроков проектирования и одновременной экономии бюджетных средств;

9) рассмотреть вопрос о разработке свода правил о проектировании зданий и сооружений на территориях с сейсмичностью площадок более 9 баллов;

10) рассмотреть вопрос о разработке сводов правил, предусматривающих требования по обследованию зданий и сооружений в целях определения уровня их сейсмостойкости, а также требования
к сейсмоусилению зданий и сооружений, применению в них сейсмоизоляции;

11) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть вопрос об обязательном учете в рамках образовательных программ, реализуемых образовательными организациями высшего образования по соответствующим специальностям и направлениям подготовки (в том числе организациями, осуществляющими образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых имеются сейсмоопасные зоны), вопросов сейсмостойкости объектов капитального строительства;

12) совместно с Национальным объединением проектировщиков
и изыскателей
проработать вопрос о введении дополнительных требований к уровню квалификации специалистов, занятых в сфере проектирования и экспертизы проектной документации зданий, строительство которых планируется в сейсмически опасных районах;

13) совместно с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ведущими научными и экспертными организациями в области сейсмостойкого строительства рассмотреть вопрос о разработке методики по обследованию зданий типовой застройки с целью определения их сейсмостойкости и необходимости сейсмоусиления;

14) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых имеются сейсмоопасные зоны, рассмотреть вопрос о целесообразности разработки региональных нормативных технических документов, дополняющих утвержденные на федеральном уровне своды правил в области обеспечения сейсмической безопасности и учитывающих региональную специфику;

15) совместно с научными, экспертными организациями в сфере строительства проработать вопрос о разработке регламентов исследований, являющихся обоснованием соответствия технологии, конструктивно-технологической системы или конструкции требованиям безопасности, позволяющим применять их в сейсмостойком строительстве.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить своевременный эксплуатационный контроль, обследование и мониторинг технического состояния зданий, в том числе относящихся к жилищному фонду, с целью получения достоверных данных о соответствии таких зданий требуемому уровню сейсмостойкости;

2) активизировать разъяснительную работу среди граждан по вопросам жилищного страхования и предусмотреть меры, направленные на стимулирование заключения договоров страхования жилья,
в особенности, гражданами, проживающими в сейсмоопасных зонах;

3) организовывать на постоянной основе повышение квалификации сотрудников исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области архитектуры, градостроительства, а также управленческих кадров муниципальных образований, на территории которых имеются сейсмоопасные зоны, по вопросам сейсмостойкости объектов капитального строительства.

5. Органам местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых имеются сейсмоопасные зоны:

определять перечень зданий и сооружений, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции (в том числе сейсмоусилению), после проведения технического обследования состояния несущих строительных конструкций.



[1] Утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года № Пр-2685.

[2] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года
№ 690.

[3] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года
№ 365.

[4] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года
№ 300.

[5] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

[6] Краснодарский край, Камчатский край, Сахалинская область, Республика Дагестан, Республика Бурятия, Республика Северная Осетия – Алания, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Ставропольский край, Красноярский край, Кемеровская область – Кузбасс, Алтайский край, Приморский край, Хабаровский край, Забайкальский край, Чеченская Республика, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Республика Адыгея, Республика Хакасия, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Магаданская область, Чукотский автономный округ (перечислены в соответствии с индексом сейсмического риска от большего к меньшему).