«Круглые столы»

«Актуальные вопросы реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период о 2025 года в субъектах Российской Федерации»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 211 от 20 декабря 2019 года)

 

29 ноября 2019 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года в субъектах Российской Федерации».

В «круглом столе» приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив выступления, представленные материалы, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Для успешного решения задач и достижения целей пространственного развития Российской Федерации, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р (далее – Стратегия), в том числе по сокращению межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, необходимо дальнейшее совершенствование системы управления пространственным развитием Российской Федерации, включая соответствующие механизмы реализации Стратегии.Согласно Стратегии основным механизмом её реализации является план реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, проект которого готовится к утверждению Правительством Российской Федерации.Значительная часть мероприятий, предусмотренных в проекте плана реализации Стратегии, рассмотренном на «круглом столе», состоит в подготовке предложений в форме докладов по вопросам, связанным с реализацией Стратегии, и не предполагает обязательное принятие в установленный срок конкретных документов, являющихся обязательными для исполнения.Вместе с тем, представляется важным, чтобы план реализации Стратегии содержал преимущественно мероприятия, результатом выполнения которых будут определенные управленческие решения и принятие конкретных правовых актов в установленный срок.

Следует отметить как потенциально высокоэффективный механизм реализации Стратегии индивидуальные программы (планы мероприятий) по ускоренному социально-экономическому развитию 10 субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития[1], разрабатываемые в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации[2].

Согласно информации, полученной от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и по мнению участников «круглого стола», при реализации Стратегии имеются следующие проблемы и актуальные задачи, требующие решения:

— необходимость выработки организационно-правовых механизмов обеспечения системной согласованности положений действующих и разрабатываемых документов стратегического планирования Российской Федерации, касающихся вопросов пространственного развития Российской Федерации, в том числе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, а также документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации;

— необходимость разработки на федеральном уровне приоритетных направлений размещения производительных сил на территории Российской Федерации и планов по созданию новых промышленных производств на конкретных территориях, направленных на реализацию целей, приоритетов и задач пространственного развития Российской Федерации, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

— необходимость выработки дополнительных мер, направленных на уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование финансового обеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также на организацию эффективного исполнения указанных полномочий в соответствии с целями, приоритетными задачами и механизмами реализации государственной политики регионального развития, определенными в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13;

— отсутствие погодовой разбивки целевых показателей пространственного развития Российской Федерации, закрепленных в Приложении № 5 к Стратегии, что не позволяет осуществлять корректный мониторинг и контроль реализации Стратегии в части оценки достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации, предусмотренных Стратегией (указаны только исходные показатели 2017 года и целевые показатели 2025 года). При этом закрепленные в Стратегии целевые показатели пространственного развития Российской Федерации[3] не позволяют оценить результаты решения задачи по сокращению различий в уровне экономического развития субъектов Российской Федерации, не относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание работе над проектами федеральных законов, предусмотренными проектируемым планом реализации Стратегии, а также других проектов федеральных законов, необходимость принятия которых следует из положений Стратегии.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

— подготовить предложения, направленные на создание постоянно действующих организационно-правовых механизмов, обеспечивающих системную согласованность целей, приоритетов и задач пространственного развития, закрепляемых в документах стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней;

— рассмотреть вопрос об установлении порядка внесения изменений в перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, закрепленный в приложении № 1 к Стратегии, на основе обоснованных предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь при этом документами стратегического планирования Российской Федерации, разработанными в порядке целеполагания и программирования, в части приоритетных направлений размещения производительных сил на территории Российской Федерации и планов по созданию новых промышленных производств на конкретных территориях;

— разработать систему целевых показателей, отражающих поэтапное сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

— рассмотреть вопрос о дополнении перечня целевых показателей пространственного развития Российской Федерации, закрепленных в Стратегии, показателями, позволяющими производить оценку результатов решения задачи по сокращению различий в уровнях социального и экономического развития субъектов Российской Федерации, не относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации;

— рассмотреть вопрос о целесообразности разработки нормативного правового акта, определяющего порядок отнесения субъектов Российской Федерации к категории субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития, в целях оказания им государственной поддержки посредством индивидуальных программ (планов мероприятий) по их ускоренному социально-экономическому развитию;

— рассмотреть вопрос о корректировке (в сторону уменьшения) сроков разработки и утверждения методических рекомендаций по планированию развития сети объектов здравоохранения и образования по макрорегионам и субъектам Российской Федерации, а также интегрального индекса городского развития (предусмотренных соответственно пунктами 27, 28, 37 проекта плана реализации Стратегии);

— определить и довести до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления условия и порядок возможного участия соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в качестве пилотных для реализации мероприятий, предусматривающих пилотный режим (пункты 9, 38, 44 проекта плана реализации Стратегии).

3. Министерству экономического развития Российской Федерации во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации:

при подготовке предложений по созданию государственной информационной системы пространственного планирования, обеспечивающей мониторинг реализации Стратегии, предусмотреть интеграцию указанной системы с Единой информационной системой мониторинга хода реализации транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, создаваемой при участии Министерства транспорта Российской Федерации.

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации во взаимодействии с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа:

при разработке документов стратегического планирования в сфере высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, среднего профессионального образования, а также при корректировке действующих документов стратегического планирования предусмотреть систему мер, направленных на реализацию задач и приоритетов пространственного развития Российской Федерации, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, в части увеличения возможностей получения высшего образования и среднего профессионального образования в образовательных организациях в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, а также субъектах Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития, с учетом стратегий социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации и федеральных документов стратегического планирования, разработанных в порядке целеполагания, планирования и программирования по отраслевому и территориальному принципу.


5. Российской академии наук во взаимодействии с профильными научными организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об организации на постоянной основе мониторинга решения задач пространственного развития Российской Федерации, а также об активизации работы по совершенствованию организации научно-экспертного обеспечения системы стратегического планирования Российской Федерации.

6Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— при корректировке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации основываться на Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривая при этом возможность развития новых перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации;

— изучать имеющийся положительный опыт других субъектов Российской Федерации по решению задач пространственного развития Российской Федерации на соответствующей территории и использовать его для разработки и реализации комплекса собственных мер по решению указанных задач;

— расширять возможности участия в работе проектных офисов по реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации представителей монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), исторических поселений и наукоградов.



[1] Республика Тыва, Республика Калмыкия, Республика Алтай, Республика Марий Эл, Республика Карелия, Республика Адыгея, Чувашская Республика, Алтайский край, Курганская область, Псковская область. На сегодняшний день приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2019 года № 650 утвержден «План мероприятий по ускоренному социально-экономическому развитию Республики Тыва в целях достижения значений показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 „Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации“ в части малого и среднего предпринимательства».

[2] Поручения от 21 февраля 2019 года протокол № 5, от 27 марта 2019 года № ДМ-П16-18пр.

[3] В приложении № 5 к Стратегии закреплены два целевых показателя, косвенно отражающих меру решения задачи по сокращению межрегиональных диспропорций социально-экономического развития регионов: 1) отношение среднедушевого валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям (кроме Арктической зоны), к среднероссийскому значению; 2) межрегиональная дифференциация индекса человеческого развития по отношению к уровню 2017 года.