«Круглые столы»

«Развитие сети автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 218 от 24 марта 2020 года)

Участники «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, представителей компаний и учреждений в области дорожного строительства, научных и общественных организаций, обсудив актуальные вопросы в области дорожной деятельности и обеспечения транспортной доступности дальневосточных регионов, отмечают следующее.

Ускоренное развитие Дальнего Востока является в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики России. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена задача сделать Дальневосточный регион максимально комфортным для проживания людей и ведения бизнеса. Решение данной задачи во многом зависит от эффективно действующей в макрорегионе транспортной системы, в том числе развитости сети автомобильных дорог.

Вместе с тем, состояние сети автомобильных дорог Дальнего Востока пока не отвечает требованиям устойчивого социально-экономического развития макрорегиона. Общее положение в этой сфере характеризуется следующими показателями. Протяженность автомобильных дорог общего пользования Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО), который занимает свыше 40 процентов территории страны, в настоящее время составляет 125,7 тыс. км или всего 8,2 процента от общей протяженности автомобильных дорог Российской Федерации[1].

По территории ДФО проходит 9,7 тыс. км дорог федерального значения и 47,4 тыс. км дорог регионального или межмуниципального значения[2].

По данным Министерства транспорта Российской Федерации, на начало 2019 года нормативным требованиям соответствовало порядка 79 процентов федеральных и только 37 процентов региональных дорог в округе. Это ниже, чем в среднем по стране[3].

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ДФО, не завершено формирование опорной сети автомобильных дорог. В первую очередь это касается таких субъектов Российской Федерации, как Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ. Порядка 1 265 населенных пунктов, расположенных на территории ДФО, не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования[4].

Вопросы развития сети автомобильных дорог Дальнего Востока отражены в утвержденных Правительством Российской Федерации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года[5], Стратегии социально-экономического развития дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года[6], государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»[7] и других документах.

Развитие автомобильных дорог общего пользования ДФО осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»[8] (далее — Программа).

В федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов бюджетам субъектов ДФО на реализацию мероприятий Программы предусмотрено предоставление субсидий в размере 23 189,7 млн рублей, в том числе в 2020 году – 6 468,7 млн рублей, в 2021 году – 8 360,6 млн рублей, в 2022 году – 8 360,6 млн. рублей[9].

Кроме того, все субъекты Российской Федерации, входящие в состав ДФО, задействованы в реализации мероприятий национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

Указанными национальными проектами в качестве приоритетов определены задачи по: увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов и городских агломераций – не менее чем до 85 процентов; строительству и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа – Западный Китай»; развитию автодорожных подходов к морским портам, в том числе Дальневосточного бассейна; развитию транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами – центрами экономического роста, включая ликвидацию инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям.

В рамках Программы приведения в нормативное состояние и строительства искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения[10] в период 2020–2024 годов на территории ДФО предусмотрены мероприятия по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту 1 047 искусственных сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии общей стоимостью 121 804,4 млн рублей, а также 40 автодорожных путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей общей стоимостью 30 261,5 млн рублей.

Особую роль в обеспечении жизнедеятельности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, играют зимние автомобильные дороги — автозимники. При этом существующая в настоящее время нормативная база недостаточно регулирует их деятельность. Это приводит к увеличению стоимости доставки грузов, снижению конкурентоспособности товаров и продукции, производимых в этих регионах, делает недоступными для жителей отдаленных территорий услуги, оказываемые государственными органами и муниципальными образованиями, учреждениями здравоохранения, образования, социального обеспечения.

На темпы развития сети автомобильных дорог ДФО также оказывают негативное влияние: несовершенство законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; низкая эффективность механизмов отбора подрядчиков, организации работ и контроля за их качеством; несовершенство системы ценообразования в дорожно-строительной отрасли и другие факторы.

Участники заседания «круглого стола» считают, что для обеспечения развития сети автомобильных дорог и модернизация действующих дорог ДФО необходимо осуществить комплекс мер и рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение вопроса о дополнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» федеральным проектом «Мосты и путепроводы», содержащим мероприятия по приведению в нормативное состояние находящихся в аварийном или предаварийном состоянии искусственных дорожных сооружений и по строительству автодорожных путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей;

2) обеспечить принятие нормативного правового акта, предусматривающего заключение контрактов жизненного цикла не только на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, но и на последующее содержание (обслуживание), ремонт и при необходимости эксплуатацию указанных дорог (их участков) и дорожных сооружений;

3) рассмотреть вопрос перехода к отбору подрядных организаций, привлекаемых для ремонта и строительства автомобильных дорог, с учётом дифференцированных требований к ним, в том числе в зависимости от сложности выполнения работ, наличия материально-технической базы, профессиональных кадров и опыта выполнения работ;

4) ускорить переход на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением бюджетных средств;

5) разработать комплекс мер по предотвращению необоснованного роста и колебания цен на битум на внутреннем рынке.

2. Министерству транспорта Российской Федерации:

1) оказать содействие:

— Сахалинской области в передаче автомобильной дороги Южно‑Сахалинск — Оха в федеральную собственность и приведении ее качества в соответствие с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597–2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»;

— частному концессионеру, выбранному по итогам конкурсных процедур, при проведении им мероприятий по проектированию, строительству и эксплуатации мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска;

2) проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257‑ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части законодательного определения понятия «зимние автомобильные дороги (зимники)» и регулирования механизма их создания и эксплуатации;

3) разработать дополнительные меры по стимулированию применения механизмов государственно-частного партнерства в области дорожной деятельности.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о предоставлении заказчику права выделять отдельные этапы строительства объектов капитального строительства (в том числе в целях переноса или переустройства инженерных коммуникаций) без проведения повторной экспертизы проектной документации, предусмотрев возможность самостоятельного поэтапного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства;

2) подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на:

— установление детального механизма осуществления реконструкции, переноса или переустройства линейных объектов при их пересечении строящимся или реконструируемым линейным объектом, включая порядок выдачи технических условий на перенос или переустройство линейных объектов, мораторий на изменение выданных технических условий и порядок переноса или переустройства инженерных коммуникаций, предусматривающий заключение договоров компенсации собственникам инженерных коммуникаций в натуральной (имущественной) форме;

— определение правового статуса рабочей документации на объект капитального строительства, установление требований к её содержанию, а также к порядку её подготовки и внесения в неё изменений;

— внедрение и применение инновационных технологий и материалов в дорожном строительстве;

— установление при проведении экспертизы проектной документации в целях реализации проектов в сфере дорожной деятельности обязанности учёта информации, содержащейся в реестре новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения;

3) провести актуализацию классификатора строительных ресурсов и федерального сборника сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции в целях расширения их номенклатуры, уточнения сметных норм в части, касающейся учёта новых технологий строительства и расходов на перевозку строительных материалов, изделий и конструкций;

4) рассмотреть вопрос о предоставлении возможности включения в стоимость строительства, реконструкции автомобильных дорог стоимости отдельных сопутствующих работ, выполняемых одновременно с разработкой проектной документации.

4. Министерству финансов Российской Федерации:

1) подготовить предложения о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части увеличения коэффициента, применяемого при формировании базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;

2) предусмотреть возможность выплаты авансовых платежей подрядным организациям для приобретения материалов в рамках государственных (муниципальных) контрактов;

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО:

1) обеспечить разработку и утверждение региональных программ в сфере дорожного хозяйства на период до 2024 года;

2) разработать комплекс мер по:

— повышению квалификации сотрудников органов управления дорожным хозяйством, в том числе на муниципальном уровне;

— улучшению качества разрабатываемой проектной документации на дорожные объекты и подготовки к проведению закупок;

3) обеспечить внесение в общедоступную информационную систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней информации об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения в полном объеме;

4) принять меры по исключению практики уплаты налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения за счет бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов;

5) разработать комплекс мер, направленных на транспортное обеспечение новых районов добычи полезных ископаемых и их комплексное развитие.



[1] По информации Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

[2] По информации Министерства транспорта Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года.

[3] По информации Министерства транспорта Российской Федерации, на территории ДФО доля дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляет 79,16 процентов (в целом по Российской Федерации – 82,85 процента), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения — 37,89 процентов (в целом по Российской Федерации – 42,43 процента).

[4] По информации Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

[5] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734‑р.

[6] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094‑р.

[7] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308.

[8] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596.

[9] В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

[10] Программа разработана во исполнение части первой подпункта «а» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17 июля 2019 года № Пр‑1381ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 июня 2019 года и утверждена на заседании правительственной комиссией по транспорту 10 декабря 2019 года.