«Круглые столы»

«Совершенствование мер уголовной и административной ответственности за распространение контрафактной и фальсифицированной продукции»

Рекомендации

Оборот фальсифицированной и контрафактной продукции является серьезной проблемой не только внутреннего рынка Российской Федерации, но и мировой торговли в целом, и охватывает практически все отрасли экономики.

I. В рамках первой части обсуждения, участниками круглого стола были рассмотрены вопросы борьбы с фальсифицированной продукцией.

Отмечено, что проблема фальсификата в первую очередь затрагивает сферу производства пищевых товаров, а также лекарственных препаратов для медицинского применения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 января
2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» фальсифицированными пищевыми продуктами признаются пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Распространение такой продукции наносит существенный урон здоровью потребителей, и влечет негативные последствия для экономики страны в целом.

В свете реализации инициативы Президента Российской Федерации
В.В. Путина об обеспечении качественным горячим питанием всех обучающихся начальной школы особенную актуальность приобретает борьба с фальсифицированной пищевой продукцией, поступающей на нужны образовательных учреждений.

По данному направлению уже ведется законодательная деятельность. Так, в феврале 2020 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленный на обеспечение качественного питания в образовательных организациях.

Активную работу по выявлению и пресечению реализации фальсифицированной пищевой продукции осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Так, по информации, опубликованной в государственном докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году», всего за 2018 год территориальными органами Роспотребнадзора было проверено 58 тысяч объектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота пищевых продуктов, проведено более 64 тысячи обследований по контролю за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области технического регулирования.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий вынесено более 64 тысяч постановлений об административном правонарушении на общую сумму свыше 942,1 млн руб., передано на рассмотрение в судебные органы около 12 тысяч материалов дел, по которым судебными органами принято решение о приостановлении деятельности более 2,7 тысяч объектов.

Важное место в системе противодействия распространению фальсифицированной продукции занимает также деятельность региональных органов государственной власти, направленная на выявление фактов реализации фальсифицированной продукции и своевременное информирование граждан.

Участниками круглого стола указано на необходимость использования лучших региональных практик в данной сфере всеми субъектами Российской Федерации. Так, в частности, была положительно отмечена инициатива Департамента потребительского рынка Ростовской области, направленная на создание региональный информационной системы «Портал потребительского рынка Ростовской области с интерактивной картой объектов потребительского рынка и мест несанкционированной торговли», которая позволяет органам государственной власти оперативно реагировать на информацию о несанкционированной торговле, в том числе фальсифицированной продукцией, своевременно применять необходимые меры административного воздействия и информировать граждан.

Совместные усилия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволили добиться значительных успехов в борьбе с фальсифицированной продукцией.

По данным Роспотребнадзора, в 2018 году имело место снижение доли проб, не соответствующих нормативам по микробиологическим показателям, в группах «мясо и мясные продукты», «кондитерские изделия», «соки» отечественного и импортного производства; «масличное сырье и жировые продукты», «безалкогольные напитки», «зерно и зерновые продукты», «молоко и молочные продукты» отечественного производства; «овощи», «плоды и ягоды», «продукты детского питания» импортного производства.

Вместе с тем по‑прежнему отмечался рост доли проб, не соответствующих нормативам по микробиологическим показателям, в группах:

— «соки, нектары, сокосодержащие напитки» (в целом по России – с 0,80 % в 2017 году до 1,50 % в 2018 году, по отечественной продукции – с 0,8 % в 2017 году до 1,4 % в 2018 году);

— «мед и продукты пчеловодства» (в целом по России – с 2,5 % в 2017 году до 5,5 % в 2018 году, по отечественной продукции – с 2,8 % в 2017 году до 5,6 % в 2018 году);

— «консервы» (в целом по России – с 2,7 % в 2017 году до 2,8 % в 2018 году, по отечественной продукции – с 2,6 % в 2017 году до 2,8 % в 2018 году).

В связи с этим участниками круглого стола указано на целесообразность дальнейшего совершенствования законодательства в сфере противодействия распространению фальсификата.

Так, в частности, были отмечены следующие проблемы:

— необходимость уточнения понятия «фальсифицированные пищевые продукты» в части закрепления положения о невозможности отнесения фальсифицированных продуктов к объектам технического регулирования;

— недостаточная эффективность механизма контроля за качеством продукции, приобретаемой для государственных и муниципальных нужд, особенно в сфере поставок продуктов питания в дошкольные образовательные и общеобразовательные организации;

— отсутствие действенных мер по противодействию реализации фальсифицированной продукции в рамках исполнения государственных и муниципальных заказов;

— недостаточный уровень информированности граждан о фактах реализации фальсифицированной продукции;

— недостаточная эффективность норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на пресечение распространения фальсифицированной продукции, в том числе отсутствие возможности конфискации товара в случае выявления административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», статьями 14.7 «Обман потребителей», 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

— отсутствие уголовной ответственности за оборот фальсифицированной пищевой продукции.

II. В рамках второй части круглого стола участники обсудили вопросы совершенствования уголовной и административной ответственности в сфере противодействия распространения контрафактной продукции.

Отмечено, что оборот контрафактной продукции не только наносит урон ключевым отраслям экономики, но и негативно влияет на инвестиционную привлекательность и престиж государства на мировой арене; причиняет ущерб владельцам прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Кроме того, зачастую контрафактная продукция производится из некачественного сырья, с нарушением технологии и требований безопасности, что негативно отражается на здоровье потребителей.

В связи с этим органами государственной власти, а также общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере противодействия контрафакту, прилагаются значительные усилия по борьбе с этими негативными явлениями.

Активную работу в этом направлении проводят контрольно-надзорные и правоохранительные органы Российской Федерации.

Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2019 году прокурорами в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав было выявлено свыше 4,3 тыс. нарушений закона. В целях их устранения внесено 848 представлений, в суды направлено более 1 тыс. исков и заявлений, принесено 46 протестов на незаконные правовые акты, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 1,1 тыс. виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 67 уголовных дел.

По данным ведомственной статистической отчетности Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 12 месяцев 2019 года выявлено 438 преступлений в сфере нарушения авторских и смежных прав (статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации), по фактам незаконного использования средств индивидуализации товаров зарегистрировано 265 преступлений (часть 3 статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В апреле 2019 года сотрудниками территориальных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Контрафакт», в рамках которого по всей стране было проведено более 33,7 тысяч проверок физических и юридических лиц, выявлено 468 преступлений и 3599 административных правонарушений, изъято свыше 2,3 млн. единиц фальсифицированной и контрафактной продукции на общую сумму более 738 млн. рублей.

В ходе проведения контрольных мероприятий в части легальности нахождения в обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в 2018 году проверено 2007,4 тыс. декалитров продукции; выявлено 806,8 декалитров продукции, производство и оборот которой производится незаконно.

Принимаются меры, направленные на совершенствование законодательного регулирования.

Так, в 2014 году была значительно усилена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, а также ужесточена административная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), за производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке или нанесению информации.

Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 года
№ 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» создана Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее – Комиссия), которая является органом, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной.

С 2015 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина ведется масштабная борьба с контрафактным топливом. В этих целях был принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке», предусматривающий наказание правонарушителей в соответствии со степенью опасности причиненного ими экономического и экологического ущерба.

В 2018 году был принят ряд мер, в том числе законодательного характера, направленных на борьбу с контрафактной продукцией на рынке алкогольной продукции, по повышению ее качества и безопасности. Так, решением Совета Евразийской экономической комиссии принят регламент, который устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств – членов Евразийского экономического союза требования к алкогольной продукции, выпускаемой в обращение на территориях государств – членов, связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

В целях усиления контроля за оборотом фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации был утвержден Комплекс мер по профилактике и пресечению незаконного оборота (потребления, использования) этанола, а также его использования для производства нелегальной алкогольной продукции (от 12.12.2018 № 10247п-П11), которым предусмотрена разработка нормативных правовых актов, направленных, в частности, на установление запрета на использование в фармацевтической промышленности спирта, произведенного из пищевого сырья.

Особое внимание в ходе обсуждения было уделено вопросам борьбы с контрафактной табачной продукцией, реализация которой влечет существенное повышение рисков для здоровья граждан, потерю налоговых доходов федерального бюджета, в том числе доходов от акцизов на табачную продукцию, а также угрозы национальной безопасности, поскольку доходы, полученные от нелегального производства табака, зачастую идут на финансирование деятельности криминальных группировок.

Учитывая неэластичный характер спроса на табачную продукцию и большие объемы ее реализации, участниками было указано на необходимость скорейшего рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации пакета законопроектов, направленных на борьбу с контрафактом в данной отрасли.

Также в ходе обсуждения были выделены следующие проблемы в сфере борьбы с контрафактной продукцией, решение которых позволит значительно улучшить ситуацию по данному направлению:

— недостаточная эффективность штрафных санкций, предусмотренных статьей 14.10 «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

— недостаточная эффективность штрафных санкций, предусмотренных статьями 146 «Нарушение авторских и смежных прав», 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», 180 «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» Уголовного кодекса Российской Федерации;

— необходимость совершенствования уголовного законодательства в целях пресечения незаконной деятельности по производству контрафактной продукции;

— необходимость усиления уголовной ответственности за неправомерное предоставление документов в сфере подтверждения соответствия продукции;

— необходимость совершенствования уголовного законодательства в части обеспечения защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.

С учетом изложенного участники круглого стола считают необходимым рекомендовать.

1. Комитету Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

1.1. Рассмотреть вопрос о необходимости установления уголовной и административной ответственности за незаконное использование таких объектов интеллектуальной собственности, как селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), коммерческие обозначения и географические указания, правовая охрана которым предоставлена статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.2. Изучить вопрос о целесообразности внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части:

— установления уголовной ответственности за обращение фальсифицированной пищевой продукции, путем дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации специальным составом преступления;

— усиления уголовной ответственности за неправомерное предоставление документов в сфере подтверждения соответствия продукции;

— усиления уголовной ответственности за производство контрафактной продукции путем исключения из диспозиции части 2 статьи 146 и примечания к статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации термина «использование» и замены его на термин «производство» («тиражирование», «сбыт»);

— исключения из положений статей 146 и 147 Уголовного кодекса Российской Федерации термина «крупный ущерб», и замены его на «крупный размер» (в соответствии с примечанием к статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также распространения действия примечания к статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации на содержание статьи 147 Уголовного кодекса Российской Федерации;

— увеличения предельных размеров штрафов за совершение преступлений, предусмотренных статьями 146 и 147 Уголовного Кодекса Российской Федерации, при одновременном исключении возможности лишения свободы за указанные деяния в целях повышения эффективности наказания.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

Ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

— № 697153–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за перемещение физическими лицами немаркированной табачной продукции);

— № 684924–7 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части перемещения по территории Российской Федерации немаркированной табачной продукции);

— № 839699–7 «О внесении изменений в статью 187.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об установлении единой минимальной цены табачных изделий, ниже которой не может быть установлена максимальная розничная цена на них);

— № 861327–7 «О внесении изменения в статью 421 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей).

3. Министерству юстиции Российской Федерации:

3.1. В рамках работы по подготовке нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотреть вопросы о целесообразности:

— введения специальных составов административных правонарушений, устанавливающих ответственность за производство и распространение фальсифицированной пищевой продукции, а также за введение потребителей в заблуждение относительно отсутствия в пищевом продукте компонентов, употребление которых может вызвать аллергические реакции и (или) противопоказано при отдельных видах заболеваний;

— ужесточения административной ответственности за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (статья 14.10 действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

— совершенствования положений статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) по государственным и муниципальным заказам;

— совершенствования статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части исключения квалифицирующего признака «извлечение дохода».

3.2. При создании единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи предусмотреть раздел, посвященный актуальным вопросам защиты прав потребителей в Российской Федерации и противодействию распространения фальсифицированной и контрафактной продукции.

4. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

4.1. Активизировать работу по своевременному и качественному информированию населения о фактах реализации фальсифицированной и контрафактной продукции, в том числе посредством популяризации государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, усиления взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации, в том числе региональными.

4.2. Провести мониторинг и оказывать содействие в популяризации лучших региональных практик и информационных сервисов, направленных на повышение потребительской грамотности, противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции (например, в Республике Башкортостан, Ростовской области, г. Москве, г. Санкт-Петербурге).