Рекомендации
В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Федерального Казначейства, экспертного сообщества.
В ходе работы «круглого стола» были обозначены следующие проблемы:
1. Отсутствие единых требований к составу заявок и к участникам закупки.
2. Отсутствие обоснования начальной цены договора.
3. Неограниченное осуществление закупок у единственного поставщика и неконкурентных закупок.
4. Отсутствие единых подходов к установлению квалификационных требований к участникам закупки.
5. Отсутствие единых требований к порядку оценки заявок.
6. Внедрение механизма рейтинга деловой репутации предпринимателей.
7. Отсутствие единых требований к банковской гарантии при осуществлении закупки по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
8. Отсутствие закрытого перечня электронных торговых площадок.
9. Электронное информирование участников закупки посредством Единой информационной системы.
10. Отсутствие порядка заключения и исполнения договора.
11. Отсутствие порядка включения в Реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав доклады и выступления, на основании высказанных в ходе «круглого стола» мнений и предложений, участники считают необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации в Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установить:
1. Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, порядок определения, установления и применения заказчиками в закупочных документациях требований к участникам закупки.
2. Обязанность заказчика обосновывать начальную цену договора в закупочной документации.
3. Исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе проводить закупку у единственного поставщика.
4. Предельный размер закупок неконкурентным способом и у единственного поставщика помимо исчерпывающего перечня в 10 % от годового объема закупок.
5. Введение универсальной и специальной предквалификации на торгах. При этом необходимо установить:
а) опыт исполнения не менее 20% от начальной максимальной цены договора;
б) автоматическую проверку наличия опыта у участника закупки.
6. Право на подачу жалобы только лицу, которое имеет право на подачу заявки в соответствии с установленной предквалификацией.
7. Порядок и критерии оценки заявок участников закупки.
8. Автоматическое присвоение рейтинга в Единой информационной системе в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов и использование рейтинга для:
а) допуска на торги;
б) объективной оценки участника на торгах;
в) снижение размера обеспечения заявки и договора в зависимости от рейтинга.
9. Унифицированные требования к банковской гарантии, предоставляемой для обеспечения заявки и договора и ее единую форму.
10. Обязанность по публикации банковских гарантий в реестре, функционирующем в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
11. Обязанность перевода всех закупок на электронные площадки, функционирующих в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.
12. Обязанность подачи жалобы и официальное уведомление участников через Единую информационную систему, в том числе о результатах рассмотрения, а также ведение претензионной и иной официальной переписки заказчика с исполнителем только в Единой информационной системе.
13. Порядок заключения и исполнения договора, исключение возможности для заказчика изменять существенные условия договора при его заключении.
14. Регламентацию действий заказчика и антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков.
15. Распространение действия Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на взаимозависимых юридических лиц.
16. Возможность мониторинга закупок в соответствии Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
17. Требование об указании в плане закупки, извещении и документации об осуществлении закупки, реестре договоров объема финансового обеспечения закупки за счет средств субсидий, выделяемых в рамках национальных проектов (программ) и (или) комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также кодам видов расходов.
18. Обязанность заказчиков по указанию информации о товаре (включая количество, единицу измерения, цену за единицу), поставляемого в рамках выполнения работ, оказания услуг в плане закупки, заключаемом договоре, реестре договоров.
19. Обязанность участников конкурентных закупок, проводимых у субъектов малого и среднего предпринимательства, указывать информацию о стране происхождения товара, в том числе поставляемого в рамках выполнения работ, оказания услуг, в заявке на участие в таких закупках.
20. Обязанность заказчиков по указанию информации о стране происхождения товара, в том числе поставляемого в рамках выполнения работ, оказания услуг, в заключаемых договорах (обязанность включения такой информации в реестр договоров уже установлена).
21. Регламентацию использования электронного магазина, как одного из способов закупок отдельными видами юридических лиц.
22. При внесении изменений в законодательство о закупках, включая подзаконные нормативные правовые акты, предусматривать отложенные сроки вступления в силу изменений, достаточные для проведения доработок Единой информационной системы (ЕИС), электронных площадок, интегрированных с ЕИС информационных закупочных систем заказчиков и их ввода в эксплуатацию.