«Круглые столы»

«Актуальные вопросы развития малых городов и исторических поселений в контексте решения задач пространственного развития Российской Федерации»

Программа «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы развития малых городов и исторических поселений в контексте решения задач пространственного развития Российской Федерации»

16 февраля 2023 года
15.00

Совет Федерации
Б. Дмитровка, д. 26, зал 802 (белый)

Установление видео-конференц-связи с участниками

Открытие «круглого стола»

ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Выступления

ПРЕПОДОБНАЯ Надежда Александровна
заместитель Министра культуры Российской Федерации

ТРУНОВА Наталья Александровна
аудитор Счетной палаты Российской Федерации

ШМАТКО Алексей Дмитриевич
директор Института проблем региональной экономики Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор

ЕРЕСЬКО Алексей Васильевич
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

САХАРОВ Сергей Владимирович
Глава администрации города Суздаля, член Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

ЧЕРНЫШ Михаил Федорович
директор Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии наук, доктор социологических наук

ПИРМАГОМЕДОВ Рустамбек Седретдинович
Глава городского округа «город Дербент»

ГУСАКОВСКИЙ Александр Владиславович
член Комитета Совета Федерации по социальной политике

ШАРШАВИЦКАЯ Татьяна Михайловна
директор департамента развития туризма Министерства экономического развития Российской Федерации

КУКУШКИНА Елена Николаевна
председатель комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области

РЫБАКОВ Сергей Евгеньевич
председатель правления Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция»

АРТЕМОВА Ольга Юрьевна
заместитель директора учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор

ПЕНЬЕВСКИЙ Игорь Михайлович
руководитель группы научно-технического отдела Федерального автономного учреждения «Единый научно-исследовательский и проектный институт пространственного планирования Российской Федерации»

Выступления с мест (краткие выступления, обсуждение, обмен мнениями)

ХВОРОСТУХИНА Дарья Сергеевна
заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации

ОКРЕПИЛОВ Владимир Валентинович
научный руководитель Института проблем региональной экономики Российской академии наук, академик Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор

ШЕВЧЕНКО Элеонора Арсеновна
советник президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков, кандидат архитектуры

Подведение итогов «круглого стола»

ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Рекомендации

Проект

В соответствии с пунктом 4.7 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2023 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел 16 февраля 2023 года «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития малых городов и исторических поселений в контексте решения задач пространственного развития Российской Федерации» с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, экспертов.

Участники совещания, всесторонне обсудив широкий круг вопросов обеспечения устойчивого развития малых городов, исторических поселений, иных населенных пунктов, обладающих историческим наследием, отметили следующее.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[1] определяет в качестве одной из задач социально-экономическое развитие малых городов и исторических поселений. В этом документе также предлагается реализация дополнительных направлений социально-экономического развития городов с особым статусом – в том числе, исторических поселений – за счет сохранения и воссоздания в них памятников истории и культуры и исторически ценных градоформирующих объектов.

Развитие малых городов и исторических поселений необходимо для обеспечения устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации в целях сокращения межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, расширения географии экономического роста, предусматривающего, в частности, снижение концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях.

Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года предусмотрен особый механизм обеспечения развития для малых и средних городов, которые будут признаны опорными населенными пунктами для прилегающих территорий. Планируется утверждение комплекса мер по социально-экономическому и инфраструктурному развитию опорных населенных пунктов и порядка приоритетной государственной поддержки их развития. В рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»[2] будут осуществляться меры по ускоренному развитию инфраструктуры опорных населенных пунктов в целях обеспечения доступности образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.

Сохранение городов, обладающих культурным наследием, является одним из приоритетов государственной культурной политики. В Основах государственной культурной политики к основным задачам государственной культурной политики отнесено «повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма»[3].

Согласно Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года[4] механизмом сохранения исторических поселений является установление границ территорий, в пределах которых утверждается предмет охраны этого поселения; статус исторического поселения предоставляет малым городам шанс заявить об историко-культурной ценности застройки в установленных границах территорий как о мощном градообразующем факторе[5].

Констатируя значительный положительный эффект реализации государственных мер по поддержке социально-экономического развития малых городов и исторических поселений, в частности, в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях и Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», а также мер по поддержке развития моногородов, следует признать, что в настоящее время ещё недостаточно сформированы необходимые условия для раскрытия потенциала развития значительной части малых городов и исторических поселений.

Из‑за низкого уровня финансовой обеспеченности большинство малых городов и исторических поселений с трудом самостоятельно решают проблемы городского хозяйства.

Имеют место проблемы, связанные с разрушением архитектурного облика в исторических центрах городов, увеличением числа ветхих и аварийных зданий, износом инженерной и социальной инфраструктуры. Сложности вызывает содержание, ремонт и реконструкция жилых многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия.

Для преодоления рисков в вопросах социально-экономического развития малых городов и исторических поселений требуется обратить внимание на создание четкого механизма, позволяющего таким территориям получать финансовую поддержку, в том числе из федерального бюджета.

Неотъемлемой частью эффективного функционирования таких муниципалитетов является развитая современная туристская инфраструктура (средства размещения, кафе, рестораны, сувенирные лавки и пр.), а также развитая транспортная система.

Статус исторических поселений накладывает на органы местного самоуправления, собственников объектов недвижимости множество ограничений и обременений, но не обеспечивает каких‑либо преимуществ, налоговых льгот, дополнительных возможностей привлечения инвесторов, приоритета при распределении межбюджетных трансфертов. Важно наделить указанные муниципальные образования особым статусом, создать в их границах территории с преференциальным режимом осуществления предпринимательской деятельности.

В настоящее время, исходя из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[6], учитывая современные внешние и внутренние условия развития страны, наиболее актуальными вопросами развития малых городов и исторических поселений в контексте решения задач пространственного развития Российской Федерации представляются, в частности:

— обеспечение условий для создания новых и развития действующих предприятий в малых городах, способствующих созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест, а также сдерживанию оттока населения с соответствующих территорий, с учетом приоритетов, целей, задач и направлений пространственного развития субъекта Российской Федерации и страны в целом на долгосрочный период;

— решение проблемы недостаточной бюджетной обеспеченности значительной части малых городов, затрудняющей эффективное решение вопросов местного значения и выполнение публичных функций;

— необходимость совершенствования механизмов и объемов государственной поддержки модернизации и строительства объектов социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры в малых городах, в том числе в исторических поселениях;

— необходимость совершенствования и повышения эффективности государственного управления в сфере обеспечения сохранения и развития исторических поселений федерального и регионального значения;

— поддержка заинтересованной вовлеченности граждан в осуществление местного самоуправления в малых городах, в том числе инициативных проектов, направленных на благоустройство общественных пространств и другие общественно значимые цели;

— целесообразность интеграции положений о поддержке социально-экономического развития малых городов и исторических поселений в документы стратегического планирования, принимаемые на федеральном и региональном уровнях.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленных на поддержку развития малых городов и исторических поселений.

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1) о разработке комплексной концепции развития малых городов и исторических поселений;

2) о целесообразности определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития исторических поселений, а также координацию мероприятий по государственной поддержке муниципальных образований, на территории которых расположены исторические поселения;

3) о разработке комплекса мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности в малых городах и исторических поселениях, в том числе о создании в таких населенных пунктах территорий с преференциальным режимом ведения предпринимательской деятельности;

4) об ускорении разработки правового механизма, обеспечивающего реализацию собственниками объектов культурного наследия федерального значения, вложившими средства в работы по их реставрации, права на получение из федерального бюджета компенсации за произведенные ими затраты;

5) о предоставлении целевых межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, на территории которых предоставлены льготы инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в малых городах и исторических поселениях;

6) об ускорении разработки и утверждения комплекса мер по социально-экономическому и инфраструктурному развитию опорных населенных пунктов, включая порядок приоритетной государственной поддержки мероприятий по развитию опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, определенных в рамках планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, а также мер государственной поддержки;

7) о формировании в рамках комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры отдельного мероприятия, предусматривающего софинансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры в малых городах и исторических поселениях;

8) об ускорении подготовки и утверждения положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Министерству культуры Российской Федерации:

1) подготовить предложения об активизации работы по утверждению предметов охраны и границ территорий исторических поселений федерального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах, предусмотрев утверждение названных документов в отношении всех исторических поселений федерального значения;

2) рассмотреть вопрос о конкретизации требований к ценным градоформирующим объектам, которые расположены в границах исторических поселений и не являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации;

3) рассмотреть вопрос о выделении в рамках государственных программ Российской Федерации комплекса мероприятий, направленных на поддержку формирования стратегий развития исторических центров малых городов.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) подготовить предложения по комплексу мер государственной поддержки капитального ремонта жилых домов, являющихся объектами культурного наследия народов Российской Федерации;

2) рассмотреть вопрос о формировании единого портала данных о реализованных проектах создания комфортной городской среды в муниципальных образованиях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в целях тиражирования практик, разработанных в ходе реализации проектов.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) при актуализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривающей расширение горизонта планирования до 2030 года или 2035 года, рассмотреть вопрос о дополнении указанной Стратегии целевыми показателями пространственного развития Российской Федерации, позволяющими оценить динамику и результаты реализации направлений развития малых городов и исторических поселений;

2) совместно с Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» рассмотреть возможность разработки специальных финансовых продуктов Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в целях поддержки привлечения инвестиций в малые города и исторические поселения;

3) рассмотреть вопрос о разработке в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» комплексного мероприятия по поддержке развития туризма в малых городах и исторических поселениях, включающего, в том числе меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере туризма;

4) рассмотреть вопрос об оказании органам местного самоуправления методической поддержки по вопросам заключения и реализации соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены малые города и исторические поселения рассмотреть вопросы:

1) об установлении дифференцированных нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных образований, обладающих историческим наследием;

2) о разработке механизмов поддержки, стимулирующих заключение муниципальными образованиями соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры;

3) о разработке комплексных региональных планов в сфере туризма, предусматривающих:

меры по сопровождению инвестиционных проектов в сфере туризма;

поддержку создания и развития локальных брендов;

продвижение народных художественных промыслов;

поддержку событийного туризма, формирование регионального календаря мероприятий;

4) о формировании визуального стиля региона и вариантов его использования для населения, коммерческих и некоммерческих организаций;

5) об оказании органам местного самоуправления дополнительной методической поддержки по повышению туристской привлекательности муниципальных образований.

6. Органам местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены малые города и исторические поселения, рассмотреть вопросы:

1) о заключении соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры;

2) о разработке информационно-навигационных приложений, включающих путеводитель по достопримечательностям исторического поселения (малого города) с использованием системы туристской навигации;

3) о создании и популяризации брендов территорий в целях повышения узнаваемости малых городов и исторических поселений;

4) об оказании мер поддержки общественным объединениям и организациями, осуществляющим развитие добровольческого (волонтерского) движения в области сохранения историко-культурного наследия;

5) о повышении квалификации главных архитекторов муниципальных образований;

6) о развитии событийного туризма в малых городах и исторических поселениях.

 



[1] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.

[2] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696.

[3] Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.

[4] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р.

[5] Согласно Стратегии государственной культурной политики до 2030 года к 2020 году должны были быть утверждены границы 75% исторических поселений федерального значения, их предметы охраны, перечни исторически ценных градоформирующих объектов.

[6] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400.