«Круглые столы»

«Проблемы модернизации, реконструкции, строительства очистных сооружений»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 299 от 13 февраля 2023 года)

Участники «круглого стола», проведенного 26 января 2023 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и бизнес-сообщества, обсудив актуальные вопросы реализации региональных программ по строительству, реконструкции, модернизации очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, отмечают следующее.

В соответствии со Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года[1] строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, обозначены в качестве приоритетных направлений в решении основных задач в области обеспечения экологической безопасности.

Согласно Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года[2] (далее – Стратегия) в системах водоотведения действует около 60 тыс. очистных сооружений водопровода, 21 тыс. канализационных насосных станций, 12 тыс. очистных сооружений канализации. Протяженность сетей водоотведения — около 200 тыс. километров. При этом большая часть сетей и объектов нуждается в обновлении, ежегодно признается аварийными около 3 процентов сетей водоснабжения и водоотведения, при этом обновляется не более 1 – 2 процентов.

Высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства организаций в сфере водоотведения[3] приводит к загрязнению почв, поверхностных и подземных источников водоснабжения. Недостаточно развиты системы централизованного водоотведения и очистки коммунальных бытовых стоков — около 20 процентов населения проживают в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений, значительное количество социально значимых объектов в малых и средних населенных пунктах не обеспечено системами централизованного водоотведения и очистки бытовых стоков.

В связи с этим основными задачами, определенными Стратегией в сфере водоотведения, являются снижение негативного воздействия на окружающую среду путем повышения качества очистки сточных вод, а также снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоотведения, приводящего к попаданию неочищенных стоков на рельеф местности и в водные объекты.

В настоящее время предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства осуществляется в рамках:

федерального проекта «Оздоровление Волги» в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»[4].

В рамках проекта осуществляется реализация мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства на территории 15 субъектов Российской Федерации, примыкающих к руслу реки Волги[5]. Согласно Федеральному закону о федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов[6] на финансирование данного федерального проекта из федерального бюджета в 2023 году предусмотрено 11,8 млрд рублей, а в 2024 году – 17,8 млрд рублей;

федерального проекта «Сохранение озера Байкал». На финансирование данного федерального проекта из федерального бюджета в 2023 году предусмотрено 9 млрд рублей, а в 2024 году – более 7 млрд рублей[7] (в частности, Правительством Российской Федерации на 2023 год Республике Бурятия было дополнительно предусмотрено выделение свыше 5 млрд рублей для софинансирования реконструкции одного из крупнейших объектов – правобережных очистных сооружений канализации Улан-Удэ[8]).

Таким образом, данные мероприятия реализуются локально и не распространяются на всю территорию Российской Федерации.

В свою очередь, в целях поддержки региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры реализуются также специализированные программы публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) посредством предоставления целевых субсидий[9] субъектам Российской Федерации и льготного заёмного финансирования таких мероприятий[10].

Целевые субсидии регионам выделяются на реализацию проектов в населенных пунктах, численность населения которых не превышает 500 тыс. человек. Финансовая поддержка Фонда, предназначенная для реализации проекта модернизации, не может превышать 60 процентов стоимости проекта модернизации, но не более 300 млн. рублей для одного проекта модернизации.

Механизм по предоставлению льготных займов на реализацию проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры осуществляется Фондом в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Общий лимит средств ФНБ для регионов по данному механизму составляет 150 млрд. рублей.

Согласно информации, представленной Фондом[11], на сегодняшний день с использованием данного механизма реализуются 239 проектов (в 73 субъектах Российской Федерации), общей стоимостью 187,9 млрд рублей, из них за счет средств ФНБ – 145,9 млрд рублей. Из 239 проектов – 26 проектов по строительству, реконструкции, модернизации очистных сооружений (общая стоимость 35,4 млрд рублей, из них за счет средств ФНБ – 28,1 млрд рублей, средства бюджетов субъектов (местных бюджетов) – 5,14 млрд рублей, средства заемщиков – 2,14 млрд рублей) реализуются на территории 17 субъектов Российской Федерации[12]. Проекты предусматривают как реконструкцию, строительство очистных сооружений канализации и водоочистных сооружений, так и реконструкцию локальных очистных сооружений ливневой канализации.

Кроме того, в декабре 2022 года Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023–2027 годы[13] (планируется финансирование за счёт средств федерального бюджета в объёме 150 млрд рублей ежегодно[14]).

Финансовая поддержка предоставляется при соблюдении условия об утверждении соответствующей региональной программы с указанием объектов коммунальной инфраструктуры, подлежащих модернизации, а также при условии наличия проектной документации объекта коммунальной инфраструктуры, получившей положительное заключение государственной экспертизы. При этом финансовая поддержка может быть предоставлена и на оплату работ по подготовке такой проектной документации в случае, если финансовое обеспечение таких работ планируется осуществить в рамках единого контракта, предметом которого является выполнение одновременно работ по проектированию, строительству и (или) реконструкции и вводу в эксплуатацию объектов[15].

Также региональные проекты по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений реализуются за счет иных инструментов, предусмотренных федеральным проектом «Инфраструктурное меню», в частности посредством предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов.

По данным Минстроя России[16] президиумом (штабом) Правительственной комиссии одобрено к реализации 346 проектов за счёт средств инфраструктурных бюджетных кредитов. Всего в рамках указанных проектов планируется реализовать 954 объекта/мероприятия, из которых 535 являются объектами инженерно-коммунальной инфраструктуры, к которым относятся и очистные сооружения[17].

Несмотря на предпринимаемые государством меры по увеличению объема софинансирования проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры в сфере водоотведения, субъектами Российской Федерации и бизнес-сообществом отмечается ряд существенных проблем, затрудняющих реализацию данных мероприятий.

В частности, это:

 — отсутствие необходимого объема денежных средств в региональных бюджетах на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов очистных сооружений, в том числе недостаточность средств на разработку проектно-сметной документации[18] (невозможность получения финансовой поддержки Фонда на оплату работ по проектированию объекта инфраструктуры, в связи с отсутствием возможности заключения единого контракта на выполнение одновременно работ по проектированию, строительству и (или) реконструкции и вводу в эксплуатацию такого объекта);

 — увеличение стоимости строительства объектов очистных сооружений в связи с ростом цен на строительные материалы и оборудование;

 — невозможность гарантийного ремонта установленного зарубежного оборудования, закупки запасных частей, комплектующих; серьезные проблемы при подборе отечественных аналогов оборудования и материалов, удовлетворяющих нормативным требованиям;

 — низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли водоотведения, в том числе в малых городах и сельских поселениях, и, соответственно, проблемы передачи объектов очистных сооружений в концессию;

 — существенные затраты на пуско-наладочные работы до ввода эксплуатацию очистных сооружений. Стоимость пуско-наладочных работ относится к основной эксплуатационной деятельности предприятий с включением в себестоимость продукции;

 — проблемы с утилизацией и переработкой осадков сточных вод. В большинстве случаев осадок, образующийся в процессе очистки сточных вод, не перерабатывается и складируется на иловых полях или специализированных полигонах. В течение нескольких лет образуются существенные залежи иловых отложений, утилизация которых требует значительных финансовых вложений. Вместе с тем отмечается возможность использования накопленного осадка для коммунальных нужд (почвогрунта, рекультиванта), сырья для промышленности и других целей;

 — наличие бесхозяйных объектов водоотведения на территории населенных пунктов, длительные сроки оформления прав на такие объекты с учетом соблюдения сроков соответствующей процедуры;

 — отсутствие законодательного урегулирования вопросов строительства очистных сооружений в пределах границ зон санитарной охраны водозаборов объектов питьевого водоснабжения;

 — отсутствие квалифицированных проектировщиков, низкое качество подготовки проектной документации на объекты очистных сооружений (некорректность определения мощности очистных сооружений, исходные данные (анализ стоков) не соответствуют анализам реального стока по завершению строительства, применение при проектировании устаревших методов очистки сточных вод);

 — отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала на очистных сооружениях.

Проблемными являются вопросы водоотведения в малых городах и сельских поселениях. Малые населенные пункты, расположенные в отдалении от крупных центров, имеют децентрализованную систему водоотведения и не оборудованы канализационными очистными сооружениями, либо действующие станции работают неудовлетворительно.

Также при проектировании биологических очистных сооружений в малых населенных пунктах из‑за отсутствия достоверных данных о количестве и качестве сточных вод для расчета мощности очистных сооружений используется расчет потребления услуги водоотведения по сумме нормативов расхода холодного и горячего водоснабжения. Учитывая особенности формирования нормативов потребления коммунальных услуг, расчет мощности очистных сооружений при отсутствии достоверных данных о потреблении населением услуг горячего и холодного водоснабжения не отражает будущую фактическую загрузку проектируемых биологических очистных сооружений.

Кроме того, требуют особого внимания проблемы проектирования, строительства, реконструкции и модернизации очистных сооружений в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока с учётом климатических условий. Для реализации проектов строительства очистных сооружений необходимо привлечение организаций, имеющих опыт строительства в таких регионах, а также закрепление возможности применения альтернативных подходов к обеспечению очистки сточных вод.

Принимая во внимание актуальность поднятых в ходе мероприятия проблем, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации уделить особое внимание:

 — проекту федерального закона 140808–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“ и статью 171 Федерального закона „О защите конкуренции“, направленному на совершенствование регулирования отношений при заключении концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе объектов водоотведения, привлечение внебюджетных источников финансирования для обновления коммунальной инфраструктуры;

 — проекту федерального закона № 254884–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ (в части совершенствования предоставления коммунальных услуг), направленному на урегулирование правоотношений, возникающих у абонентов, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения, а также некоторых иных отношений, связанных с водоснабжением и водоотведением.

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

 — о необходимости разработки отдельного федерального проекта, предусматривающего мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации очистных сооружений на всей территории Российской Федерации;

 — об определении уровня софинансирования мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры исходя из бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

 — о внесении изменений в Правила предоставления Фондом финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023–2027 годы в части:

возможности софинансирования разработки проектно-сметной документации на объекты очистных сооружений в случае отсутствия возможности заключения единого контракта на выполнение одновременно работ по проектированию, строительству и (или) реконструкции и вводу в эксплуатацию таких объектов;

корректировки процентного соотношения объема средств финансовой поддержки, направляемой на реализацию мероприятий в отношении линейных и площадочных объектов;

возможности корректировки сроков реализации каждого мероприятия региональной программы субъектами Российской Федерации с территориями со сложными природно-климатическими условиями;

 — о возможных дополнительных мерах поддержки отечественных производителей оборудования и материалов, необходимых для обеспечения эксплуатации очистных сооружений, а также разработчиков новых отечественных технологий очистки воды и стоков;

 — о возможности предоставления налоговых преференций в части налога на имущество организациям, эксплуатирующим вновь построенные, модернизированные объекты очистных сооружений.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проработать вопросы:

 — о внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации в части включения пуско-наладочных работ в первоначальную стоимость проекта строительства или реконструкции объекта;

 — о возможных механизмах компенсации части затрат инвесторам, осуществляющим капитальные вложения в проекты по строительству, реконструкции, модернизации очистных сооружений;

— о разработке порядка (правил) регулирования обращения с осадком сточных вод на объектах централизованной системы водоотведения и его эффективного использования;

— об обеспечении взаимодействия с субъектами Российской Федерации в части методического сопровождения по оценке производительности и подбору технологических решений при проектировании очистных сооружений.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации проработать вопросы:

— о продлении срока реализации программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды для водоканалов, имеющих более одного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, при невозможности одновременного проведения мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению таких объектов;

— о возможности применения на территории Байкальской природной территории технологической схемы очистки сточных вод, позволяющей осуществлять сброс сточных вод в промежуточные искусственные водоемы, с учетом технологических особенностей и ограничений, содержащихся в законодательстве применительно к данной территории;

— о корректировке требований к технологиям очистки сточных вод в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (с учетом пониженных температур сточных вод);

— о возможности строительства очистных сооружений в пределах границ второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

— об обеспечении информационной поддержки технологий применения илового осадка для коммунальных нужд (почвогрунта, рекультиванта), сырья для промышленности и в иных целях.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть вопросы:

— о возможности расширения Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли экологического машиностроения Российской Федерации на период до 2024 года[19] информацией о предприятиях, на которых планируется организовать производство оборудования в рамках решения задачи импортозамещения экологического оборудования;

— о формировании электронного каталога (базы данных) оборудования, необходимого для реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации очистных сооружений, производимого российскими предприятиями, с указанием необходимых для проектирования и планирования закупок технических характеристик оборудования с дальнейшим обеспечением актуализации данного каталога;

— о повышении уровня информированности юридических лиц о действующих и разрабатываемых программах софинансирования проектов, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду: разработку и внедрение на предприятиях передовых технологий, создание новых продуктов, организацию импортозамещающих производств, строительство, реконструкцию (модернизацию) очистных сооружений[20].

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

при разработке региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры[21] учитывать проекты по модернизации, реконструкции очистных сооружений;

— рассмотреть возможность более широкого использования инструментов федерального проекта «Инфраструктурное меню» при реализации в регионах проектов по строительству, реконструкции, модернизации очистных сооружений;

— при реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации очистных сооружений использовать перечень видов оборудования, предусмотренный Планом мероприятий по импортозамещению в отрасли экологического машиностроения Российской Федерации на период до 2024 года (утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 октября 2022 года № 4516);

— при разработке проектно-сметной документации на объекты очистных сооружений учитывать фактический объем сточных вод, поступающих на канализационные очистные сооружения в конкретном населенном пункте, с целью корректности определения мощности очистных сооружений;

— учитывать существующие и перспективные туристические потоки при реконструкции и создании систем водоснабжения и водоотведения;

— проработать возможные механизмы компенсации части затрат инвесторам, осуществляющим капитальные вложения в проекты по строительству, реконструкции, модернизации очистных сооружений,

— рассмотреть возможность снижения платежей по налогу на имущество организаций водоснабжения и водоотведения при осуществлении ими капитальных вложений в строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых объектов водоотведения;

— обеспечивать условия для обучения и повышения квалификации должностных лиц органов публичной власти по программам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.


[1] Указ Президента Российской Федерации от 19апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года».

[3] Согласно опросу субъектов Российской Федерации, проведенному к данному «круглому столу», физический износ объектов очистных сооружений и технологического оборудования в регионах составляет от 60 до 90 процентов.

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации“. Приложение № 15 (1) Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод.

[5] Там же. В соответствии с указанными Правилами в распределении субсидий участвуют: Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Московская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тверская, Ульяновская и Ярославская области.

[6] Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».

[7] Там же.

[8] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 года № 1402-р «О внесении изменений в распределение субсидий на модернизацию и строительство очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, укрепление берегов озера Байкал, совершенствование и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

[9] Правила предоставления таких целевых субсидий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры». Финансовая поддержка предоставляется на цели финансирования подготовки и реализации проектов модернизации в сфере тепло-, водоснабжения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и облигационным займам, привлеченным для проекта модернизации.

[10] Правила предоставления таких займов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2022 года № 87 «О предоставлении государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».

[11] Письмо публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (входящий номер 786 от 13 января 2023 года).

[12] Калужская область, Липецкая область, Свердловская область, Ставропольский край, Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Республика Крым, Республика Башкортостан, Московская область, Ленинградская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Воронежская область, Чеченская Республика, Астраханская область, Тюменская область, Новгородская область.

[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 года № 2253.

[14] Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 года (Пр-1483ГС д-1)

[15] Пункт 3 Правил предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2022 года № 2253.

[16] Комплексное развитие территорий. Мониторинг реализации инфраструктурных проектов. // Официальный сайт Минстроя России, 26 декабря 2022 года.

[17] Наиболее масштабным примером использования данного инструмента является представление Краснодарскому краю ИБК в объёме 65,9 млрд рублей на строительство и модернизацию очистных сооружений в г. Сочи, г. Анапе, г. Геленджике, г. Новороссийске и Туапсинском районе.

«Краснодарскому краю одобрили более 65 млрд рублей инфраструктурных кредитов» // Официальный сайт Губернатора Краснодарского края, 22 декабря 2022 года.

[18] Указанную проблему отметили все регионы, направившие информацию к данному «круглому столу» (35 субъектов Российской Федерации).

[19] Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 октября 2022 года № 4516 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли экологического машиностроения Российской Федерации на период до 2024 года».

[20] Механизмы Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития».

[21] В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 года № 2253 «Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией „Фонд развития территорий“ финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы».