«Круглые столы»

«Совершенствование системы государственной поддержки молодых семей»

Рекомендации

Участники «круглого стола» – сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, представители субъектов Российской Федерации – обсудив вопросы совершенствования системы государственной поддержки молодых семей, отмечают следующее.

Одной из наиболее значимых задач государственной политики в социальной сфере является поддержка молодых семей. Данная поддержка является не только демографической, но и социально-экономической мерой.

Именно молодые семьи, возраст супругов которых не превышает 30–35 лет, имеют реальные шансы рождения нескольких детей, что имеет ключевое значение для улучшения демографических показателей в Российской Федерации в целом.

Важным элементом в работе с молодежью является принятие и действие Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», который определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года № 3581-р утверждена долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 года № 1840 утверждены правила осуществления мониторинга реализации молодежной политики и подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации правила (вступают в силу с 1 января 2023 года), которые представляют собой систематическую, комплексную и плановую деятельность, в частности, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей в Российской Федерации.

 

Согласно действующему законодательству Российской Федерации к целям молодежной политики отнесены, в том числе формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, а открытость и равный доступ молодых семей к соответствующим мерам государственной поддержки, приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей входят в число принципов молодежной политики.

Меры государственной поддержки молодых семей закреплены как на федеральном, так и на региональном уровнях. К таким мерам относятся содействие молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, предоставление жилищного сертификата молодым ученым, действующие механизмы льготного кредитования для молодых семей и семей с детьми, самостоятельно приобретающих жилье, в том числе предоставление молодым семьям с тремя и более детьми земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, действует институт материнского (семейного) капитала, денежные выплаты нуждающимся в поддержке молодым семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей, иные меры социальной поддержки.

В настоящее время молодые семьи не выделены в самостоятельную категорию семей, для которой в федеральном законодательстве был бы установлен отдельный комплекс мер государственной поддержки. Необходим комплексный подход к проблематике молодых семей, предусматривающий в отношении таких семей меры государственной поддержки прямого действия.

 

Отмечается, что одной из важнейших и требующих скорейшего решения задач является своевременное обеспечение молодых семей жильем. Не всегда члены молодых семей могут реализовать свое право на обеспечение жильем. В настоящее время процедура получения социальных выплат для решения жилищной проблемы молодых семей может занять продолжительное время – от нескольких месяцев до нескольких лет. На практике нередки случаи, когда члены молодых семей на протяжении нескольких лет ожидают улучшения жилищных условий, но по достижении возраста 36 лет теряют право на получение мер государственной поддержки.

 

Основу семейных отношений составляют брачно-супружеские отношения, так как именно брак является основным механизмом создания семьи и лежит в основе ее становления, укрепления и стабильности. Семья всегда была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Именно поэтому необходимо стимулировать молодые семьи к государственной регистрации брака. Необходимо также совершенствовать процедуру бракоразводного процесса: при расторжении брака следует использовать различные способы разрешения спора, например процедуру медиации.

 

К числу проблем молодых семей следует отнести также проблему рождаемости, решение которой связано не только с социальными, но и с медицинскими факторами (в том числе мужским репродуктивным здоровьем).

В связи с этим важно установить гарантии реализации прав граждан в сфере планирования семьи и регулирования репродуктивной функции, проведения мероприятий по повышению доступности экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, а также обеспечить возможность прохождения необходимых консультаций и обследований в государственных учреждениях здравоохранения.

Необходимо отметить, что сегодня в шести субъектах Российской Федерации реализуется типовой проект «Репродуктивное здоровье», который уже показал свою высокую эффективность. Он направлен на сохранение репродуктивного здоровья населения, в том числе на сокращение абортов, развитие доабортного консультирования, обследование и лечение молодых родителей на этапе планирования рождения ребенка.

 

Очень важно повышать роль отца в семье и обществе, создавать условия для адекватного совмещения отцом обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью, расширять права отца на участие в воспитании детей.

Весьма актуальной для молодых семей остается возможность ознакомления с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности. Необходимо развивать систему профессиональной ориентации молодежи.

 

В настоящее время в субъектах Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на повышение уровня жизни семей с детьми, в том числе молодых семей, совершенствуются механизмы государственной поддержки таких семей, развивается система оказания социальных услуг. При этом вводятся новые виды материальной помощи, ежегодно с учетом инфляции индексируются размеры пособий и единовременных выплат семьям с детьми, в том числе молодым семьям, разрабатываются и внедряются новые социальные технологии.

Во всех субъектах Российской Федерации установлена система мер государственной поддержки семей с детьми, в том числе в виде выплат пособий на ребенка, на детей одиноких матерей, на детей военнослужащих по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей из многодетных семей и другие меры. Практически во всех субъектах Российской Федерации введена мера государственной поддержки в форме регионального материнского капитала.

Единовременные денежные выплаты в связи с рождением ребенка в молодом возрасте являются одним из распространенных в субъектах Российской Федерации способов стимулирования ранних рождений в семьях.

 

Вместе с тем, несмотря на реализацию комплекса мер государственной поддержки молодых семей, государственная политика в этой части нуждается в совершенствовании как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» решили:

1. Принять к сведению информацию докладчиков и выступающих.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) разработать программу комплексных мер государственной поддержки молодых семей;

2) рассмотреть возможности установления на федеральном уровне единого порядка выплаты с первого дня работы процентных надбавок к заработной плате молодым специалистам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вне зависимости от их стажа работы, а также от организационно-правовой формы и формы собственности работодателя;

3) рассмотреть возможность увеличения финансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жильем молодых семей до 30 млрд рублей ежегодно в целях ликвидации имеющейся задолженности по предоставлению жилья до конца 2025 года.

3. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации расширить географию реализации пилотного проекта «Репродуктивное здоровье» за счет включения в него новых субъектов Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) информировать граждан, в том числе членов молодых семей, о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, на которые могут претендовать граждане;

2) продолжить работу по пропаганде семейного образа жизни (в том числе, с использованием современных информационных технологий) в целях формирования позитивного общественного мнения об институте семьи, повышения престижа социально благополучной семьи;

3) развивать систему консультирования по проблемам семейной жизни (профилактика и разрешение семейных конфликтов, психология семейных взаимоотношений, преодоление кризисов в молодой семье).

5. Комитету Совета Федерации по социальной политике направить рекомендации в Правительство Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе.

 

 

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике

О.С. Забралова

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике, полномочный представитель Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

О.Н. Хохлова