«Круглые столы»

«Актуальные вопросы охраны здоровья граждан. Совершенствование подходов к профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний»

Рекомендации

В ходе «круглого стола» участники обсудили вопросы профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний как главного элемента сохранения и укрепления здоровья населения.

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей – одна из национальных целей развития Российской Федерации. Президент России В.В. Путин поставил задачу обеспечить к 2030 году среднюю продолжительность здоровой, активной жизни в стране до 78 лет. Достижение данного показателя напрямую зависит от эффективности мер противодействия болезням, которые являются основными причинами преждевременной смертности населения.

Одну из ключевых угроз здоровью населения представляют инфекционные заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения, респираторные инфекции остаются четвертой ведущей причиной смерти в мире, при этом первой среди инфекционных заболеваний.

Большую опасность представляют такие инфекции, как туберкулез, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекции. В совокупности в мире от них ежегодно умирают более 3 миллионов человек.

За последние 30 лет было обнаружено более 30 новых патогенов человека. В XXI веке наблюдается сокращение интервала между возникновением новых патогенов и вызываемых ими эпидемий и респираторных инфекций.

Пандемия новой коронавирусной инфекции стала крупнейшей чрезвычайной ситуацией в области общественного здоровья XXI века и по масштабам социального ущерба превзошла все вместе взятые крупные региональные глобальные вспышки инфекционных болезней в текущем столетии.

Значительную роль в нормализации эпидемиологической обстановки играет эффективная реализация широкого комплекса превентивных мер, в том числе массовая вакцинация.

Правительством Российской Федерации в 2021 году предусмотрены финансовые средства на обеспечение национального календаря профилактических прививок на общую сумму 22,5 млн рублей, а в 2022 году на эти цели выделено 21,3 млн рублей.

В стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 2390-р, предусмотрено дальнейшее совершенствование национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, в том числе возможность включения в национальный календарь вакцины против ротовирусной инфекции, ветряной оспы, менингококковой инфекции и других.

Участники «круглого стола» отметили, что для предотвращения распространения и снижение бремени инфекционных заболеваний, в том числе в структуре смертности, необходимо проведение научных исследований; разработка средств профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней; производство качественных, безопасных, эффективных иммунобиологических препаратов; эффективное взаимодействие между органами и организациями на федеральном, региональном и местном уровнях; совершенствование нормативно-правового регулирования по вопросам предотвращения и ограничения распространения инфекционных болезней; укрепление кадрового потенциала инфекционных служб; наблюдение за распространением инфекционных болезней в рамках мониторинга биологических рисков; усиление разъяснительной работы с населением; достижение требуемых показателей охвата вакцинацией; обеспечение контроля за рациональным и своевременным применением антибактериальных, противовирусных препаратов; обеспечение готовности к возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением инфекционных болезней.

Особое значение для сохранения здоровья населения имеет проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризаций различных групп населения, целью которых является выявление на ранних стадиях хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смертности в Российской Федерации, таких как сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, болезни органов дыхания, сахарный диабет, а также факторов их развития.

Самая большая доля смертей в России и в мире традиционно приходится на болезни системы кровообращения. В ближайшие пять лет эксперты Российской академии наук прогнозируют рост смертности в России от сердечно-сосудистых заболеваний как последствия перенесенного COVID-19. Специалисты отмечают, что примерно у половины переболевших новой коронавирусной инфекцией через 3–7 месяцев после выздоровления проявляются проблемы с сердечно-сосудистой системой. Риск смертности у пациентов с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, заразившихся коронавирусом, возрастает примерно в 5–7 раз.

Формирование эффективной системы профилактики заболеваний – одно из ключевых направлений развития отечественной системы здравоохранения. Это зафиксировано в Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации до 2025 года.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принцип приоритета профилактики прямо закреплен в качестве одного из основных принципов охраны здоровья. В числе механизмов его реализации в документе обозначены: разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни, осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.

По состоянию на 1 сентября 2022 года профилактический осмотр прошли более 42 млн человек, или 53,8 процента от плана на 2022 год. По оперативной информации, представленной территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в рамках проведения углубленной диспансеризации для пациентов, перенесших в первую очередь коронавирусную инфекцию, количество граждан, прошедших углубленную диспансеризацию, составило порядка четырех миллионов человек, или 45,6 процента от плана, установленного на 2022 год.

После проведения профилактических мероприятий, безусловно, необходимо обеспечить и качественное диспансерное наблюдение, а также своевременное оказание специализированной в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

По данным Минздрава России, за январь-август 2022 года 67 субъектов Российской Федерации достигли целевого показателя охвата диспансерным наблюдением. Максимальный охват, то есть 100 процентов, наблюдался в 29 субъектах Российской Федерации. У 18 субъектов значение целевого значения отмечалось менее 70 процентов. Данные регионы находятся на постоянном контроле Минздрава России.

Особое внимание уделяется диспансерному наблюдению лиц трудоспособного возраста. 100-процентного охвата граждан трудоспособного возраста удалось добиться в 30 субъектах Российской Федерации.

Для переболевших новой коронавирусной инфекцией предусмотрена обязательная углубленная диспансеризация. В перечень исследований и иных медицинских вмешательств включены обследования на выявление сердечно-сосудистых осложнений, которые могут возникать после перенесенной новой коронавирусной инфекции.

Организовано проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров пожилых граждан. В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» с 2020 года в программу диспансеризации включены дополнительные скрининги для людей старше 65 лет, в том числе на определенные виды рака, возникающие только в старческом возрасте, а также на выявление гериатрических синдромов.

По данным крупных исследований, которые проводятся Росстатом по технологии, предложенной экспертами ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России, имеется тенденция к снижению числа граждан, ведущих здоровый образ жизни. В 2019 году он составлял 12 %, в 2020 году – 9 % и значительно снизился до 7,3 процента к 2021 году. Это интегрированный показатель, который включает в себя все факторы здорового и нездорового образа жизни. Так, среди факторов риска, влияющих на прогноз жизни пациентов самыми распространёнными являются нерациональное питание, курение, избыточная масса тела, низкая физическая активность, и потребление алкоголя.

Участники заседания сошлись во мнении, что одним из основных факторов, влияющих на состояние здоровья населения, является недостаточный уровень образованности населения, а также обилие в медиапространстве противоречивой и недостоверной информации.

Ответом на существующие вызовы должна стать системная деятельность, направленная на создание научно-обоснованной информационно-просветительской среды.

С 2019 года в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» Роспотребнадзором проводится информационная и коммуникационная кампания по вопросам здорового питания населения.

ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора совместно с научно-исследовательскими институтами Роспотребнадзора под контролем Института питания Российской академии наук разработали образовательные программы для всех групп населения, а также видеоролики и 15 видов печатной продукции по вопросам здорового питания. В настоящее время уже в 65 субъектах Российской Федерации внедрены программы по здоровому питанию для всех возрастных групп населения, в том числе методические материалы по просвещению родителей школьников по вопросам здорового питания.

В решении задачи формирования здоровьесберегающего поведения среди населения России участвуют различные некоммерческие и волонтерские организации.

Так, Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» при поддержке Фонда Президентских грантов, Общероссийского конгресса муниципальных образований, Ассоциации территориального общественного самоуправления и администраций регионов реализует проект оздоровления населения по месту жительства «Каждому муниципалитету – маршрут здоровья», который в 2020 году вошёл в каталог лучших практик, соответствующих концепции «Активного долголетия» в рамках национального проекта «Демография». Инициатива направлена на развитие на муниципальном уровне инфраструктуры для повышения двигательной активности населения, а также на развитие и пропаганду естественных методов оздоровления, таких как ходьба, бег, велосипедные прогулки, плавание, закаливание, эффективное дыхание. Проект опирается на Рекомендации Минздрава России по созданию региональных и муниципальных программ укрепления общественного здоровья. В 2020–2021 годах был реализован пилот проекта в первых 50 муниципальных образованиях из 10 субъектов Российской Федерации. Обучение прошли более 150 инструкторов здорового образа жизни, работающих теперь на системной основе с различными группами населения, были открыты полсотни маршрутов здоровья.

Вместе с тем участники заседания отметили, что существует ряд проблем в проведении медицинской профилактики и формировании приверженности населения здоровому образу жизни:

у граждан не сформирована потребность в ежегодном прохождении диспансеризации;

наблюдается формальный подход медицинских работников к проведению профилактических осмотров и диспансеризации;

низкий уровень информирования населения о важности ведения здорового образа жизни, включая рациональное питание

недостаточное внимание вопросам сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях, в том числе в части формирования навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья.

Участники заседания сошлись во мнении, что снижение показателей смертности населения в трудоспособном возрасте и увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни граждан Российской Федерации невозможно без широких популяционных профилактических программ. Базовой платформой для реализации популяционных широкомасштабных профилактических программ являются региональные и муниципальные программы укрепления общественного здоровья, программы по формированию здорового образа жизни и повышению физической активности населения по месту жительства, работы или учёбы.

В целях укрепления общественного здоровья, организации работы по просвещению населения, а также расширения комплекса мероприятий, направленных на формирование мотивированного подхода граждан к сохранению здоровья, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 195581–8 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предлагающего установить требование о размещении на потребительской таре (упаковке) алкогольной продукции информации о вреде чрезмерного употребления алкоголя и противопоказании его потребления.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования:

2.1 предусмотреть мероприятия по повышению для населения доступности профилактических осмотров путем восстановления в полном объеме диспансеризации, включая углубленную диспансеризацию, профилактические осмотры;

2.2 продолжить работу по наращиванию темпов охвата диспансеризацией и профилактическими медицинскими осмотрами граждан, организовав активный вызов пациентов на прием по диспансерному наблюдению по заранее спланированному графику, особое внимание уделив включению в планы лиц, не посещавших медицинские организации в течение двух и более лет;

2.3 предусмотреть в первоочередном порядке проведение углубленной диспансеризации лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию, а также имеющих в анамнезе два и более хронических заболевания.

2.4 предусмотреть мероприятия по обеспечению качества проведения профилактических мероприятий путем усиления контроля за соблюдением этапности и полноты диспансеризации, обратив особое внимание на лиц трудоспособного возраста. Продолжить работу по формированию настороженности к заболеваниям, лидирующим в структуре смертности, как у медицинских работников, так и у населения;

2.5 в целях массового привлечения населения на мероприятия по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам предусмотреть мероприятия по информированию граждан о возможных симптомах хронических неинфекционных заболеваниях, в том числе с участием средств массовой информации и страховых медицинских организаций.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации:

3.1 ускорить проработку вопроса о внесении в Перечень специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 1061, клинической специальности «Медицинская профилактика».

3.2 с целью создания единой системы подготовки волонтеров и инструкторов ЗОЖ разработать единую программу по обучению немедицинских кадров для осуществления мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан.

4. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

проработать вопрос о включении ожирения в перечень социально- значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.

5. Министерству просвещения Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об обязательном введении на уроках начальных классов общеобразовательных учреждений двигательной активности (динамические паузы, физкультминутки) в целях оздоровления школьников.

6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству спорта Российской Федерации:

6.1 рассмотреть возможность внедрения в учебный процесс образовательных организаций опыта реализации МГТУ им. Н.Э. Баумана и Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» физкультурно-оздоровительной и патриотической программы «10000 шагов! 1000 движений!»;

6.2 рассмотреть возможность организации Всероссийских соревнований по фоновой ходьбе с использованием мобильного приложения «Человек идущий» среди обучающихся образовательных организаций, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

6.3 в целях пропаганды ЗОЖ на проводимых в Российской Федерации спортивных мероприятиях рассмотреть возможность возрождения лозунга «В здоровом теле – здоровый дух!».

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

7.1 уделить особое внимание комплексной разработке региональных и муниципальных программ укрепления общественного здоровья, программ по формированию здорового образа жизни и развития физической культуры и спорта в рамках интегрального подхода к учёту интересов граждан во всех реализуемых стратегиях и планировании мероприятий;

7.2 в рамках реализации профильных региональных и муниципальных программ укрепления общественного здоровья, формирования здорового образа жизни и развития физической культуры и спорта предусмотреть финансирование в части создания современной социальной инфраструктуры для организации активного отдыха граждан, досуговых зон, пешеходных и велосипедных маршрутов, малых спортивных оборудованных и необорудованных площадок, подготовки специалистов для работы с населением с привлечением социально-ориентированных НКО и волонтерских движений, используя опыт внедрения программы повышения физической активности населения «Человек идущий» с использованием современных цифровых технологий;

7.3 с целью улучшения доступной среды для маломобильных групп населения, а также увеличения занятий физкультурой и спортом среди инвалидов внедрить повсеместно в муниципалитетах программу «Здоровье без барьеров».

Сенатор Российской Федерации
О.Н. Хохлова