«Круглые столы»

«Актуальные вопросы новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда»

Рекомендации

Участники заседания «круглого стола», проведенного 10 февраля 2023 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», акционерного общества «ДОМ.РФ», ассоциации «Национальное объединение строителей», обсудив актуальные вопросы новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, отмечают следующее.

Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р (далее – Стратегия), определен перечень задач, направленных на обеспечение в указанный период устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда.

Особая роль в решении этих задач возложена на субъекты Российской Федерации. Так, в Стратегии отмечено, что именно региональные программы расселения аварийного жилищного фонда при их надлежащем финансировании позволят предотвратить старение жилищного фонда в России, обеспечат расселение аварийного жилищного фонда и сокращение накопленного аварийного жилищного фонда.

С 2022 года в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», стартовала новая программа переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года (далее – новая программа расселения аварийного жилищного фонда). Жилищный фонд, признанный аварийным за указанный период составляет 14,4 млн. кв. метров, в нем проживают около 800 тыс. человек[1].

В целях запуска новой программы и согласно Федеральному закону от 30 декабря 2021 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) наделена полномочиями по обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в части предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществления мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения условий предоставления указанной финансовой поддержки.

Средства Фонда, сформированные за счет суммы субсидии, предоставленной Фонду в 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года № 278[2], распределяются между субъектами Российской Федерации, завершившими реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», до 1 мая 2022 года в размере лимитов предоставления финансовой поддержки. Порядок предоставления финансовой поддержки Фонда на новую программу расселения аварийного жилищного фонда установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1469 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на финансирование федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» предусмотрено более 83 миллиардов рублей[3].

В 2022 году к реализации новой программы приступили семь субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область, города федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь. В 2023 году сорок субъектов Российской Федерации планируют завершить предыдущую программу расселения и приступить к реализации новой программы[4].

Субъекты Российской Федерации выделили ряд актуальных проблем, препятствующих наращиванию темпов расселения аварийного жилищного фонда и расширению использования механизма комплексного развития территорий жилой застройки при расселении ветхого и аварийного жилья, в том числе:

снижение до 60% уровня софинансирования новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда; отсутствие возможности предоставления финансовой поддержки Фонда муниципальным образованиям, завершившим программу расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, и готовым к реализации новой программы расселения аварийного жилищного фонда, в случае, если в целом субъектом Российской Федерации не завершена предыдущая программа расселения;

запрет предоставления Фондом финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на расселение аварийного жилищного фонда в рамках проектов комплексного развития территории жилой застройки, если признание расположенных на такой территории многоквартирных домов аварийными осуществлялось в разные периоды;

невозможность расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года и не вошедшего в федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках новой программы расселения;

отсутствие оперативного механизма перерасчета лимита финансовой поддержки субъекту Российской федерации по мере увеличения нормативной стоимости жилья на территории региона;

высокий уровень расходов бюджетов муниципальных образований на мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов и утилизации отходов;

невозможность включения в региональную программу расселения аварийного жилищного фонда аварийных многоквартирных домов:

— получивших повреждения в результате пожаров и признанных непригодными для проживания;

— имеющих угрозу обрушения, вне зависимости от даты признания их аварийными и подлежащими сносу;

— домов блокированной застройки;

рост дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, возникающих в связи с предоставлением переселяемым гражданам жилых помещений в границах конкретного населенного пункта, превышением площади предоставляемого жилого помещения над площадью изымаемого жилого помещения, в связи с возможностью зачета стоимости изымаемого жилого помещения при предоставлении собственнику другого жилого помещения;

наличие избыточных требований к отдельным элементам предоставляемого жилого помещения и отсутствие дифференцированного подхода к предоставляемому жилому помещению в зависимости от вида населенного пункта;

невозможность реализации за счет средств Фонда проектов строительства индивидуальных жилых домов в целях расселения аварийного жилищного фонда по типовым проектам, разработанным в регионе и учитывающим климатические и иные особенности региона.

Принимая во внимание предложения, содержащиеся в докладах и выступлениях участников заседания «круглого стола», Комитет решил:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о возможности повышения уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года.

2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий»:

1) рассмотреть возможность:

установления единого порядка сноса аварийных многоквартирных домов и утилизации образовавшихся отходов;

включения в региональную программу расселения аварийного жилищного фонда, финансируемую за счет средств Фонда многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, вне зависимости от периода их признания аварийными;

выделения финансирования для муниципальных образований на реализацию мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, вне зависимости от завершения субъектом Российской Федерации региональной программы расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года;

2) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Правила предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1469, в части установления возможности:

расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, но не вошедшего в федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках новой программы расселения аварийного жилищного фонда;

выделения в качестве отдельного лимита финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда на реализацию проектов комплексного развития территории жилой застройки, предусматривающего возможность расселения аварийного жилищного фонда, вне зависимости от периода признания многоквартирных домов аварийными;

установления порядка оперативного перерасчета лимитов предоставления финансовой поддержки Фонда по мере увеличения средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

обратить внимание на необходимость выполнения взятых обязательств по завершению действующей региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда и непрерывного перехода к новой программе переселения, оптимального планирования новой региональной программы и эффективного использования средств, предоставляемых за счет федерального бюджета;

в ходе реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда активнее развивать индивидуальное жилищное строительство, особенно на земельных участках, где многоэтажное строительство нецелесообразно, что позволит успешно формировать комфортную и безопасную среду для жизни населения в регионе, сократить расходы консолидированного регионального бюджета на расселение аварийного жилья;

в целях повышения инвестиционной привлекательности территорий в малых городах и сельских поселениях для строительства индивидуальных жилых домов с использованием средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» активнее применять Методику отбора проектов индивидуальных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную приказом Минстроя России от 2 августа 2022 года № 633/пр;

принять меры по повышению ответственности органов местного самоуправления и региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, направленного на недопущение роста ветхого и аварийного жилищного фонда.



[1] Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р //раздел IV

[2] подпункт «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. № 278 «О порядке предоставления в 2019 – 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации»

[3] Приложение 15 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

[4] «Вице-премьер Хуснуллин: 14 регионов завершили расселение аварийных домов»// Российская газета, 29 декабря 2022 года