«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Цифровизация сельского хозяйства»

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

«Круглый стол»

на тему

«Цифровизация сельского хозяйства»

 

г. Москва, Совет Федерации

30 января2025 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Заслушав информацию по вопросу «Цифровизация сельского хозяйства» участники «круглого стола» отмечают следующее.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года были поставлены задачи по увеличению объёма производства российского АПК на четверть в сравнении с 2021 годом, а экспорта в полтора раза. Важным инструментом решения этой задачи должна стать цифровизация сельского хозяйства.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» одной из национальных целей определена цифровая трансформация экономики, что безусловно касается и агропромышленного комплекса. В этой связи Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года предусматривается создание единой цифровой платформы.

Цифровая трансформация является составляющей перехода к новому технологическому укладу, и агропромышленный комплекс здесь должен соответствовать уровню цифровизации других отраслей экономики.

В настоящее время сложились следующие основные направления развития информационных технологий в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслей:

— разработка геоинформационных систем данных для нужд сельского хозяйства, что позволяет оценить структуру севооборотов, площади различных сельскохозяйственных культур, выявить негативные тенденции в землепользовании (вывод земель из оборота, эрозия, загрязнение и нецелевое использование почв и т. п.);

— развитие систем точного земледелия;

— разработка алгоритмов принятия решений, планирования, управления проектами и рисками, формирование бизнес-экосистем в АПК (в том числе на базе систем искусственного интеллекта);

— автоматизация и роботизация производственных процессов на предприятиях растениеводческого и животноводческого профиля, перерабатывающей промышленности;

— предоставление государственных услуг в электронном виде органами управления АПК;

— анализ больших данных и моделирование в управлении отраслью на федеральном и региональном уровнях, в сельскохозяйственной науке, образовании и сельскохозяйственном консультировании;

— цифровизация отдельных управленческих функций на федеральном и региональном уровнях (например, внедрение ФГИС «Меркурий» — электронных ветеринарных сертификатов, цифровизация процесса субсидирования сельскохозяйственных производителей и агрострахования и т. п.);

— формирование и развитие площадок Интернет-торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием;

— использование социальных сетей для решения проблем сельской экономики с целью выравнивания уровня жизни сельского и городского населения.

Практика показывает, что крупный аграрный бизнес активно внедряет цифровые продукты и решения, позволяющие оптимизировать затраты, повышать производительность труда. Однако малый бизнес пока в этом плане значительно отстает. Следовательно, необходим комплекс мер по популяризации, продвижению и доступности цифровых технологий среди сельскохозяйственных товаропроизводителей в малом и среднем бизнесе.

В условиях нарастающего санкционного давления на Россию необходимо решить ряд приоритетных задач в процессе цифровой трансформации сельского хозяйства. Среди них — обеспечение суверенитета цифровой инфраструктуры АПК и информационной безопасности, разработка дополнительных мер господдержки производителей, внедряющих отечественные цифровые технологии, создание единой электронной базы данных о землях сельхозназначения, развитие цифровых платформ (маркетплейсов), обеспечивающих выход производителей непосредственно к потребителям.

В регионах России цифровые технологии в сельском хозяйстве применяются с различной степенью интенсивности. Есть регионы-лидеры, при этом во многих субъектах Российской Федерации это направление развивается недостаточно эффективно.

Следует отметить, что проведенное в РЭУ им. Г.В. Плеханова исследование по оценке компетентностного потенциала сельского хозяйства позволило в целом определить ограничения в развитии процессов цифровизации в отрасли, включая недостаточный уровень компетенций, низкую динамику интегрального индекса компетенций, не сбалансированного по своей структуре.

В этой связи, несмотря на то, что за последнее время уровень цифровизации в сельском хозяйстве повысился, остается ряд системных проблем:

— недостаточность финансовых средств у большинства сельскохозяйственных производителей для внедрения ИТ-решений отрасли, прежде всего для малых форм хозяйствования;

— дефицит на сельских территориях квалифицированных кадров для применения цифровых технологий и низкая ИТ-грамотность (по экспертным оценкам, на настоящий момент российскому аграрному сектору необходимо порядка 90 тысяч ИТ-специалистов);

— недостаточное развитие в сельской местности цифровой инфраструктуры, прежде всего в части обеспечения стабильной связью и доступом к Интернету основных объектов АПК, а также для эффективного применения больших данных в сельскохозяйственном производстве;

— увеличение рисков киберугроз в условиях использования сложных ИТ-систем в сельскохозяйственном производстве, что требует пересмотра и усиления систем обеспечения информационной безопасности;

— несовершенство нормативно-правового регулирования освоения информационных технологий в АПК, в том числе беспилотных систем.

Положительное решение этого круга вопросов позволит отечественному АПК устойчиво развиваться, достичь сбалансированного экономического роста, необходимого для обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности страны и роста экспортного потенциала.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»

р е к о м е н д у ю т:

 

1. Комитету Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

ускорить рассмотрение законопроекта № 160152–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“, предусматривающего расширение совместного использования радиочастотного спектра и средств связи операторами подвижной радиотелефонной связи в целях организации возможности пользования подвижной радиотелефонной связью на территориях населенных пунктов, где есть только один оператор связи.

 

2. Правительству Российской Федерации:

организовать работу по анализу нормативных правовых актов в сфере цифровой трансформации АПК и принять меры по их совершенствованию;

проработать вопрос реализации мероприятий по цифровой трансформации сельскохозяйственного производства исключительно на отечественных программно-аппаратных решениях;

принять меры стимулирования, в том числе финансового характера, для специалистов, имеющих образование в сфере информационных технологий, которые проживают в сельской местности и работают на сельскохозяйственных предприятиях;

рассмотреть возможность разработки комплекса дополнительных мер (дорожной карты), стимулирующих разработку систем беспилотной сельскохозяйственной техники для сельского хозяйства и создание на территории Российской Федерации их производства полного цикла, механизмов повышения спроса на данную технику, а также подготовку соответствующих специалистов;

рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство в сфере сельского хозяйства, а также в Федеральные авиационные правила, регулируемые Воздушным кодексом Российской Федерации, выделив категорию «Сельскохозяйственные беспилотные летательные аппараты» со специальными требованиями и регламентами;

проработать вопрос изменения требований к прохождению операторами сельскохозяйственных беспилотных летательных аппаратов врачебно-летных комиссий;

проработать вопрос об установлении экспериментального правового режима для использования беспилотных самоходных машин в сфере сельского хозяйства;

рассмотреть вопросы:

— расширения мер государственной поддержки, направленных на импортозамещение иностранного программного обеспечения, на создание новых российских ИТ-решений для тех отраслей сельского хозяйства, где отсутствует цифровизация, с учетом внесения соответствующих изменений в порядок отбора проектов, реализуемых индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики;

— создания дополнительных инструментов государственной поддержки для потенциальных заказчиков на внедрение ИТ-решений, разработанных в ходе особо значимых проектов, в целях содействия тиражированию таких решений и стимулирования импортозамещения;

— обеспечения доступности и удобства использования государственных информационных систем для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— включения в федеральный проект «Искусственный интеллект» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» мероприятия по подготовке отраслевых специалистов для сельского хозяйства.

 

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть вопрос необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в целях совершенствования положений, касающихся цифровой трансформации сельского хозяйства;

подготовить планы по развитию федеральных государственных информационных систем и цифровых платформ в сфере сельского хозяйства;

подготовить предложения по разработке комплекса мер по цифровизации сельского хозяйства с учетом актуальности используемой технологической платформы, приоритетности наукоемких производств (генетика, селекция, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, ИТ – сфера), а также новой модели аграрного образования с учетом отечественного опыта;

рассмотреть возможность создания доступного для сельскохозяйственных товаропроизводителей реестра передовых цифровых отечественных наукоемких технологий в АПК;

совместно с Минобрнауки России и Российской академией наук проработать вопрос координации исследовательских и образовательных программ, осуществления пилотных и бизнес-проектов в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства;

совместно с Минэкономразвития России подготовить предложения по расширению комплекса мер по поддержке инноваций и стартапов в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства;

совместно с Минцифры России:

— проработать вопрос о создании отечественного программного обеспечения для управленческого учета в агропромышленном комплексе с возможностью решения таких задач, как агроаналитика технологий, контроль стоимости единицы продукции, оценка влияния внешних и внутренних факторов, мониторинг процессов производства, складирования, хранения, переработки ресурсов;

— провести анализ имеющихся цифровых продуктов в сельском хозяйстве в целях определения возможности их применения в масштабах отрасли;

— подготовить предложения по стимулированию создания цифровых агросервисов с использованием технологий искусственного интеллекта и больших данных;

— рассмотреть возможность поэтапного ужесточения требований нормативных правовых актов в части обеспечения информационной безопасности и импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий к предприятиям АПК с введением дополнительных мер государственной поддержки для них по указанным направлениям;

— принять меры по организации обязательных регулярных мероприятий по оценке уровня информационной безопасности предприятий АПК;

рассмотреть с участием Минобрнауки России вопрос создания системы дополнительных программ повышения квалификации для работников отрасли в части информационной безопасности;

совместно с Россельхознадзором:

— проработать вопрос развития информационных систем по прослеживаемости продуктов питания;

— провести работу по обеспечению возможности сопровождения товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному и ветеринарному видам контроля (надзора), при их перемещении между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а также Социалистической Республикой Вьетнам фитосанитарными и ветеринарными сертификатами в электронном виде;

проработать вопросы:

— повышения эффективности применения действующих и разработки дополнительных мер государственной поддержки для сельскохозяйственных производителей, внедряющих цифровые технологии;

— стимулирования предприятий агропромышленного комплекса, осуществляющих внедрение технологий цифровых двойников;

— создания единой цифровой платформы страхования сельскохозяйственных предприятий;

— создания единого центров обработки данных и облачных хранилищ для предприятий агропромышленного комплекса, в том числе осуществляющих деятельность на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей;

— создания механизма автоматизированной передачи данных из региональных информационных систем в информационные системы Минсельхоза России, в том числе проработать вопрос об автоматической передаче на федеральный уровень электронной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— содействия в разработке и внедрении типового программного обеспечения для сельскохозяйственных производителей в целях «облачного» хранения производственных данных с возможностью автоматизированного обмена информацией с региональными информационными системами и информационными системами Минсельхоза России;

— включения региональных органов исполнительной власти в состав пользователей государственных информационных систем в сфере ветеринарии;

— интеграции в государственные информационные системы данных из действующих информационных систем сельскохозяйственных товаропроизводителей;

рассмотреть возможность разработки и реализации комплекса мер по обновлению машинно-тракторного парка, стимулирующих внедрение комплексов машин для цифрового сельского хозяйства, а также механизмов повышения спроса на технику, оснащенную передовыми цифровыми и интеллектуальными решениями.

 

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

принять меры по организации отечественного производства сельскохозяйственной техники полного цикла, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, позволяющих использовать цифровые технологии ее применения, в том числе с элементами роботизации, и поддержки спроса на такую технику;

рассмотреть возможность разработки и реализации комплекса мер по развитию производства электронных компонентов, использующихся в инновационной сельскохозяйственной технике;

стимулировать разработку отечественных серийных беспилотных летательных аппаратов свыше 30 кг для использования в сельском хозяйстве, а также упростить сертификацию типа для них;

принять меры для поддержки и стимулирования внедрения перспективных научных разработок в сельскохозяйственном машиностроении.

 

5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

рассмотреть возможность создания центров компетенций (инновационно-технологических центров) при научно-исследовательских и высших (в том числе сельскохозяйственных) учебных заведениях в целях продвижения и освоения цифровых систем в сфере сельского хозяйства;

принять меры по развитию системы подготовки и переподготовки кадров для научных организаций и производственных предприятий в сфере сельскохозяйственного машиностроения, а также операторов для управления и обслуживания современной высокотехнологичной сельскохозяйственной техники, оснащенной цифровыми и интеллектуальными системами;

разработать программы обучения цифровым компетенциям для сотрудников научных организаций и производственных предприятий в сфере сельского хозяйства;

проработать вопрос включения в профильные сельскохозяйственные высшие учебные заведения факультетов и специальностей по информатике, с учетом набора студентов на конкурентной основе по целевым направлениям предприятий АПК, а также определить приоритетным данное направление подготовки специалистов для аграрных вузов;

в целях подготовки и повышения квалификации кадров в сфере цифровой трансформации АПК принять меры по стимулированию разработки и внедрению новых образовательных программ, дисциплин и курсов по цифровой сельской экономике, разработки соответствующих учебников и пособий, видео- и аудио- материалов, организации тематических семинаров и вебинаров, в первую очередь по подготовке специалистов в сфере Интернета вещей, управления беспилотными летательными аппаратами (дронами), точного земледелия, роботизации производства, обработки данных космического мониторинга;

в профильных высших учебных заведениях ввести специальность «Оператор сельскохозяйственного беспилотного летательного аппарата»;

рассмотреть возможность проведения научных исследований по следующим направлениям:

— разработка беспилотных летательных аппаратов (дронов) и комплекса программного обеспечения к ним;

— использование цифровых технологий для проектирования широкого спектра пищевых продуктов здорового питания для всех категорий населения;

— разработка технологий когнитивных сетей беспроводного широкополосного доступа для сельской местности;

— создание облачной платформы для промышленного Интернета (Интернета вещей);

— создание системы учёта и контроля хода сельскохозяйственных работ;

— использование цифровых технологий в селекции сельскохозяйственных культур и в племенной работе в животноводстве, внесении минеральных удобрений и др.;

— разработка информационных технологий для анализа, прогнозирования и управления АПК на федеральном уровне, включая разработку экономико-математических моделей размещения сельского хозяйства с учетом почвенного, биоклиматического и социально-экономического потенциала территорий, прогнозирования агропродовольственных рынков, оценки комплексного воздействия мер аграрной политики на развитие отрасли в условиях глобального изменения климата;

обеспечить в 2025 году разработку и внедрение государственной информационной системы национальной базы генетической информации;

рассмотреть возможность создания дополнительной системы мер государственной поддержки, стимулирующих разработку технологий и технических средств для цифрового сельского хозяйства.

 

6. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

ускорить разработку единой цифровой платформы для нужд Минсельхоза России и его подведомственных учреждений, в том числе для предоставления мер государственной поддержки АПК в электронном виде;

рассмотреть возможность включения в перечень обязательных показателей Цифровой зрелости органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций показателя «Агропромышленный комплекс»;

рассмотреть возможность поддержки комплексного импортозамещения программного обеспечения класса автоматизированных систем управления технологическим процессом и оборудования АПК в рамках следующих предложений:

— сбор статистики по типам и номенклатуре используемого оборудования, включая критичные потребности в импортозамещении у крупных перерабатывающих компаний пищевой промышленности;

— консолидация полученных данных для создания универсального импортонезависимого решения для всех пользователей указанного оборудования;

— разработка системы мер государственной поддержки для создания универсального импортонезависимого решения в целях реализации комплексного импортозамещения (программное обеспечение и оборудование);

распространить программу «Устранение цифрового неравенства» на населенные пункты с населением менее 100 человек и с населением от 500 до 1000 человек;

установить обязанность для операторов связи, оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи по стандарту «LTE» при оказании услуг в сельских поселениях с численностью населения более 250 человек.

 

7. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:

создать механизмы для легализации сельскохозяйственных беспилотных летательных аппаратов и регулирования их применения.

 

8. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:

 проработать предложения по созданию комплексных мер поддержки разработчиков цифровых агропромышленных технологий.

 

9. Федеральной службе по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

внести изменения в Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и иные нормативные акты в части включения в перечень субъектов критической информационной инфраструктуры организаций агропромышленного комплекса.

 

10. Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

подготовить предложения по:

— разработке и внедрению новых прогнозных метеорологических моделей для обеспечения хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса точными и детализированными прогнозами метеорологических условий;

— увеличению количества метеорологических спутников и расширению их покрытия в России и мире;

— повышению качества предоставляемых метеорологическими спутниками снимков в части цветные изображения с высокой детализацией для загрузки в системы управления полями;

— обеспечению обновления космических снимков каждые два дня для своевременного получения актуальных данных по погоде;

⁃ сертификации частных метеостанций с целью интеграции получаемых ими данных в национальные платформы мониторинга и управления сельским хозяйством;

— обязательной сертификации метеорологического оборудования, используемого в частных целях, а также по созданию единой базы сертифицированных источников данных, доступной для использования всеми заинтересованными сторонами, включая государственные структуры, частных инвесторов и сельхозпроизводителей, а также операторов транспортно-логистической инфраструктуры агропромышленного комплекса;

⁃ актуализации, разработке и внедрению стандартизированных процедур сертификации средств измерения, наблюдения и формирования аналитической составляющей, определению требований для учета при разработке и созданию метеорологического оборудования и программного обеспечения;

⁃ созданию единого оператора космических снимков дистанционного зондирования земли;

⁃ созданию протоколов обмена для всех сертифицированных станций, с целью включения их в единую сеть, разработке и внедрению ИИ-моделей прогнозирования погоды, использования машинного обучения и больших данных для более точного прогнозирования микроклиматических условий.

 

11. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на стимулирование внедрения цифровых технологий в АПК;

провести работу по подготовке и представлению в высшие учебные заведения аграрного профиля заявок на подготовку специалистов в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства.