СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
«Круглый стол»
на тему
«Цифровизация сельского хозяйства»
г. Москва, Совет Федерации | 30 января2025 года |
РЕКОМЕНДАЦИИ
Заслушав информацию по вопросу «Цифровизация сельского хозяйства» участники «круглого стола» отмечают следующее.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года были поставлены задачи по увеличению объёма производства российского АПК на четверть в сравнении с 2021 годом, а экспорта в полтора раза. Важным инструментом решения этой задачи должна стать цифровизация сельского хозяйства.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» одной из национальных целей определена цифровая трансформация экономики, что безусловно касается и агропромышленного комплекса. В этой связи Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года предусматривается создание единой цифровой платформы.
Цифровая трансформация является составляющей перехода к новому технологическому укладу, и агропромышленный комплекс здесь должен соответствовать уровню цифровизации других отраслей экономики.
В настоящее время сложились следующие основные направления развития информационных технологий в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслей:
— разработка геоинформационных систем данных для нужд сельского хозяйства, что позволяет оценить структуру севооборотов, площади различных сельскохозяйственных культур, выявить негативные тенденции в землепользовании (вывод земель из оборота, эрозия, загрязнение и нецелевое использование почв и т. п.);
— развитие систем точного земледелия;
— разработка алгоритмов принятия решений, планирования, управления проектами и рисками, формирование бизнес-экосистем в АПК (в том числе на базе систем искусственного интеллекта);
— автоматизация и роботизация производственных процессов на предприятиях растениеводческого и животноводческого профиля, перерабатывающей промышленности;
— предоставление государственных услуг в электронном виде органами управления АПК;
— анализ больших данных и моделирование в управлении отраслью на федеральном и региональном уровнях, в сельскохозяйственной науке, образовании и сельскохозяйственном консультировании;
— цифровизация отдельных управленческих функций на федеральном и региональном уровнях (например, внедрение ФГИС «Меркурий» — электронных ветеринарных сертификатов, цифровизация процесса субсидирования сельскохозяйственных производителей и агрострахования и т. п.);
— формирование и развитие площадок Интернет-торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием;
— использование социальных сетей для решения проблем сельской экономики с целью выравнивания уровня жизни сельского и городского населения.
Практика показывает, что крупный аграрный бизнес активно внедряет цифровые продукты и решения, позволяющие оптимизировать затраты, повышать производительность труда. Однако малый бизнес пока в этом плане значительно отстает. Следовательно, необходим комплекс мер по популяризации, продвижению и доступности цифровых технологий среди сельскохозяйственных товаропроизводителей в малом и среднем бизнесе.
В условиях нарастающего санкционного давления на Россию необходимо решить ряд приоритетных задач в процессе цифровой трансформации сельского хозяйства. Среди них — обеспечение суверенитета цифровой инфраструктуры АПК и информационной безопасности, разработка дополнительных мер господдержки производителей, внедряющих отечественные цифровые технологии, создание единой электронной базы данных о землях сельхозназначения, развитие цифровых платформ (маркетплейсов), обеспечивающих выход производителей непосредственно к потребителям.
В регионах России цифровые технологии в сельском хозяйстве применяются с различной степенью интенсивности. Есть регионы-лидеры, при этом во многих субъектах Российской Федерации это направление развивается недостаточно эффективно.
Следует отметить, что проведенное в РЭУ им. Г.В. Плеханова исследование по оценке компетентностного потенциала сельского хозяйства позволило в целом определить ограничения в развитии процессов цифровизации в отрасли, включая недостаточный уровень компетенций, низкую динамику интегрального индекса компетенций, не сбалансированного по своей структуре.
В этой связи, несмотря на то, что за последнее время уровень цифровизации в сельском хозяйстве повысился, остается ряд системных проблем:
— недостаточность финансовых средств у большинства сельскохозяйственных производителей для внедрения ИТ-решений отрасли, прежде всего для малых форм хозяйствования;
— дефицит на сельских территориях квалифицированных кадров для применения цифровых технологий и низкая ИТ-грамотность (по экспертным оценкам, на настоящий момент российскому аграрному сектору необходимо порядка 90 тысяч ИТ-специалистов);
— недостаточное развитие в сельской местности цифровой инфраструктуры, прежде всего в части обеспечения стабильной связью и доступом к Интернету основных объектов АПК, а также для эффективного применения больших данных в сельскохозяйственном производстве;
— увеличение рисков киберугроз в условиях использования сложных ИТ-систем в сельскохозяйственном производстве, что требует пересмотра и усиления систем обеспечения информационной безопасности;
— несовершенство нормативно-правового регулирования освоения информационных технологий в АПК, в том числе беспилотных систем.
Положительное решение этого круга вопросов позволит отечественному АПК устойчиво развиваться, достичь сбалансированного экономического роста, необходимого для обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности страны и роста экспортного потенциала.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»
р е к о м е н д у ю т:
1. Комитету Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:
ускорить рассмотрение законопроекта № 160152–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“, предусматривающего расширение совместного использования радиочастотного спектра и средств связи операторами подвижной радиотелефонной связи в целях организации возможности пользования подвижной радиотелефонной связью на территориях населенных пунктов, где есть только один оператор связи.
2. Правительству Российской Федерации:
организовать работу по анализу нормативных правовых актов в сфере цифровой трансформации АПК и принять меры по их совершенствованию;
проработать вопрос реализации мероприятий по цифровой трансформации сельскохозяйственного производства исключительно на отечественных программно-аппаратных решениях;
принять меры стимулирования, в том числе финансового характера, для специалистов, имеющих образование в сфере информационных технологий, которые проживают в сельской местности и работают на сельскохозяйственных предприятиях;
рассмотреть возможность разработки комплекса дополнительных мер (дорожной карты), стимулирующих разработку систем беспилотной сельскохозяйственной техники для сельского хозяйства и создание на территории Российской Федерации их производства полного цикла, механизмов повышения спроса на данную технику, а также подготовку соответствующих специалистов;
рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство в сфере сельского хозяйства, а также в Федеральные авиационные правила, регулируемые Воздушным кодексом Российской Федерации, выделив категорию «Сельскохозяйственные беспилотные летательные аппараты» со специальными требованиями и регламентами;
проработать вопрос изменения требований к прохождению операторами сельскохозяйственных беспилотных летательных аппаратов врачебно-летных комиссий;
проработать вопрос об установлении экспериментального правового режима для использования беспилотных самоходных машин в сфере сельского хозяйства;
рассмотреть вопросы:
— расширения мер государственной поддержки, направленных на импортозамещение иностранного программного обеспечения, на создание новых российских ИТ-решений для тех отраслей сельского хозяйства, где отсутствует цифровизация, с учетом внесения соответствующих изменений в порядок отбора проектов, реализуемых индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики;
— создания дополнительных инструментов государственной поддержки для потенциальных заказчиков на внедрение ИТ-решений, разработанных в ходе особо значимых проектов, в целях содействия тиражированию таких решений и стимулирования импортозамещения;
— обеспечения доступности и удобства использования государственных информационных систем для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— включения в федеральный проект «Искусственный интеллект» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» мероприятия по подготовке отраслевых специалистов для сельского хозяйства.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
рассмотреть вопрос необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в целях совершенствования положений, касающихся цифровой трансформации сельского хозяйства;
подготовить планы по развитию федеральных государственных информационных систем и цифровых платформ в сфере сельского хозяйства;
подготовить предложения по разработке комплекса мер по цифровизации сельского хозяйства с учетом актуальности используемой технологической платформы, приоритетности наукоемких производств (генетика, селекция, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, ИТ – сфера), а также новой модели аграрного образования с учетом отечественного опыта;
рассмотреть возможность создания доступного для сельскохозяйственных товаропроизводителей реестра передовых цифровых отечественных наукоемких технологий в АПК;
совместно с Минобрнауки России и Российской академией наук проработать вопрос координации исследовательских и образовательных программ, осуществления пилотных и бизнес-проектов в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства;
совместно с Минэкономразвития России подготовить предложения по расширению комплекса мер по поддержке инноваций и стартапов в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства;
совместно с Минцифры России:
— проработать вопрос о создании отечественного программного обеспечения для управленческого учета в агропромышленном комплексе с возможностью решения таких задач, как агроаналитика технологий, контроль стоимости единицы продукции, оценка влияния внешних и внутренних факторов, мониторинг процессов производства, складирования, хранения, переработки ресурсов;
— провести анализ имеющихся цифровых продуктов в сельском хозяйстве в целях определения возможности их применения в масштабах отрасли;
— подготовить предложения по стимулированию создания цифровых агросервисов с использованием технологий искусственного интеллекта и больших данных;
— рассмотреть возможность поэтапного ужесточения требований нормативных правовых актов в части обеспечения информационной безопасности и импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий к предприятиям АПК с введением дополнительных мер государственной поддержки для них по указанным направлениям;
— принять меры по организации обязательных регулярных мероприятий по оценке уровня информационной безопасности предприятий АПК;
рассмотреть с участием Минобрнауки России вопрос создания системы дополнительных программ повышения квалификации для работников отрасли в части информационной безопасности;
совместно с Россельхознадзором:
— проработать вопрос развития информационных систем по прослеживаемости продуктов питания;
— провести работу по обеспечению возможности сопровождения товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному и ветеринарному видам контроля (надзора), при их перемещении между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а также Социалистической Республикой Вьетнам фитосанитарными и ветеринарными сертификатами в электронном виде;
проработать вопросы:
— повышения эффективности применения действующих и разработки дополнительных мер государственной поддержки для сельскохозяйственных производителей, внедряющих цифровые технологии;
— стимулирования предприятий агропромышленного комплекса, осуществляющих внедрение технологий цифровых двойников;
— создания единой цифровой платформы страхования сельскохозяйственных предприятий;
— создания единого центров обработки данных и облачных хранилищ для предприятий агропромышленного комплекса, в том числе осуществляющих деятельность на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей;
— создания механизма автоматизированной передачи данных из региональных информационных систем в информационные системы Минсельхоза России, в том числе проработать вопрос об автоматической передаче на федеральный уровень электронной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— содействия в разработке и внедрении типового программного обеспечения для сельскохозяйственных производителей в целях «облачного» хранения производственных данных с возможностью автоматизированного обмена информацией с региональными информационными системами и информационными системами Минсельхоза России;
— включения региональных органов исполнительной власти в состав пользователей государственных информационных систем в сфере ветеринарии;
— интеграции в государственные информационные системы данных из действующих информационных систем сельскохозяйственных товаропроизводителей;
рассмотреть возможность разработки и реализации комплекса мер по обновлению машинно-тракторного парка, стимулирующих внедрение комплексов машин для цифрового сельского хозяйства, а также механизмов повышения спроса на технику, оснащенную передовыми цифровыми и интеллектуальными решениями.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
принять меры по организации отечественного производства сельскохозяйственной техники полного цикла, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, позволяющих использовать цифровые технологии ее применения, в том числе с элементами роботизации, и поддержки спроса на такую технику;
рассмотреть возможность разработки и реализации комплекса мер по развитию производства электронных компонентов, использующихся в инновационной сельскохозяйственной технике;
стимулировать разработку отечественных серийных беспилотных летательных аппаратов свыше 30 кг для использования в сельском хозяйстве, а также упростить сертификацию типа для них;
принять меры для поддержки и стимулирования внедрения перспективных научных разработок в сельскохозяйственном машиностроении.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
рассмотреть возможность создания центров компетенций (инновационно-технологических центров) при научно-исследовательских и высших (в том числе сельскохозяйственных) учебных заведениях в целях продвижения и освоения цифровых систем в сфере сельского хозяйства;
принять меры по развитию системы подготовки и переподготовки кадров для научных организаций и производственных предприятий в сфере сельскохозяйственного машиностроения, а также операторов для управления и обслуживания современной высокотехнологичной сельскохозяйственной техники, оснащенной цифровыми и интеллектуальными системами;
разработать программы обучения цифровым компетенциям для сотрудников научных организаций и производственных предприятий в сфере сельского хозяйства;
проработать вопрос включения в профильные сельскохозяйственные высшие учебные заведения факультетов и специальностей по информатике, с учетом набора студентов на конкурентной основе по целевым направлениям предприятий АПК, а также определить приоритетным данное направление подготовки специалистов для аграрных вузов;
в целях подготовки и повышения квалификации кадров в сфере цифровой трансформации АПК принять меры по стимулированию разработки и внедрению новых образовательных программ, дисциплин и курсов по цифровой сельской экономике, разработки соответствующих учебников и пособий, видео- и аудио- материалов, организации тематических семинаров и вебинаров, в первую очередь по подготовке специалистов в сфере Интернета вещей, управления беспилотными летательными аппаратами (дронами), точного земледелия, роботизации производства, обработки данных космического мониторинга;
в профильных высших учебных заведениях ввести специальность «Оператор сельскохозяйственного беспилотного летательного аппарата»;
рассмотреть возможность проведения научных исследований по следующим направлениям:
— разработка беспилотных летательных аппаратов (дронов) и комплекса программного обеспечения к ним;
— использование цифровых технологий для проектирования широкого спектра пищевых продуктов здорового питания для всех категорий населения;
— разработка технологий когнитивных сетей беспроводного широкополосного доступа для сельской местности;
— создание облачной платформы для промышленного Интернета (Интернета вещей);
— создание системы учёта и контроля хода сельскохозяйственных работ;
— использование цифровых технологий в селекции сельскохозяйственных культур и в племенной работе в животноводстве, внесении минеральных удобрений и др.;
— разработка информационных технологий для анализа, прогнозирования и управления АПК на федеральном уровне, включая разработку экономико-математических моделей размещения сельского хозяйства с учетом почвенного, биоклиматического и социально-экономического потенциала территорий, прогнозирования агропродовольственных рынков, оценки комплексного воздействия мер аграрной политики на развитие отрасли в условиях глобального изменения климата;
обеспечить в 2025 году разработку и внедрение государственной информационной системы национальной базы генетической информации;
рассмотреть возможность создания дополнительной системы мер государственной поддержки, стимулирующих разработку технологий и технических средств для цифрового сельского хозяйства.
6. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
ускорить разработку единой цифровой платформы для нужд Минсельхоза России и его подведомственных учреждений, в том числе для предоставления мер государственной поддержки АПК в электронном виде;
рассмотреть возможность включения в перечень обязательных показателей Цифровой зрелости органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций показателя «Агропромышленный комплекс»;
рассмотреть возможность поддержки комплексного импортозамещения программного обеспечения класса автоматизированных систем управления технологическим процессом и оборудования АПК в рамках следующих предложений:
— сбор статистики по типам и номенклатуре используемого оборудования, включая критичные потребности в импортозамещении у крупных перерабатывающих компаний пищевой промышленности;
— консолидация полученных данных для создания универсального импортонезависимого решения для всех пользователей указанного оборудования;
— разработка системы мер государственной поддержки для создания универсального импортонезависимого решения в целях реализации комплексного импортозамещения (программное обеспечение и оборудование);
распространить программу «Устранение цифрового неравенства» на населенные пункты с населением менее 100 человек и с населением от 500 до 1000 человек;
установить обязанность для операторов связи, оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи по стандарту «LTE» при оказании услуг в сельских поселениях с численностью населения более 250 человек.
7. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:
создать механизмы для легализации сельскохозяйственных беспилотных летательных аппаратов и регулирования их применения.
8. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:
проработать предложения по созданию комплексных мер поддержки разработчиков цифровых агропромышленных технологий.
9. Федеральной службе по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:
внести изменения в Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и иные нормативные акты в части включения в перечень субъектов критической информационной инфраструктуры организаций агропромышленного комплекса.
10. Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
подготовить предложения по:
— разработке и внедрению новых прогнозных метеорологических моделей для обеспечения хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса точными и детализированными прогнозами метеорологических условий;
— увеличению количества метеорологических спутников и расширению их покрытия в России и мире;
— повышению качества предоставляемых метеорологическими спутниками снимков в части цветные изображения с высокой детализацией для загрузки в системы управления полями;
— обеспечению обновления космических снимков каждые два дня для своевременного получения актуальных данных по погоде;
⁃ сертификации частных метеостанций с целью интеграции получаемых ими данных в национальные платформы мониторинга и управления сельским хозяйством;
— обязательной сертификации метеорологического оборудования, используемого в частных целях, а также по созданию единой базы сертифицированных источников данных, доступной для использования всеми заинтересованными сторонами, включая государственные структуры, частных инвесторов и сельхозпроизводителей, а также операторов транспортно-логистической инфраструктуры агропромышленного комплекса;
⁃ актуализации, разработке и внедрению стандартизированных процедур сертификации средств измерения, наблюдения и формирования аналитической составляющей, определению требований для учета при разработке и созданию метеорологического оборудования и программного обеспечения;
⁃ созданию единого оператора космических снимков дистанционного зондирования земли;
⁃ созданию протоколов обмена для всех сертифицированных станций, с целью включения их в единую сеть, разработке и внедрению ИИ-моделей прогнозирования погоды, использования машинного обучения и больших данных для более точного прогнозирования микроклиматических условий.
11. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на стимулирование внедрения цифровых технологий в АПК;
провести работу по подготовке и представлению в высшие учебные заведения аграрного профиля заявок на подготовку специалистов в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства.