Рекомендации
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 22 мая 2025 года провел «круглый стол» на тему «Государственная поддержка закрытых административно-территориальных образований» с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ассоциаций муниципальных образований и государственных корпораций.
Заслушав и всесторонне обсудив широкий круг вопросов государственной поддержки закрытых административно-территориальных образований, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Закрытые административно-территориальные образования являются предметом особого внимания со стороны государства и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, технологического суверенитета Российской Федерации, развития высокотехнологичных отраслей экономики.
Вопросы государственной поддержки закрытых административно-территориальных образований особенно актуальны в свете утверждения Правительством Российской Федерации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее – Стратегия)[1]. Стратегией определены пространственные приоритеты, включающие, в том числе систему опорных населенных пунктов, которые формируют системы расселения, инфраструктуры и экономики Российской Федерации и обеспечивают развитие прилегающих к ним территорий.
На основании единого перечня опорных населенных пунктов, который включает, в частности, закрытые административно-территориальные образования, будет реализовываться приоритетная поддержка развития опорных населенных пунктов.
Статус закрытого административно-территориального образования налагает значительные ограничения на деятельность органов местного самоуправления, организаций, повседневную жизнь граждан. Соответствующие ограничения сдерживают развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности и не позволяют наращивать собственную доходную часть местного бюджета.
Закрытые административно-территориальные образования аккумулируют лучшие кадры, формируют интеллектуальный и человеческий капитал страны. Вместе с тем в ряде закрытых административно-территориальных образований отмечается отток кадров. Это связано, помимо прочего, с высоким износом жилого фонда и объектов социальной и коммунальной инфраструктур.
Вместе с тем вопросы государственной поддержки закрытых административно-территориальных образований точечно решаются в рамках ряда государственных программ Российской Федерации. При этом сохраняет свою актуальность задача формирования единой комплексной концепции развития закрытых административно-территориальных образований.
С учетом изложенного вопросы поддержки и развития закрытых административно-территориальных образований имеют особую значимость.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
1) о разработке комплексной концепции развития закрытых административно-территориальных образований, а также об интеграции в государственные программы Российской Федерации комплексных мероприятий по поддержке и развитию закрытых административно-территориальных образований;
2) о совершенствовании порядка предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам, подлежащим переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, с учетом необходимости сокращения срока выдачи таких государственных жилищных сертификатов;
3) о возможности расширения перечня льгот для резидентов территорий опережающего развития, созданных на территориях закрытых административно-территориальных образований.
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке дополнительных механизмов стимулирования жилищного строительства на территории закрытых административно-территориальных образований.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
1) рассмотреть возможность определения показателей (нормативов) обеспеченности характеризующих создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения закрытого административно-территориального образования, в том числе в сфере здравоохранения, обеспеченности образовательными организациями, организациями культуры, спортивными объектами, объектами благоустройства, обеспеченности жилыми помещениями;
2) разработать методические рекомендации по взаимному учету в мастер-планах развития (комплексных планах долгосрочного социально-экономического развития) опорных населенных пунктов из числа закрытых административно-территориальных образований мероприятий технологического и пространственного развития соответствующего закрытого административно-территориального образования.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рассмотреть вопрос о разработке дополнительных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории закрытых административно-территориальных образований.
5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены закрытые административно-территориальные образования, рассмотреть вопрос о развитии механизмов привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие деятельность на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также об установлении дополнительных гарантий и льгот по оплате труда.
6. Министерству обороны Российской Федерации продолжить работу по сокращению числа пустующих жилых домов (помещений), закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации и расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований.
7. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями рассмотреть вопрос о проведении инвентаризации расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований земельных участков, закрепленных за организациями, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и не используемых для обеспечения деятельности указанных организаций, в целях их возможной передачи в муниципальную собственность для развития социальной, транспортной, инженерной инфраструктур.
8. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования, о включении в федеральный проект «Генеральная уборка» мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся на территории соответствующих закрытых административно-территориальных образований, в случае их направления в установленном порядке.
9. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству проработать вопрос о совершенствовании порядка оказания первичной медико-санитарной помощи на территориях закрытых административно-территориальных образований.
10. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в период осенней сессии 2025 года провести семинар-совещание, посвященный практическим вопросам взаимодействия с закрытыми административно-территориальными образованиями.
11. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования:
1) рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, транспортного налога в бюджеты закрытых административно-территориальных образований;
2) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление бюджетам закрытых административно-территориальных образований целевых межбюджетных трансфертов в целях софинансирования дорожной деятельности, модернизации объектов коммунальной и социальной инфраструктуры;
3) изучить опыт Мурманской области по реновации и развитию закрытых административно-территориальных образований.
12. Органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований:
1) при формировании бюджетов закрытых административно-территориальных образований ориентироваться на принципы среднесрочного бюджетного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, а также предусматривать мероприятия, направленные на рост налогового потенциала муниципальных образований и развитие социальной инфраструктуры;
2) развивать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены закрытые административно-территориальные образования, механизмы привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие деятельность на территориях закрытых административно-территориальных образований;
3) рассмотреть возможность реализации в закрытых административно-территориальных образованиях проектов создания индустриальных парков, промышленных технопарков, а также иных промышленных проектов с использованием механизмов поддержки, предоставляемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
4) рассмотреть вопрос о расширении участия закрытых административно-территориальных образований в реализации национальных проектов;
5) способствовать широкому применению инициативных проектов и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления при реализации мероприятий национальных проектов и иных мероприятий по развитию инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований.
[1] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 года № 4146-р.