«Круглые столы»

«Совершенствование системы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами: законодательные новации и практика применения»

Рекомендации

Участники «круглого стола», проведенного 20 ноября 2025 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертов в сфере жилищно-коммунального хозяйства отмечают следующее.

Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года[1] (далее – Стратегия) отдельный раздел посвящен вопросам управления жилищным фондом. При этом Стратегией определены основные вызовы в сфере управления жилищным фондом, поставлены задачи и предусмотрен перечень мероприятий, реализация которых позволит к 2030 году перейти на обслуживание всех многоквартирных домов на основе единых стандартов, обеспечить непрерывное управление многоквартирными домами, повысить уровень доступности и удобства участия граждан в управлении жильем.

Одним из направлений работы по совершенствованию сферы управления многоквартирными домами является формирование эффективного рынка управления, в том числе посредством развития системы лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и повышения эффективности лицензионного контроля.

Необходимо отметить, что система лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, введенная[2] в 2014 году, способствовала усилению защиты прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а также смене организаций, неэффективно работающих в сфере управления жилищным фондом. За прошедший период времени отработаны механизмы взаимодействия органов государственного жилищного надзора с контролируемыми лицами, порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий и привлечения к ответственности лиц, нарушающих обязательные требования, предусмотренные нормами жилищного законодательства.

В ходе парламентских слушаний на тему «Вопросы повышения эффективности управления многоквартирными домами»: основные подходы и предложения»[3] участниками были выявлены проблемы в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и предложены пути их решения. Ряд предложений нашел отражение в федеральном законодательстве:

Так Федеральным законом от 7 июня 2025 года № 125-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 19 и 24 Федерального закона „О государственной регистрации недвижимости“ закрепляются единые требования к предоставлению собственникам помещений в многоквартирном доме отчета управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов о деятельности по управлению многоквартирным домом.

Наряду с этим Федеральным законом от 15 октября 2025 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» упразднены лицензионные комиссии субъектов Российской Федерации, а их функции переданы органам государственного жилищного контроля (надзора), а также расширяется перечень лицензионных требований к лицензиату и соискателю лицензии по материально-техническому оснащению и кадровому составу управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

В 2025 году на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации поступили законопроекты, направленные на ужесточение лицензионных требований[4] и недопущение к управлению многоквартирными домами недобросовестных управляющих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Проведенный в рамках подготовки к мероприятию анализ практики субъектов Российской Федерации[5] выявил наличие актуальных проблем при осуществлении лицензирования и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, требующих внимания федерального законодателя.

Участники «круглого стола», обсудив вопросы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, принимая во внимание актуальность существующих проблем в этой сфере, содержащихся в информации субъектов Российской Федерации, докладах и выступлениях, РЕШИЛИ:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить утверждение проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»[6], направленного на усиление требований в сферах лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществления регионального государственного лицензионного контроля, организации и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора).

2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) ускорить утверждение приказа Минстроя России «Об установлении перечня сведений, обязательных для отражения в отчете о деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе финансово-хозяйственной деятельности, за предыдущий год и формы такого отчета»[7];

2) ускорить разработку подзаконных нормативных правовых актов, направленных на введение лицензионных требований к материально-техническому обеспечению и персоналу управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами;

3) ускорить актуализацию методических рекомендаций[8] по установлению штатной численности органа государственного жилищного надзора и определению минимального перечня материально-технических средств, необходимых для осуществления государственного жилищного надзора[9];

4) проработать порядок доступа органов государственного жилищного контроля (надзора) к сведениям, размещаемым в рамках государственных информационных систем (Едином портале государственных и муниципальных услуг, Системе межведомственного электронного взаимодействия, Едином реестре учета лицензий) в целях получения актуальной информации для определения соответствия лицензиата (соискателя лицензии) установленным требованиям и недопущения нарушения прав соискателей лицензии, лицензиатов[10];

5) проработать возможность запроса органом государственного жилищного надзора (контроля) информации об учредителях (участниках) юридического лица, претендующего на получение (продление) лицензии для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, через государственный информационный ресурс «Единый государственный реестр юридических лиц» в рамках проверки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям;

6) рассмотреть предложения о законодательном закреплении следующих положений:

о введении лицензионного требования, предусматривающего увеличение минимального размера уставного капитала для соискателей лицензии (лицензиатов);

о введении обязанности по уплате государственной пошлины за предоставление (продление) лицензии для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, введении обязательности уплаты государственной пошлины за допуск к квалификационному экзамену;

об установлении запрета на повторное получение лицензии для юридического лица (должностных лиц, учредителей, членов коллегиальных органов), внесенных в реестр недобросовестных поставщиков услуг;

о порядке проведения органами государственного жилищного надзора проверок в отношении лицензиатов, обратившихся с заявлением о продлении срока действия лицензии повторно;

об установлении запрета замещения руководящей должности в двух и более организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами, одному и тому же лицу;

о наличии у лицензиата, соискателя лицензии действующего договора страхования гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц в результате ненадлежащего исполнения лицензиатом обязанностей по управлению многоквартирным домом;

о закреплении лицензионного требования в части неисполнения обязательных требований по подготовке многоквартирных домов к отопительному периоду.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления разработать меры, направленные на повышение эффективности органов государственной власти, осуществляющих государственный жилищный контроль (надзор), органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный контроль по рассмотрению обращений граждан и принятии необходимых мер реагирования.

4. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера осуществлять контроль за реализацией рекомендаций «круглого стола».



[1] Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р.

 

[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

[3] Парламентские слушания на тему « Вопросы повышения эффективности управления многоквартирными домами»: основные подходы и предложения» проведены под председательством первого заместителя Председателя Совета Федерации В.В. Якушева 12.03.2025 г. (рекомендации № 3.2–09/1319@ от 01.04.2025).

[4] Проекты федеральных законов № 928663–8 «О внесении изменения в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации», № 790928–8 «О внесении изменений в статьи 198 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации», № 812891–8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», № 907585–8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

[5] Мониторинг практики субъектов РФ в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (по запросу Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 13 октября 2025 г. № 3.2–11/3834@).

[6] Проект размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 149776). Обсуждение завершено.

[7] Разработка приказа предусмотрена Федеральным законом от 07.06.2025 № 125-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 19 и 24 Федерального закона „О государственной регистрации недвижимости“.

[8] «Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации», утвержденные Приказом Госстроя РФ от 07.07.1999 № 4.

[9] В соответствии с письмом Минстроя России (регистрационный номер 20247 от 30.04.2025 г.).

[10] Проблема: затруднено получение информации органом государственного жилищного надзора субъекта по лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 4, 6.2, 6.3 части 1 статьи 193 ЖК РФ;