Рекомендации
г. Москва
17 ноября 2025 года
Информационное давление Запада на Россию представляет собой звено длительной и комплексной стратегии, цель которой — трансформация политической системы, ослабление государственности и подрыв обороноспособности страны. Используется широкий спектр дезинформационных технологий: очернение российской внешней политики, унижение культурных и научных достижений, подрыв доверия к экономической модели и навешивание ярлыка «страны-агрессора». Параллельно предпринимаются попытки переписать исторические факты и внедрить искажённые представления о России.
В условиях конфликта на Украине эти действия приобрели ещё более агрессивный характер. Современные цифровые платформы, социальные сети, система образования, неправительственные организации и сетевые «лидеры мнений» используются для создания и продвижения образа России как изолированного и непрогрессивного государства, распространения спекуляций о якобы внутреннем упадке, а также конструирования выгодных Западу интерпретаций событий. Координация подобных кампаний осуществляется при участии США, ЕС и НАТО.
Ключевым инструментом давления стало обрезание присутствия российских медиа с международной информационной арены и ограничение доступа альтернативных точек зрения к глобальным коммуникационным площадкам. В этих условиях необходимо последовательно укреплять наше информационное присутствие, в том числе с опорой на современные средства коммуникации, расширять сотрудничество с партнёрами по БРИКС и ШОС, по возможности совместно продвигать модель многополярного мира, основывающуюся на справедливости, фактах и национальном суверенитете.
Отдельное место среди средств информационного воздействия против нашей страны занимает искусственный интеллект, формируемый на основе западных интерпретаций. В результате языковых модели ИИ, в том числе созданные российскими разработчиками, нередко выдают искажённую и не соответствующую реальным фактам информацию, скопированную с западных языковых моделей. Для нейтрализации подобных рисков целесообразно существенно усилить государственный контроль над языковыми моделями ИИ, которые активно используются в процессе обучения детьми и молодежью. Требуется целенаправленная работа по созданию контента и наполнению отечественных нейромоделей, таких как GigaChat и YandexGPT, достоверными российскими материалами, что позволит эффективнее отражать внешние информационные атаки и укреплять независимость страны в цифровой сфере.
Принимая во внимание вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:
Министерству иностранных дел Российской Федерации, Совету Безопасности Российской Федерации, Россотрудничеству, общественным и научным организациям, экспертным центрам:
Представляется необходимым усиление экспертного обеспечения формирования и продвижения российской точки зрения в международном публичном пространстве. Важно повсеместно выстраивать нашу работу так, чтобы за утверждениями и оценками всегда следовали факты, как главный инструмент борьбы за правду, в том числе историческую. Для выполнения этих задач актуально создание Российской экспертно-аналитической сети международного взаимодействия с участием крупнейших университетов и научных центров, формирование пула экспертов, представляющих российскую позицию на зарубежных конференциях, в СМИ и академических форматах.
Необходимо существенно расширить международное сотрудничество в работе по отстаиванию исторической правды о Победе над фашизмом и донесению реалистичной информации до детей и молодежи в первую очередь, в рамках СНГ, Евразэс, ШОС, БРИКС и ОДКБ.
Следует рассмотреть возможность создания Координационного центра стратегических коммуникаций для разработки единой цифровой платформы межведомственного взаимодействия, включающей обмен аналитикой, календарь мероприятий и систему медиа-планирования, а также для формирования совета пророссийских организаций за рубежом, обеспечения согласованного продвижения гуманитарных и информационных инициатив.
Целесообразно рассмотреть вопрос о создании грантового фонда поддержки публикаций российских научных и зарубежных пророссийских экспертов в иностранных научных журналах и медиа. Требуется расширять образовательные и культурные обмены, создавать программы для студентов, преподавателей, журналистов и экспертов, а также проводить медиатренинги и курсы контраргументации для официальных представителей.
Необходимо сформировать группы быстрого реагирования для запуска контркампаний и оперативного производства контента.
Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций:
Рекомендуется проработать с российскими нейросетями GigaChat и YandexGPT возможность приоритизации использования материалов патриотического содержания для усиления российского присутствия в информационном пространстве. Следует рассмотреть возможность разработки государственных программ и проектов по созданию соответствующего программного обеспечения и контента.
Необходимо увеличить производство художественных и документальных фильмов, радио- и телепрограмм, ориентированных на аудитории новых российских регионов и Украины, с учётом долгосрочного информационного влияния Киева. Актуальным видится расширение государственных проектов по мотивации создания печатной продукции, художественных и документальных фильмов про героев Специальной военной операции.
Рекомендуется усилить государственный контроль и постоянный мониторинг распространяемой в России печатной и кино- и видеопродукции как зарубежного, так и российского производства на предмет соответствия исторической правде, выявления и пресечения акций целенаправленной подрывной антироссийской пропаганды.
Следует консолидировать усилия по борьбе с дезинформацией и историческими фальсификациями на базе действующей российской платформы — Международной ассоциации по фактчекингу (GFCN). Важно поощрять развитие образовательных программ по медиаграмотности, критическому мышлению и фактчекингу с участием GFCN, студентов, журналистов и специалистов государственных и негосударственных структур. Представляется целесообразным создание международного центра мониторинга дезинформации на базе GFCN для круглосуточного анализа мировых медиасистем, соцсетей и платформ видеоконтента. Следует разработать межгосударственные стандарты фактчекинга и унифицировать кодекс ответственного фактчекинга, согласовав методики и протоколы проверки информации внутри интеграционных объединений (БРИКС, ШОС и др.).
Министерству просвещения, Министерству науки и высшего образования:
Рекомендуется разработать учебные материалы и исторические пособия для новых регионов, которые станут эффективным противовесом националистической пропаганде, ведущейся Украиной и Западом многие годы.
Следует подготовить специальное приложение к федеральным учебникам истории, обязательное для изучения курса общей истории России и Украины. Также требуется начать работу над дополнительными главами общероссийских учебников для школ и вузов, отражающими исторические процессы на западнорусских землях. В качестве методологической базы использовать подход из статьи Президента России о триедином русском народе (великороссах, малороссах, белорусах) вместо устаревшей концепции «братских восточнославянских народов».
Важно создать или восстановить кафедры и центры украинистики и белорусистики в университетах приграничных регионов. Они должны вести системную образовательную работу (курсы по истории Малороссии, Новороссии, освобождённых территорий, а также украинскому национализму) и формировать научные школы по соответствующей проблематике. Такие центры должны постоянно анализировать ситуацию и разрабатывать подходы к формированию гуманитарной, общественно-политической и культурно-исторической повестки для указанных регионов.
Целесообразно существенно расширить объем информации о Второй мировой и Великой Отечественной войнах в школах, средних и высших учебных заведениях. Ввести обязательное углубленное изучение материалов Нюрнбергского процесса 1954–1946 годов в программы старших классов школ, средних и высших учебных заведений всех без исключения специальностей. Эти занятия должны быть обязательными для иностранных студентов, обучающиеся в России.
Рекомендуется увеличить количество научных конференций разного уровня (от региональных школьных и вузовских до всероссийских) по материалам Второй мировой и Великой Отечественной войн для обучающихся, а также другие варианты проектной работы по этой тематике в средних и высших учебных заведениях. Ввести соответствующий обязательный ежегодный курс по преподаванию материалов Второй мировой и Великой Отечественной войн для преподавателей школ, средних и высших учебных заведений. Целесообразно ввести преподавание этих материалов не только в программы занятий по истории и литературе, но и в программы других дисциплин с акцентом на различные аспекты: географические, технические, юридические, психологические и др.
Следует рассмотреть возможность введения обязательного изучения Специальной военной операции, её причин и целей в школах; обеспечить бесплатный просмотр фильмов в средних и высших учебных заведениях.
Ведущим информационным агентствам:
Предлагается развивать сеть «Центров объективной информации о России» на базе культурных и образовательных площадок дружественных государств.
Рекомендуется запускать мультиязычные медиаплатформы и подкасты, адаптированные под региональные аудитории, а также поддерживать блогеров, журналистов и лидеров мнений, продвигающих позитивный образ России.
Следует расширять программу Sputnik Pro, включив в неё постоянное сопровождение иностранных журналистов. Для ускорения формирования сети центров рекомендуется в первую очередь открыть такие площадки в Египте, Индонезии и на Кубе.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
Запланировать и организовать «круглые столы» и прочие мероприятия для проработки вопроса использования искусственного интеллекта с целью принятия мер по противодействию информационной агрессии Запада против Российской Федерации.