«Круглые столы»

«Актуальные вопросы совершенствования межбюджетных отношений при реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»

Рекомендации

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления от Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Брянской, Владимирской, Калининградской, Калужской, Костромской, Липецкой, Мурманской, Орловской, Самарской, Тверской, Тюменской, Ульяновской областей и Еврейской автономной области.

Обсудив актуальные вопросы совершенствования межбюджетных отношений при реализации Федерального закона от 20 марта 2025 года
№ 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Федеральным законом № 33-ФЗ определены принципы образования, формирования и деятельности органов местного самоуправления, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой
и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти, с учетом перехода к преимущественно одноуровневой системе организации местного самоуправления. При этом предусмотрена возможность сохранения субъектами Российской Федерации двухуровневой системы организации местного самоуправления, действовавшей на момент вступления в силу Федерального закона № 33-ФЗ, с учетом социально-экономических, исторических, национальных и иных особенностей региона.

Расходные обязательства, возникающие в связи с исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и местными бюджетами устанавливаются случаи и условия, при которых указанные расходные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом № 33-ФЗ предусмотрен новый механизм перераспределения полномочий в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий в целях обеспечения жизнедеятельности населения, а также передачу органам местного самоуправления необходимых для осуществления указанных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств.

При рассмотрении федерального закона в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в своем заключении отмечал необходимость проработки вводимого механизма перераспределения полномочий в единой системе публичной власти при подготовке изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации для приведения его положений в соответствие с общими принципами организации местного самоуправления с учетом необходимости поддержания устойчивости местных бюджетов.

Комитет также рекомендовал проводить мониторинг показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для оценки влияния реализации данного механизма.

С целью обеспечения реализации положений Федерального закона № 33-ФЗ, вступающих в силу с 1 января 2027 года, в течение 2026 года должны быть внесены поправки в бюджетное законодательство Российской Федерации. До 1 января 2027 года также должны быть приняты соответствующие законы субъекта Российской Федерации, правовые акты на региональном и муниципальном уровнях.

Кроме того, при обсуждении отмечена необходимость урегулирования ряда несоответствий между механизмами, введенными Федеральным законом № 33-ФЗ и отдельными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», а также Федерального закона от 23 ноября 2009 года
№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Участники заседания «круглого стола» отметили необходимость своевременной и полноценной синхронизации законодательства Российской Федерации с введенными Федеральным законом № 33-ФЗ подходами к организации и финансовому обеспечению муниципального самоуправления, в том числе для обеспечения формирования доходной и расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной бюджетный цикл 2027–2029 годов.

Ряд вопросов, связанных с особенностями финансового обеспечения полномочий при разных вариантах передачи их муниципальным образованиям, с определением источников и дифференцированным подходом к установлению нормативов доходов, которые должным быть соответствующим образом закреплены за муниципальными образованиями при такой передаче полномочий, а также с совершенствованием механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в таких условиях, требуют тщательной методологической проработки и урегулирования.

В связи с этим участники заседания «круглого стола» отметили необходимость продолжения оказания постоянной квалифицированной методической помощи субъектам Российской Федерации для обеспечения их подготовки к реализации положений Федерального закона № 33-ФЗ с учетом отсутствия правоприменительной практики по ним.

Учитывая изложенное и необходимость обеспечения устойчивости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в рамках обеспечения реализации Федерального закона от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»;

продолжить работу по инвентаризации расходных полномочий муниципальных образований в Российской Федерации с целью определения объема необходимых финансовых средств для реализации полномочий органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов при переходе к одноуровневой организации местного самоуправления, для последующей выработки проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов местных бюджетов.

2. Министерству финансов Российской Федерации:

ускорить подготовку изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и обеспечить внесение законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в весеннюю сессию 2026 года;

продолжить оказание методической поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации при расчете объемов финансовых средств, необходимых для осуществления перераспределенных (планируемых к перераспределению) полномочий между муниципальными округами (городскими округами) и субъектами Российской Федерации при перераспределении полномочий, предусмотренном Федеральным законом № 33-ФЗ;

рассмотреть вопрос о дополнительных мерах по стимулированию осуществления исполнительными органами субъектов Российской Федерации поддержки развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации, включая реализацию инициативных проектов в муниципальных образованиях;

предусмотреть проведение мониторинга показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для оценки влияния реализации механизма перераспределения полномочий в единой системе публичной власти;

рассмотреть возможность учета высказанных в ходе заседания «круглого стола» предложений субъектов Российской Федерации при дальнейшем совершенствовании межбюджетных отношений при реализации Федерального закона № 33-ФЗ.

3. Субъектам Российской Федерации:

проявлять предусмотрительность при подготовке и принятии решений, направленных на обеспечение реализации положений Федерального закона от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»;

представить в Минфин России, при необходимости, дополнительные предложения по вопросам обеспечения реализации положений Федерального закона № 33-ФЗ;

оказывать содействие муниципальным округам и городским округам по созданию территориальных органов местных администраций на территориях упраздненных сельских и городских поселений вследствие образования муниципальных округов и городских округов, а также учитывать расходы на функционирование территориальных органов местных администраций в нормативах на содержание органов местного самоуправления.

4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам осуществлять в рамках парламентского контроля взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации по вопросам мониторинга показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для оценки влияния реализации механизма перераспределения полномочий в единой системе публичной власти.