«Круглые столы»

«Правовое регулирование в сфере закупки и переработки пищевых лесных ресурсов (дикоросов): проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «Правовое регулирование в сфере заготовки и переработки пищевых лесных ресурсов (дикоросов): проблемы и пути их решения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Леса Российской Федерации обладают огромным сырьевым потенциалом для развития видов использования лесов, не связанных с заготовкой древесины. Возобновляемые природные ресурсы, в т. ч. пищевые и недревесные ресурсы, пользуются большим спросом внутри страны и за рубежом. Вместе с тем, функционирование и дальнейшее развитие отрасли переработки дикоросов напрямую связано с обеспечением социально-экономического развития многих регионов, богатых возобновляемыми лесными ресурсами.
Несмотря на то, что фактическое отсутствие официальной статистической информации об объемах заготовки основных видов дикоросов не позволяет достоверно оценить экономический потенциал отрасли, по аналитическим данным российских и международных экспертов торговый оборот по отдельным видам дикоросной продукции представляет значительные промышленные объемы. Только за 2015–2017 гг. экспорт грибов составил от 58375 тонн, стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции составил 100,95* млн. долларов США; экспорт ягод – 10279 тонн, стоимостной потенциал – 7,89* млн. долларов США; экспорт кедрового ореха – 25019,5 тонн, стоимостной потенциал – 133,42* млн. долларов США.
По данным Федерального агентства лесного хозяйства, эксплуатационные запасы только самых распространенных видов дикоросов составляют 7,4 млн. т, а биологические запасы — 13,4 млн. т.
В 2016 году в целях заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений передано в аренду 342 лесных участка общей площадью 2 млн. га. Большинство из них сосредоточены на Дальнем Востоке (Приморский край – 697 тыс. га, Хабаровский край – 312 тыс. га) и в Сибири (Томская область – 444 тыс. га, Республика Бурятия – 123 тыс. га, Иркутская область – 112 тыс. га).
Основной расчетный объем заготовки пищевых лесных ресурсов на арендованных лесных участках приходится на орехи – 7,2 млн. кг и ягоды – 1,4 млн. кг, также значительные объемы – на лекарственные растения – 0,7 млн. кг, грибы – 0,5 млн. кг и березовый сок – 0,4 млн. кг. Необходимо отметить, что в Европейской части России в основном производится заготовка грибов, ягод и березового сока, а в Азиатской части – орехов.
Однако, несмотря на значительные запасы возобновляемых природных ресурсов, отмечаются низкие темпы развития отрасли переработки дикоросов в России.
Участники круглого стола указали на главные причины, препятствующие развитию дикоросперерабатывающей отрасли:
-отсутствие полной эколого-ресурсной оценки запасов (ресурсного потенциала) дикоросов и официальной статистической информации об объемах заготовки основных видов пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и других недревесных продуктов леса;
-недостаточное развитие лесной инфраструктуры и труднодоступность удаленных лесных участков; существует проблема формирования лесных участков для выставления на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка в части постановки на кадастровый учет, поскольку на данный вид работ финансирование из федерального и областного бюджетов не выделяется;
-отсутствие специализированных заготовительных пунктов, отсутствие профессиональных участников рынка на первичном этапе сбора и заготовки дикоросов; отсутствие кооперации; дефицит квалифицированных специалистов;
-отсутствие дифференцированного подхода при выработке правовой регламентации для заготовки разных видов дикоросов;
-сложная, длительная, дорогостоящая процедура оформления арендных прав на лесные участки;
-ограниченный набор нормативно-правовых инструментов использования лесов для указанных видов деятельности в предпринимательских целях (отсутствие механизмов краткосрочного пользования с учетом сезонности заготовки и зависимости от природно-климатических условий, влияющих на урожайность);
-низкая инвестиционная привлекательность;
-наличие противоречивых положений лесного и налогового законодательства; применение высокой ставки НДС — 18 процентов;
-отсутствие банковской инфраструктуры в удаленных населенных пунктах; ограниченность финансовых ресурсов для заготовки дикоросов; сложность привлечения кредитных ресурсов и других источников долгосрочного и краткосрочного финансирования.
При недостаточном общем уровне использования пищевых лесных ресурсов на отдельных участках становится актуальной проблема их рационального использования и своевременного воспроизводства. Для этого необходимо:
-осуществлять мониторинг состояния лесных пищевых и лекарственных ресурсов, для чего необходимо создать унифицированную нормативно-методическую базу оценки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (на региональном уровне);
-создать базу данных о запасах различных видов пищевых и лекарственных растений (на общероссийском и региональном уровнях);
-учитывать при проведении лесохозяйственных мероприятий необходимость неистощительного использования недревесных ресурсов.

Участники «круглого стола» рекомендуют:

I. Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможные варианты совершенствования лесных правоотношений в сфере сбора, заготовки и закупа пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов.
2. Рассмотреть вопрос передачи лесных участков для данных видов использования лесов без постановки на кадастровый учет.
3. Рассмотреть вопрос разработки и внесения в Государственную Думу в 2018 году проекта федерального закона, включающего изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты, направленного на правовое регулирование отношений в сфере сбора и заготовки пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, недревесных лесных ресурсов, с целью развития соответствующей сферы деятельности, предусмотрев, в частности:
а) дифференциацию и детализацию правового режима заготовки и сбора различных видов недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
б) детализацию правового регулирования промысловых заготовки и сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, осуществляемых в целях переработки указанных лесных ресурсов, производства и реализации соответствующей продукции, включая:
-предоставление возможности аренды лесных участков для указанных целей на срок от 1 года до 49 лет;
-введение наряду с арендой лесных участков механизмов краткосрочного использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков;
-порядок приема от самозанятого населения соответствующих лесных ресурсов, добытых ими при промысловой заготовке;
в) уточнение понятия заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд, а также дополнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части установления нормативов заготовки и сбора;
г) зонирование и разграничение лесных угодий, на которых может осуществляться заготовка дикоросов предпринимателями, арендующими лесные участки для соответствующих целей, и гражданами для собственных нужд либо в целях их реализации.
4. Рассмотреть вопрос разработки и внесения в Государственную Думу в 2018 году проекта федерального закона, направленного на внесение изменений в статью 164 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации в части дополнения перечня продовольственных товаров, по которым налогообложение производится по налоговой ставке НДС в размере 10 процентов (при их реализации) позицией «дикорастущие грибы, ягоды, орехи лесные пищевые, папоротник орляк, черемша, лекарственные растения».
5. Рассмотреть целесообразность создания межведомственной комиссии, включающей представителей Федерального Собрания Российской Федерации, Минприроды России, Минсельхоза России, Минэкономразвития России, Минпромторга России и представителей заинтересованных регионов в целях координации работы в сфере оборота дикоросов и повышения эффективности взаимодействия государственных органов исполнительной власти и представителей бизнеса, занимающихся заготовкой, переработкой и экспортом пищевых лесных ресурсов, других недревесных продуктов леса.
6. Проработать вопрос о разработке методики комплексной оценки лесных участков и оценки имущественных прав, возникающих при использовании лесов, и рекомендаций по ее применению при осуществлении лесного планирования и формирования лесных участков для их последующего предоставления в пользование для заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений; а также о создании базы данных указанных ресурсов по субъектам Российской Федерации.
7. Рассмотреть вопрос о формировании рабочей группы по разработке проекта федерального закона, включающего изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты, регулирующего правоотношения в сфере сбора и заготовки пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, недревесных лесных ресурсов в лесах Российской Федерации.
8. Разработать и утвердить критерии совместимости различных видов использования лесов.
9. Создать унифицированную нормативно-методическую базу оценки недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (на региональном уровне).
10. Восстановить базу данных о запасах различных видов недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (на общероссийском и региональном уровнях), внести изменения в лесохозяйственные регламенты и лесные планы.
11. Пересмотреть ставки платы за единицу площади лесного участка, предоставляемого для заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, ускорить переход к определению размера указанной платы на основе механизмов оценки лесов и лесных ресурсов.
12. Ввести таможенное декларирование биологического происхождения семян кедра.
13. Рассмотреть следующие вопросы:
-о наделении субъектов Российской Федерации правом установления нормативов бесплатной заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами для собственных нужд;
-о возможности выделения в документах лесного планирования «общедоступных угодий» (по аналогии с регулированием деятельности в области охоты) для свободной заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами для собственных нужд – вблизи населенных пунктов, в традиционных местах сбора дикоросов местным населением, предусмотрев выделение площадей и для лиц, относящихся к коренным малочисленным народностям Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, предусмотрев, что такие «общедоступные угодья» не могут быть сданы в аренду или предоставлены для целей предпринимательства по иному основанию;
-о возможности выделения «закрепленных угодий» в целях развития предпринимательства, которые предназначены для использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании договоров аренды, либо договоров купли-продажи (если они будут введены).
-о создании на основе унифицированных методик оценки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на региональном уровне общероссийской базы данных по субъектам Российской Федерации.
14. Обеспечить разработку подпрограммы развития инфраструктуры заготовки и переработки дикорастущего пищевого сырья в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы».
15. Содействовать разработке мер поддержки, направленных на стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации и кооперации в сфере сбора и заготовки дикорастущего сырья.
16. Рассмотреть и проработать предложения по совершенствованию таможенного законодательства в части экспорта продукции кедрового ореха, в частности:
а) включить в код ТН ВЭД 0802905000 «Прочие орехи — свежие или сушеные, очищенные от скорлупы или не очищенные, с кожурой или без кожуры, кедровые орехи» основные три вида кедровых орехов:
-орех сосны сибирской;
-орех сосны корейской;
-орех сосны кедровой стланниковой;
б) разделить код ТН ВЭД 0802905000 по ядру и кедровому ореху на следующие субпозиции:
-0802 90 510 0 — семена сосны сибирской Pinus Sibirica в скорлупе;
-0802 90 520 0 — семена сосны сибирской Pinus Sibirica очищенные от скорлупы;
-0802 90 530 0 — семена сосны корейской Pinus Koraiensis в скорлупе;
-0802 90 540 0 — семена сосны корейской Pinus Koraiensis очищенные от скорлупы;
-0802 90 550 0 — семена сосны кедровой стланниковой Pinus Pumila в скорлупе;
-080290 560 0 — семена сосны кедровой стланниковой Pinus Pumila очищенные от скорлупы.
в) ввести вывозные таможенные пошлины на непереработанный кедровый орех.
17. Запретить ввоз на территорию Российской Федерации запрещенных к ввозу на территорию ЕС семян сосен Арманди.
18. Включить в Федеральный план статистических работ раздел по формированию официальной статистической информации об объемах заготовки основных видов пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и других недревесных продуктов леса.
19. Разработать федеральную программу поддержки дикоросперерабатывающей отрасли, включая субсидирование кредитной ставки, возможности использования залоговых обязательств по специфичному отраслевому оборудованию, а также получения кредитных гарантий под экспортные контракты и др.
20. Разработать порядок повышения доступности к банковским кредитным ресурсам, включая устранение лимитных ограничений использования наличных средств при организации закупочно-заготовительной деятельности в сфере оборота дикоросов.

II. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность разработки региональных программ, направленных на организацию процессов заготовительно-закупочной деятельности и переработки дикоросов, обеспечение качества поставляемой дикоросной продукции.
2. Оказывать поддержку эколого-ориентированному малому и среднему бизнесу, использующему пищевые и недревесные лесные ресурсы для производства продукции.
3. Оказывать административно-финансовое содействие в организации создания сети заготовительных пунктов, пунктов переработки, точек сбыта дикоросной продукции, в том числе путем кооперации хозяйствующих субъектов; содействовать укреплению межрегиональных бизнес-связей и повышению отраслевой инвестиционной привлекательности.

 III. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

В рамках функций парламентского контроля продолжить работу по мониторингу ситуации, связанной с законодательным обеспечением развития отрасли по переработке дикоросов.