Рекомендации
Рассмотрев с участием членов Совета Федерации,
представителей федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «Состояние лесозаготовительной промышленности
России», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Россия — крупнейший в мире лесозаготовитель, ежегодно наша страна производит
более чем 200 млн кубометров древесины. Тем не менее, несмотря на стабильный
рост объемов производства в лесопромышленном комплексе, вклад отрасли в экономику недостаточен.
Изменить ситуацию в этой сфере невозможно без новых подходов, которые
легли в основу Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года
(далее — Стратегия). Стратегия включает в себя шесть ключевых направлений. Это поддержка проектов развития
перерабатывающих производств; стимулирование спроса и развитие рынков сбыта;
поддержка экспорта продукции высоких переделов; обеспечение доступности
сырьевой базы; стимулирование рационального лесопользования и развитие лесного
хозяйства; развитие кадрового, технологического и научного потенциала;
совершенствование системы защиты и охраны лесов; сохранение и восстановление
экологического потенциала леса. Цель в долгосрочной
перспективе до 2030 года добиться увеличения вклада лесной отрасли в ВВП страны
на 50% за счет увеличения объема отгруженной продукции и добавленной стоимости
на единицу заготовленной древесины.
Вместе с тем в Стратегии не выявлена базовая
отрасль лесопромышленного комплекса — лесозаготовительная промышленность, которая
в значительной степени разрушена в процессе перехода на рыночные отношения, неудовлетворительная
работа которой является главной причиной плохой работы всех других отраслей. Следует
отметить слабую
техническую оснащенность и технологическую отсталость лесозаготовительной
промышленности, высокий физический и моральный износ оборудования
лесозаготовительных предприятий, который в настоящее время составляет около
60–80%.
Затраты на сырье — это
самая большая статья затрат в себестоимости производства всех видов
лесобумажной продукции, она достигает 35 процентов. Устранение проблем этой
отрасли позволит повысить эффективность работы всех других отраслей. Лесозаготовительная
промышленность включена в проект Стратегии,
однако анализ проблем этой отрасли и предложения по их устранению в ней
отсутствуют, а также отсутствуют и предложения по восстановлению науки ЛПК,
которая разрушена, лесного машиностроения, не даются рекомендации по совершенствованию системы управления лесным комплексом.
Стратегию необходимо
дополнить тремя базовыми направлениями, благодаря которым она будет успешна: определить
достойное место лесозаготовительной промышленности как базовой отрасли ЛПК,
взять курс на возрождение науки и отечественного машиностроения.
Также следует продолжить
работу по дополнению нормативно-правовой базы. В последние три года в Лесной
кодекс внесено много изменений и дополнений, но следует признать, что этого
недостаточно. Например, предстоит детально проанализировать условия аренды
лесных участков и ее эффективность. В договорах аренды должны быть прописаны
обязательства арендаторов не только по увеличению объемов производства, но и по лесовосстановлению и развитию лесозаготовительных
предприятий деревообрабатывающих производств.
По информации регионов в Дальневосточном федеральном
округе существуют проблемы в части промышленной рубки липы и заготовки
кедрового ореха населением для собственных нужд. Главы Приморского,
Хабаровского краёв, Амурской и Еврейской автономной области предложили включить
три вида липы – амурской, маньчжурской и также, произрастающих на территории
Дальнего Востока, в перечень пород деревьев, запрещённых к вырубке. Исключение
составят лишь санитарные рубки. Запрет на вырубку липы поддержало Министерство
природных ресурсов и экологии России. Минприроды подготовило приказ «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается». Было начато его межведомственное согласование. Но данный
приказ не был принят, в связи с тем, что Минэкономразвития он был оценен как
нецелесообразная мера.
Следующая проблема возникает в период заготовки
кедрового ореха, жители сел уходят на заготовку на длительный период в лес,
срезают макушки деревьев, разводят костры, возникают пожары регионального
масштаба. Заготовка осуществляется под прикрытием нормы заготовки для
собственных нужд, но заготовка идет в промышленных масштабах, после чего данный
орех направляется на экспорт в Китай, без каких либо таможенных пошлин.
По данным регионов основными проблемами в использовании лесов являются: низкая
доступность лесных ресурсов, связанная с недостаточной развитостью транспортной
сети (лесовозных и лесных дорог), низкая товарность и деконцентрация древесных
лесных ресурсов, удалённость рынков сбыта и высокие транспортные затраты, высокие
проценты кредитов, нехватка оборотных средств, высокий уровень налогообложения,
реальная доступная лесосека завышена из‑за несоответствия материалов
лесоустройства количественным и качественным характеристикам древостоя, ярко
выраженная по природным условиям (зимний период) сезонность заготовки
древесины. Отмечается также, что интенсификация использования лесов в районах
действия лесопромышленных предприятий и освоение новых лесных массивов
существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах.
По данным Федерального агентства лесного
хозяйства (далее — Рослесхоз) в настоящее время заготовка древесины
осуществляется на 116 млн га эксплуатационных лесов, находящихся в аренде. На части территории, занятой
эксплуатационными лесами, заготовка древесины затруднительна по ряду причин, в том числе из‑за отсутствия на лесных участках хозяйственно ценной товарной
древесины в силу природно-климатических условий ее произрастания, значительной
удаленности лесных участков от лесопромышленных центров и объектов транспортной
инфраструктуры, большой площадью лесных участков, пройденных рубками высокой
интенсивности.
Это приводит к накоплению спелых и перестойных древостоев, повышению пожарной опасности, ухудшению санитарного
состояния, потере товарных свойств древесины. Так, с 01.01.2007 по 01.01.2017
площадь спелых и перестойных древостоев увеличилась на 20,2 млн га (6,3%),
запас — увеличился на 2 2369,6 млн куб.м (5,6%).
В целях повышения эффективности
использования лесных ресурсов предлагается предусмотреть на законодательном
уровне возможность заготовки древесины лесохозяйственными государственными
бюджетными и автономными учреждениями (далее — учреждения) в спелых и перестойных древостоях на лесных участках, не переданных в аренду. При этом
целесообразно создание механизма заготовки древесины учреждениями в спелых и перестойных древостоях на основании договоров купли — продажи лесных насаждений
на лесных участках, выделенных для этих целей в лесных планах и лесохозяйственных регламентах, с возложением обязанностей по восстановлению
вырубленных территорий за счет получаемых учреждениями средств. Объем заготовки
древесины предлагается увязать с объемом выполняемых учреждением лесохозяйственных
мероприятий.
Порядок реализации заготавливаемой
древесины предлагается установить посредством открытых торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах», что будет способствовать прозрачному ценообразованию и повышению конкурентоспособности на рынке лесоматериалов.
В целях стимулирования производства продукции глубоких
переделов внутри Российской Федерации необходимо ускорить создание механизма по обеспечению приоритетного доступа к лесным ресурсам предприятий, осуществляющих
ее глубокую переработку.
В связи с тем, что на законодательном уровне в сфере экспорта лесопродукции существующая
классификация пиломатериалов по степени обработки ограничена несколькими
позициями и не носит характера выгодности, это ставит в равные правовые, но разные экономические условия производителей —
экспортеров высококачественной пилопродукции с глубокой степенью обработки
древесины и производителей первично переработанной древесины (лафет,
низкокачественный брус).
Участники «круглого стола» рекомендуют:
1.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
- ускорить принятие проекта федерального закона № 40092–7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части
проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право
заключения договора купли — продажи лесных насаждений».
2. Правительству
Российской Федерации:
- ускорить разработку в несение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Лесной
кодекс Российской Федерации, предусматривающего возможность заготовки древесины
лесохозяйственными государственными бюджетными и автономными учреждениями в спелых и перестойных древостоях;
- рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной
деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» положения, снимающего ограничения движения
по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств в зимний период
времени на территории регионов Дальневосточного федерального округа;
- ускорить принятие Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, включающей комплекс мер, обеспечивающих
развитие лесозаготовительной
промышленности как базовой отрасли ЛПК, отраслевой науки и отечественного
машиностроения;
- в целях ускорения технического
перевооружения лесопромышленного комплекса современной лесозаготовительной техникой
и деревообрабатывающим оборудованием для повышения производительности труда в отрасли рассмотреть вариант приобретения такого оборудования в странах СНГ (в частности, в Белоруссии и др.) на период становления отечественного
машиностроения;
— рассмотреть вопрос расширения внутреннего рынка потребления
продукции лесопереработки и изделий из древесины путем стимулирования
доступного для сельских жителей деревянного домостроения в целях решения
жилищной проблемы на селе, внесения изменений в государственную программу «Обеспечение
доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской
Федерации», предусматривающих стимулирование малоэтажного деревянного
домостроения;
- пересмотреть ГОСТ и САНПин при проектировании и строительстве социальных
объектов из древесины;
- пересмотреть методику формирования размера субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, которая будет
базироваться на основании предложений субъектов Российской Федерации;
— с целью активизации органов МСУ в процессе формирования лесных
отношений пересмотреть практику распределения доходной части и 10% от продажи и аренды насаждений направлять по месту ее продажи, то есть в органы местного
самоуправления;
- рассмотреть вопрос
о дополнении перечня позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов
(далее – ЕТСНГ) Прейскуранта № 10–01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги
инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное
руководство № 1, части 1 и 2)», утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5, позициями ЕТСНГ «Гранулы топливные (пеллеты) из отходов
деревопереработки», «Брикеты топливные из отходов деревопереработки», которые
предусмотрены Общероссийским классификатором
продукции по видам экономической деятельности, утвержденным приказом
Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, и установлении на их перевозку тарифа
первого класса, предусматривающего понижающие коэффициенты в зависимости от расстояния перевозки;
- рассмотреть вопрос о корректировке законодательства относительно
экспорта лесной продукции в части введения детализации пиломатериалов по степени обработки и установления таможенных пошлин на пиломатериал с низкой
степенью обработки.
- повторно рассмотреть приказ Министерства
природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении перечня
видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается» в части
установления запрета на вырубку липы;
- внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации,
предусматривающие установление нормы заготовки кедрового ореха для собственных
нужд;
- ввести запрет на отчуждение кедрового ореха,
заготовленного для собственных нужд;
- предусмотреть административную ответственность
за превышение нормы заготовки ореха для собственных нужд;
- установить таможенную пошлину на экспорт ореха;
- рассмотреть следующие вопросы в части улучшения
финансового обеспечения:
1) увеличение
ежегодного размера субвенций субъектам Российской Федерации на проведение
лесоустроительных работ;
2) финансирование работ по модернизации и строительству дорожной инфраструктуры регионального значения, примыкающей к лесным дорогам;
3) внесение изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 1158 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским
организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 –
2016 годах на цели создания межсезонных запасов сырья, материалов и топлива и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
в части предоставления возможности субсидирования процентной ставки на три года
вперед;
4) внесение изменений в Федеральный закон от 8.11.2007
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях:
- организации учета лесных автомобильных дорог их
владельцами с представлением соответствующих сведений в региональный, местный и федеральный орган по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере дорожного хозяйства для
включения их в схемы территориального планирования и единый государственный
реестр автомобильных дорог, наделив соответствующими полномочиями, в этом
вопросе, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования;
- определения порядка финансирования
строительства лесовозных дорог за счет средств частно-государственного
партнерства, частных инвестиций, дорожных фондов всех уровней, средств
получаемых от реализации древесины, полученной при рубке леса при строительстве
линейных объектов.
3. Министерству
природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- ускорить внесение в Правительство Российской
Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс Российской
Федерации, предусматривающих возможность заготовки древесины лесохозяйственными
государственными бюджетными и автономными учреждениями в спелых и перестойных
древостоях;
- рассмотреть
вопросы:
1) о внесении изменений в лесное законодательство в части упрощения процедуры
утверждения и согласования актов лесопатологических обследований с целью
сокращения времени с момента проведения обследования до начала выполнения
санитарно-оздоровительных мероприятий;
2) о предоставлении поселениями участков в аренду для складирования древесины;
3) об упрощении разработки недр на территории лесного фонда для строительства и реконструкции противопожарных и лесоводческих дорог;
4) о негативном воздействии на предприятия
лесопромышленного комплекса постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема
лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка,
находящегося в федеральной собственности» и подготовки предложений по внесению
изменений в указанное постановление;
5) о несении изменений в Правила заготовки
древесины в части, касающейся применения «хлыстовой» вывозки древесины;
6) о разработке отраслевого положения о производстве посадочного материала;
7) о разработке федеральной целевой программы по развитию лесного семеноводства.
4.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
- доработать проект Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, включив в нее комплекс мер, обеспечивающих развитие лесозаготовительной промышленности как базовой отрасли ЛПК, отраслевой
науки и отечественного машиностроения; при доработке предусмотреть следующие приоритетные мероприятия
развития лесозаготовительного производства:
- разработка и внедрение ресурсосберегающих, энергосберегающих технологических процессов
заготовки древесины;
- государственная
поддержка отраслевой научно-технической сферы и инновационной деятельности;
- государственная
поддержка развития отечественного лесного машиностроения;
- развитие
системы финансового лизинга отечественных машин и оборудования, используемых в лесопромышленном комплексе;
- развитие
системы промышленной сборки машин и оборудования для лесного комплекса с привлечением иностранных инвесторов.
- внесение
изменений в «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных
инвестиционных проектов в области освоения лесов», предусматривающих
использование отечественной лесозаготовительной техники и оборудования как
одного из дополнительных преимуществ для включения инвестиционного проекта в данный перечень;
- внесение
изменений в тарифные соглашения, заключенные при присоединении России к ВТО, и в ТН ВЭД для защиты отечественного рынка лесных машин от импорта зарубежной
техники и оборудования;
- использования
низкосортной, низкоотходной древесины и древесных отходов в качестве сырья для
стройматериалов, топлива и др;
- плантационное
выращивание быстрорастущей древесины, особенно в южных регионах России;
- создание системы
по сбору, переработке, кондиционированию древесных отходов в больших городах и мегаполисах;
- рассмотреть
вопрос о разработке и последующем утверждении
Правительством Российской Федерации проекта «Стратегии развития лесного
машиностроения России» как совокупности отраслей лесохозяйственного,
лесозаготовительного, лесохимического, бумагоделательного и деревообрабатывающего машиностроения.
5. Министерству
транспорта Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги»
принять меры по своевременному обеспечению предприятий
лесопромышленного комплекса вагонами и контейнерами в требуемом объеме.