«Круглые столы»

«Состояние лесозаготовительной промышленности России»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «Состояние лесозаготовительной промышленности России», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Россия — крупнейший в мире лесозаготовитель, ежегодно наша страна производит более чем 200 млн кубометров древесины. Тем не менее, несмотря на стабильный рост объемов производства в лесопромышленном комплексе, вклад отрасли в экономику недостаточен.
Изменить ситуацию в этой сфере невозможно без новых подходов, которые легли в основу Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года (далее — Стратегия). Стратегия включает в себя шесть ключевых направлений. Это поддержка проектов развития перерабатывающих производств; стимулирование спроса и развитие рынков сбыта; поддержка экспорта продукции высоких переделов; обеспечение доступности сырьевой базы; стимулирование рационального лесопользования и развитие лесного хозяйства; развитие кадрового, технологического и научного потенциала; совершенствование системы защиты и охраны лесов; сохранение и восстановление экологического потенциала леса. Цель в долгосрочной перспективе до 2030 года добиться увеличения вклада лесной отрасли в ВВП страны на 50% за счет увеличения объема отгруженной продукции и добавленной стоимости на единицу заготовленной древесины.
Вместе с тем в Стратегии не выявлена базовая отрасль лесопромышленного комплекса — лесозаготовительная промышленность, которая в значительной степени разрушена в процессе перехода на рыночные отношения, неудовлетворительная работа которой является главной причиной плохой работы всех других отраслей. Следует отметить слабую техническую оснащенность и технологическую отсталость лесозаготовительной промышленности, высокий физический и моральный износ оборудования лесозаготовительных предприятий, который в настоящее время составляет около 60–80%.
Затраты на сырье — это самая большая статья затрат в себестоимости производства всех видов лесобумажной продукции, она достигает 35 процентов. Устранение проблем этой отрасли позволит повысить эффективность работы всех других отраслей. Лесозаготовительная промышленность включена в проект Стратегии, однако анализ проблем этой отрасли и предложения по их устранению в ней отсутствуют, а также отсутствуют и предложения по восстановлению науки ЛПК, которая разрушена, лесного машиностроения, не даются рекомендации по совершенствованию системы управления лесным комплексом.
Стратегию необходимо дополнить тремя базовыми направлениями, благодаря которым она будет успешна: определить достойное место лесозаготовительной промышленности как базовой отрасли ЛПК, взять курс на возрождение науки и отечественного машиностроения.
Также следует продолжить работу по дополнению нормативно-правовой базы. В последние три года в Лесной кодекс внесено много изменений и дополнений, но следует признать, что этого недостаточно. Например, предстоит детально проанализировать условия аренды лесных участков и ее эффективность. В договорах аренды должны быть прописаны обязательства арендаторов не только по увеличению объемов производства, но и по лесовосстановлению и развитию лесозаготовительных предприятий деревообрабатывающих производств.
По информации регионов в Дальневосточном федеральном округе существуют проблемы в части промышленной рубки липы и заготовки кедрового ореха населением для собственных нужд. Главы Приморского, Хабаровского краёв, Амурской и Еврейской автономной области предложили включить три вида липы – амурской, маньчжурской и также, произрастающих на территории Дальнего Востока, в перечень пород деревьев, запрещённых к вырубке. Исключение составят лишь санитарные рубки. Запрет на вырубку липы поддержало Министерство природных ресурсов и экологии России. Минприроды подготовило приказ «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается». Было начато его межведомственное согласование. Но данный приказ не был принят, в связи с тем, что Минэкономразвития он был оценен как нецелесообразная мера.
Следующая проблема возникает в период заготовки кедрового ореха, жители сел уходят на заготовку на длительный период в лес, срезают макушки деревьев, разводят костры, возникают пожары регионального масштаба. Заготовка осуществляется под прикрытием нормы заготовки для собственных нужд, но заготовка идет в промышленных масштабах, после чего данный орех направляется на экспорт в Китай, без каких либо таможенных пошлин.
По данным регионов основными проблемами в использовании лесов являются: низкая доступность лесных ресурсов, связанная с недостаточной развитостью транспортной сети (лесовозных и лесных дорог), низкая товарность и деконцентрация древесных лесных ресурсов, удалённость рынков сбыта и высокие транспортные затраты, высокие проценты кредитов, нехватка оборотных средств, высокий уровень налогообложения, реальная доступная лесосека завышена из‑за несоответствия материалов лесоустройства количественным и качественным характеристикам древостоя, ярко выраженная по природным условиям (зимний период) сезонность заготовки древесины. Отмечается также, что интенсификация использования лесов в районах действия лесопромышленных предприятий и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах.
По данным Федерального агентства лесного хозяйства (далее — Рослесхоз) в настоящее время заготовка древесины осуществляется на 116 млн га эксплуатационных лесов, находящихся в аренде. На части территории, занятой эксплуатационными лесами, заготовка древесины затруднительна по ряду причин, в том числе из‑за отсутствия на лесных участках хозяйственно ценной товарной древесины в силу природно-климатических условий ее произрастания, значительной удаленности лесных участков от лесопромышленных центров и объектов транспортной инфраструктуры, большой площадью лесных участков, пройденных рубками высокой интенсивности.
Это приводит к накоплению спелых и перестойных древостоев, повышению пожарной опасности, ухудшению санитарного состояния, потере товарных свойств древесины. Так, с 01.01.2007 по 01.01.2017 площадь спелых и перестойных древостоев увеличилась на 20,2 млн га (6,3%), запас — увеличился на 2 2369,6 млн куб.м (5,6%).
В целях повышения эффективности использования лесных ресурсов предлагается предусмотреть на законодательном уровне возможность заготовки древесины лесохозяйственными государственными бюджетными и автономными учреждениями (далее — учреждения) в спелых и перестойных древостоях на лесных участках, не переданных в аренду. При этом целесообразно создание механизма заготовки древесины учреждениями в спелых и перестойных древостоях на основании договоров купли — продажи лесных насаждений на лесных участках, выделенных для этих целей в лесных планах и лесохозяйственных регламентах, с возложением обязанностей по восстановлению вырубленных территорий за счет получаемых учреждениями средств. Объем заготовки древесины предлагается увязать с объемом выполняемых учреждением лесохозяйственных мероприятий.
Порядок реализации заготавливаемой древесины предлагается установить посредством открытых торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах», что будет способствовать прозрачному ценообразованию и повышению конкурентоспособности на рынке лесоматериалов.
В целях стимулирования производства продукции глубоких переделов внутри Российской Федерации необходимо ускорить создание механизма по обеспечению приоритетного доступа к лесным ресурсам предприятий, осуществляющих ее глубокую переработку.
В связи с тем, что на законодательном уровне в сфере экспорта лесопродукции существующая классификация пиломатериалов по степени обработки ограничена несколькими позициями и не носит характера выгодности, это ставит в равные правовые, но разные экономические условия производителей — экспортеров высококачественной пилопродукции с глубокой степенью обработки древесины и производителей первично переработанной древесины (лафет, низкокачественный брус).

Участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
- ускорить принятие проекта федерального закона № 40092–7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли — продажи лесных насаждений».

2. Правительству Российской Федерации:
- ускорить разработку в несение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающего возможность заготовки древесины лесохозяйственными государственными бюджетными и автономными учреждениями в спелых и перестойных древостоях;
- рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения, снимающего ограничения движения по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств в зимний период времени на территории регионов Дальневосточного федерального округа;
- ускорить принятие Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, включающей комплекс мер, обеспечивающих развитие лесозаготовительной промышленности как базовой отрасли ЛПК, отраслевой науки и отечественного машиностроения;
- в целях ускорения технического перевооружения лесопромышленного комплекса современной лесозаготовительной техникой и деревообрабатывающим оборудованием для повышения производительности труда в отрасли рассмотреть вариант приобретения такого оборудования в странах СНГ (в частности, в Белоруссии и др.) на период становления отечественного машиностроения; 
— рассмотреть вопрос расширения внутреннего рынка потребления продукции лесопереработки и изделий из древесины путем стимулирования доступного для сельских жителей деревянного домостроения в целях решения жилищной проблемы на селе, внесения изменений в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», предусматривающих стимулирование малоэтажного деревянного домостроения;
- пересмотреть ГОСТ и САНПин при проектировании и строительстве социальных объектов из древесины;
- пересмотреть методику формирования размера субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, которая будет базироваться на основании предложений субъектов Российской Федерации; 
— с целью активизации органов МСУ в процессе формирования лесных отношений пересмотреть практику распределения доходной части и 10% от продажи и аренды насаждений направлять по месту ее продажи, то есть в органы местного самоуправления;
- рассмотреть вопрос о дополнении перечня позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (далее – ЕТСНГ) Прейскуранта № 10–01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2)», утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5, позициями ЕТСНГ «Гранулы топливные (пеллеты) из отходов деревопереработки», «Брикеты топливные из отходов деревопереработки», которые предусмотрены Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, и установлении на их перевозку тарифа первого класса, предусматривающего понижающие коэффициенты в зависимости от расстояния перевозки;
- рассмотреть вопрос о корректировке законодательства относительно экспорта лесной продукции в части введения детализации пиломатериалов по степени обработки и установления таможенных пошлин на пиломатериал с низкой степенью обработки.
- повторно рассмотреть приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается» в части установления запрета на вырубку липы;
- внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающие установление нормы заготовки кедрового ореха для собственных нужд;
- ввести запрет на отчуждение кедрового ореха, заготовленного для собственных нужд;
- предусмотреть административную ответственность за превышение нормы заготовки ореха для собственных нужд;
- установить таможенную пошлину на экспорт ореха;
- рассмотреть следующие вопросы в части улучшения финансового обеспечения:
1) увеличение ежегодного размера субвенций субъектам Российской Федерации на проведение лесоустроительных работ;
2) финансирование работ по модернизации и строительству дорожной инфраструктуры регионального значения, примыкающей к лесным дорогам;
3) внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 1158 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 – 2016 годах на цели создания межсезонных запасов сырья, материалов и топлива и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в части предоставления возможности субсидирования процентной ставки на три года вперед;
4) внесение изменений в Федеральный закон от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях:
- организации учета лесных автомобильных дорог их владельцами с представлением соответствующих сведений в региональный, местный и федеральный орган по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере дорожного хозяйства для включения их в схемы территориального планирования и единый государственный реестр автомобильных дорог, наделив соответствующими полномочиями, в этом вопросе, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования;
- определения порядка финансирования строительства лесовозных дорог за счет средств частно-государственного партнерства, частных инвестиций, дорожных фондов всех уровней, средств получаемых от реализации древесины, полученной при рубке леса при строительстве линейных объектов.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающих возможность заготовки древесины лесохозяйственными государственными бюджетными и автономными учреждениями в спелых и перестойных древостоях;
- рассмотреть вопросы:
1) о внесении изменений в лесное законодательство в части упрощения процедуры утверждения и согласования актов лесопатологических обследований с целью сокращения времени с момента проведения обследования до начала выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий;
2) о предоставлении поселениями участков в аренду для складирования древесины;
3) об упрощении разработки недр на территории лесного фонда для строительства и реконструкции противопожарных и лесоводческих дорог;
4) о негативном воздействии на предприятия лесопромышленного комплекса постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и подготовки предложений по внесению изменений в указанное постановление;
5) о несении изменений в Правила заготовки древесины в части, касающейся применения «хлыстовой» вывозки древесины;
6) о разработке отраслевого положения о производстве посадочного материала;
7) о разработке федеральной целевой программы по развитию лесного семеноводства.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
- доработать проект Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, включив в нее комплекс мер, обеспечивающих развитие лесозаготовительной промышленности как базовой отрасли ЛПК, отраслевой науки и отечественного машиностроения; при доработке предусмотреть следующие приоритетные мероприятия развития лесозаготовительного производства:
- разработка и внедрение ресурсосберегающих, энергосберегающих технологических процессов заготовки древесины;
- государственная поддержка отраслевой научно-технической сферы и инновационной деятельности;
- государственная поддержка развития отечественного лесного машиностроения;
- развитие системы финансового лизинга отечественных машин и оборудования, используемых в лесопромышленном комплексе;
- развитие системы промышленной сборки машин и оборудования для лесного комплекса с привлечением иностранных инвесторов.
- внесение изменений в «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», предусматривающих использование отечественной лесозаготовительной техники и оборудования как одного из дополнительных преимуществ для включения инвестиционного проекта в данный перечень;
- внесение изменений в тарифные соглашения, заключенные при присоединении России к ВТО, и в ТН ВЭД для защиты отечественного рынка лесных машин от импорта зарубежной техники и оборудования;
- использования низкосортной, низкоотходной древесины и древесных отходов в качестве сырья для стройматериалов, топлива и др;
- плантационное выращивание быстрорастущей древесины, особенно в южных регионах России;
- создание системы по сбору, переработке, кондиционированию древесных отходов в больших городах и мегаполисах;
- рассмотреть вопрос о разработке и последующем утверждении Правительством Российской Федерации проекта «Стратегии развития лесного машиностроения России» как совокупности отраслей лесохозяйственного, лесозаготовительного, лесохимического, бумагоделательного и деревообрабатывающего машиностроения.

5. Министерству транспорта Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги»
принять меры по своевременному обеспечению предприятий лесопромышленного комплекса вагонами и контейнерами в требуемом объеме.