«Круглые столы»

Круглый стол на тему «Будущее отношений России и Европейского союза – сотрудничество, партнерство или конфронтация?»

30 ноября 2017 года в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Будущее отношений России и Европейского союза – сотрудничество, партнерство или конфронтация?». В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Российской академии наук, высших учебных заведений, неправительственных и общественных организаций.

Проведение «круглого стола» было приурочено к годовщине вступления в силу 1 декабря 1997 года Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами (было подписано тремя годами ранее 24 июня 1994 года на острове Корфу), которое предусматривает развитие отношений в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях, а также определяет основные цели и механизмы сотрудничества.

История отношений с Евросоюзом знала взлеты и падения. Можно утверждать, что у нас с ЕС была мощная и разветвленная система структур взаимодействия. С марта 2014 года отношения между Россией и ЕС радикально изменились. После известных событий многие каналы сотрудничества заморожены. Это касается, в том числе, переговоров по новому базовому соглашению, переговоров по безвизовому режиму и визовым упрощениям, большей части отраслевых диалогов. В отношении России введены так называемые «санкции», которые с точки зрения международного права являются односторонними мерами ограничительного характера. В ответ Россия ввела свои контрмеры, и таким образом были во многом утрачены достигнутые за десятилетия экономические, научно-технические и другие взаимные связи. Несмотря на различия в оценке необходимости и эффективности санкций среди стран ЕС, их руководство сохранило единство в этой сфере. Сначала летом 2015 года, а затем и в середине 2016 г. и 2017 г. они были продлены и даже расширены.

Ухудшение общего климата российско-есовских отношений негативно сказалось на межпарламентском диалоге, в том числе на деятельности Комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС (КПС). По мере развития украинского кризиса происходило все более резкое расхождение позиций российских и европейских членов Комитета, представителями ЕС в одностороннем порядке межпарламентские связи с Россией были заморожены. Последнее, 16-е заседание КПС состоялось в январе 2014 года в Брюсселе.

Тем не менее, на наш взгляд, запрос на развитие и сохранение отношений сохраняется. Можно сказать, что остался востребованным на данный момент канал взаимодействия между комитетами по международным делам Государственной Думы и Совета Федерации и Европарламента. По этой линии за прошедшие годы был проведен ряд встреч.

1 и 7 марта 2017 года состоялись два телемоста, в которых с российской стороны приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам А.А.Климов.

В конце ноября с. г. в Белграде состоялась рабочая встреча членов Комитета парламентского сотрудничества «Россия – Европейский союз», в которой принял участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, руководитель делегации Совета Федерации в КПС А.А.Климов.

Существует договоренность расширять такие площадки, как белградские консультации, приглашая к участию в них наблюдателей из других фракций и других комитетов, более активно работать с бизнес-сообществом, с экспертами. В апреле 2018 года в Белграде планируется проведение таких консультаций, основными темами которых станут борьба с международным терроризмом в условиях глобализации и экологическая проблема.

О перспективах отношений Россия-ЕС нельзя говорить, не упомянув о кризисе ЕС на современном этапе. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер 13 сентября 2017 года выступил в Страсбурге перед депутатами Европейского парламента с традиционным ежегодным посланием «О состоянии ЕС». Выступление подводит черту под предыдущим периодом развития Европейского союза. С него, возможно, начинается серьезная переоценка того, что и как собирается делать ЕС в будущем. Лейтмотивом послания стало то, что ситуация в ЕС выправилась, и говорить о кризисе, переживаемом ЕС и государствами-членами, можно в прошедшем времени.

С нашей точки зрения, все не так просто, и до окончания кризиса еще очень далеко. В настоящий момент ситуацию можно определить как «поликризис», который имеет три основные составляющие.

Во‑первых, блок экономических проблем – это кризис еврозоны.

Во‑вторых – миграционный кризис.

В третьих – выход Великобритании из ЕС. К этому полю кризиса надо добавить, конечно, еще проявившиеся и продолжающие появляться элементы – это центробежные тенденции в странах–членах ЕС. Наиболее яркий пример последнего времени – это Каталония и полная беспомощность Евросоюза в этом вопросе. Нужно упомянуть и кризисные явления в пресловутой Евроатлантической сцепке – уровень взаимопонимания между Евросоюзом и администрацией Трампа, пожалуй, самый низкий за последние годы а, возможно, и десятилетия. Кроме того, наличествует кризис ценностей. Те страны из молодых европейцев, как мы их иногда называем, которые активнее других пробивались в Евросоюз, сейчас начинают проявлять недопустимую с точки зрения Брюсселя самостоятельность в мыслях и делах (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия). То есть Вышеградская группа, которая с момента своего образования была оплотом евроцентризма и, заодно, русофобии, сейчас расползается по швам.

 

 

Отношения с Россией – перспективы

 

Нынешний кризис можно охарактеризовать как многослойный. Искреннее сожаление вызывает распространение панических настроений в Европе относительно России. Но необходимость нормализации отношений с Россией овладевает не только массами, но и политической элитой.

Есть вероятность, что даже при благополучном исходе нынешнего кризиса и конфликта в Украине, вернуть отношения России и ЕС на прежний уровень будет очень тяжело. Кроме конкретных разногласий, препятствуют этому полная утрата взаимного доверия, негативное восприятие друг друга на разных уровнях. Принципиально важный итог – отныне и надолго Россия и ЕС будут воспринимать друг друга, прежде всего, как противники, и лишь во вторую очередь – как партнеры. С этим связан и второй итог – пересмотр места ЕС и России в списках их приоритетных партнеров. Практически, обе стороны стремятся к уменьшению экономической взаимозависимости; раньше она рассматривалась как основа стратегического партнерства. Президент Путин несколько лет назад объявил о перемещении центра экономических и политических интересов России в Азиатско-Тихоокеанский регион. В свою очередь, ЕС предпринимает меры к тому, чтобы снизить энергетическую зависимость от России. Теперь оба процесса будут ускорены.

Есть отдельные направления, по которым наше взаимодействие с Евросоюзом не прекращалось и не будет прекращаться. Это, во‑первых, политический диалог, достаточно регулярные встречи на полях международных мероприятий между нашим Министром иностранных дел и представителем Евросоюза Ф.Могерини, консультации на уровне политдиректоров, руководителей профильных подразделений.

Во‑вторых, сотрудничество по международным проблемам. Есть сюжеты, по которым мы находимся «на одной волне» – это так называемая ядерная сделка по иранской ядерной программе; корейский сюжет, хотя роль Евросоюза там минимальна, но, тем не менее, определенный уровень понимания есть; ближневосточное регулирование.

Нужно ли России возвращение к тому, что было? Конечно, та довольно впечатляющая и в то же время громоздкая архитектура взаимодействия, которую мы старательно строили в течение целого ряда лет, оказалась перечеркнутой недавними событиями. Наверное, обеим сторонам придется разработать новую стратегию взаимоотношений, возможно, более компактную, более ориентированную на реальное содержание.