«Круглые столы»

«Нормативно-правовое регулирование формирования комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Липатов Липатов
Юрий Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Московской области
Липатов Юрий Александрович
провел «круглый стол», участники которого обсудили актуальные вопросы формирования комфортной городской среды и проблемы в сфере благоустройства.

(Подробнее)


Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 20 марта 2018 года (Протокол № 145)

В работе «круглого стола» приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, средств массовой информации.

Цель «круглого стола» — обсуждение актуальных вопросов и существующих проблем в сфере благоустройства территорий, законодательного регулирования в данной сфере, реализации приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (далее — приоритетный проект, проект).

В рамках реализации приоритетного проекта в 2017 году бюджет программы составил порядка 42 млрд. рублей. Перед субъектами Российской Федерации была поставлена задача утвердить современные правила благоустройства, включающие принципы обустройства и содержания городских территорий, выстроить системы уборки, озеленения и освещения во всех муниципалитетах с населением более 1000 человек. При этом одновременно начать обустройство конкретных объектов — дворов и общественных территорий.

В 2017 году в данном проекте приняло участие 1653 муниципальных образований с общим количеством населения 85,9 млн. человек (58,6% от численности населения страны) на территории всех 85 субъектов Российской Федерации. Данные цифры свидетельствуют о востребованности и успехе проекта.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года дал предложение развернуть масштабную программу пространственного развития городов и других населенных пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет. При этом регионы «должны держать высокие темпы, должны чувствовать ответственность, быть инициативными».

Необходимо отметить, что за последние несколько лет во многих субъектах Российской Федерации проделана колоссальная работа по благоустройству территорий городов и поселков.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории муниципального образования, в том числе установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (далее — порядок участия собственников в благоустройстве) отнесена к вопросам местного значения органов местного самоуправления. Указанный порядок участия собственников в благоустройстве устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вместе с тем, ответственность за содержание и благоустройство территорий, а также финансовое обеспечение содержания, несут собственники, независимо от форм собственности.

До недавнего времени полномочия органов местного самоуправления по установлению порядка участия собственников в благоустройстве (в том числе прилегающих территорий) не могли быть полноценно реализованы.

Установление органами местного самоуправления порядка участия собственников в благоустройстве влекло за собой наложение на собственников зданий (помещений в них) и сооружений обязанности по содержанию прилегающей территории, не находящейся в их собственности или не принадлежащей им на ином вещном праве, что вступало в противоречие с требованиями действующего законодательства (статьи 210 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данная позиция подтверждалась и судебной практикой: в отдельных субъектах Российской Федерации правила благоустройства территории поселения (городского округа) в части положений, устанавливающих порядок участия собственников в благоустройстве, были признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Кроме того, в муниципальных образованиях, где порядок участия собственников в содержании и благоустройстве прилегающих территорий был установлен, зачастую возникали вопросы по невыполнению собственниками участков, находящихся в федеральной собственности, обязанностей по содержанию прилегающих территорий.

Одним из ключевых федеральных законов, принятых в 2017 году, стал Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 463-ФЗ).

Федеральным законом № 463-ФЗ определяются понятия «правила благоустройства территории муниципального образования», «благоустройство территории», «прилегающая территория» и «элементы благоустройства».

К вопросам местного значения поселений, городских округов и внутригородских районов в сфере благоустройства отнесено утверждение правил благоустройства территории соответствующего муниципального образования, осуществление контроля их соблюдения, а также организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами.

В Федеральном законе № 463-ФЗ закреплен перечень вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства территории. К таким вопросам относятся, в частности, участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий и вопросы определения порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований. Кроме того, региональные власти могут устанавливать требования к правилам благоустройства муниципальных образований, включая возможность регламентировать соблюдение единого архитектурного стиля муниципального образования, порядок содержания внешних поверхностей зданий (кровель, фасадов) и ограждений.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации закрепляется обязанность лица, ответственного за эксплуатацию здания, строения, сооружения, принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории. Порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается законом субъекта.

Таким образом, вступление в силу Федерального закона № 463-ФЗ полностью решает все спорные вопросы по регулированию благоустройства и содержания территорий, прилегающих к земельным участкам, независимо от форм собственности.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отмечает, что за 2017 год по всей стране было благоустроено более 22 тыс. объектов, стали активно заниматься благоустройством муниципалитеты, которые начали актуализировать правила благоустройства с учетом новых тенденций и требований.

Все субъекты Российской Федерации, участвующие в проекте благоустройства территорий, получили большую вовлеченность людей в реализацию проекта: более 6 млн. человек приняли участие в обсуждении в разных режимах — онлайн, очные встречи.

В рамках проекта в качестве добровольного финансового участия было привлечено 255 млн. рублей граждан. Появились новые интересные движения, которые стали известны на федеральном уровне. Знаковым событием стал резкий скачок восстребованности профессии архитектора, которая вошла в ТОП-7 профессий у абитуриентов в 2017 году.

Важным моментом является комплексность в реализации проектов благоустройства. Наибольший эффект получили проекты, которые включали в себя и благоустройство, и капитальный ремонт, и реконструкцию коммунальной инфраструктуры. При этом отмечается необходимость продолжить корректировку нормативно-технической базы, которая устарела и не соответствует современным требованиям и оценке профессионалов. В этих целях Минстроем России подготовлен перечень изменений, которые должны быть внесены в основные документы, регламентирующие вопросы благоустройства и застройки.

Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что на предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию программ современной городской среды выделяются ежегодно значительные средства федерального бюджета: в 2017–2018 годах — 25,1 млрд. рублей ежегодно, на 2019–2020 годы запланировано по 25 млрд. рублей ежегодно. При этом констатируется, что кассовое исполнение федерального бюджета по данным расходам в 2017 году было высоким и составило 97,3 %.

Минфин России положительно оценивает проводимую Минстроем России работу по планированию бюджетных ассигнований на программу современной городской среды в необходимом объеме и своевременность заключения соглашений с регионами на данные цели, а также работу самих регионов.

Дальнейшая системная работа Минстроя России, как главного распорядителя бюджетных средств органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления будут способствовать своевременному и эффективному использованию средств федерального бюджета.

Представители субъектов Российской Федерации в ходе «круглого стола» поделились положительным опытом своей работы по благоустройству и формированию благоприятной городской среды.

В Московской области, в городском округе Домодедово, который является одной из крупнейших экономик области, для обсуждения проектов благоустройства была введена новая практика — установка информационных кубов, которые до начала реконструкции знакомили жителей с проектом благоустройства, анонсировали адреса интернет-сайтов, почтовых ящиков, на которые граждане могли отправлять свои предложения.

Были реализованы проекты замены заборов, вертикальных планировок пространств. Единообразие подхода было применено к городскому освещению

— на главных перекрестах и площадях реализован проект «Чистое небо».

В течение 2017 года около 100 нестационарных торговых конструкций были убраны с главных улиц города, а оставшиеся приведены к единым стилистическим решениям, что позволило создать единое архитектурное пространство.

В целом по Московской области в 2017 году было создано более 50 знаковых общественных пространств на более чем 130 территориях в 22 муниципалитетах. План на 2018 год — 33 общественных пространства в 20 муниципалитетах.

На территории Ярославской области в рамках проекта по созданию комфортной городской среды реализуется губернаторский проект «Решаем вместе!», идет благоустройство дворовых территорий и общественных пространств. По итогу 2017 года на территории Ярославской области во всех муниципальных образованиях было проведено более 550 собраний, где жители предлагали и обсуждали подходы к формированию общественных территорий и благоустройству дворовых территорий.

В целом в 2017 году на территории Ярославской области на цели благоустройства было направлено 711 млн. рублей и отобрано 504 проекта.

В Тульской области в реализации проекта в 2017 году участвовало 9 муниципальных районов из 26. Финансирование программы составило порядка 536 млн. рублей. Было благоустроено 206 дворовых территорий, 31 общественное пространство и 2 парка.

Для вовлечения общественности была выпущена специальная брошюра, в которой была наглядно представлена последовательность действий, пять шагов для включения в программу. Открыт телефон «горячей линии» для оказания консультаций жителям по участию в программе и получения обратной связи, выявления жалоб и предложений.

В 2018 году до формирования пятилетней программы в муниципалитетах проведена полная инвентаризация дворовых территорий, в ходе которой было выявлено, что порядка 70 % дворовых территорий требует капитального ремонта.

На сегодняшний день утверждена госпрограмма Тульской области «Формирование комфортной городской среды на 2018–2024 годы», приняты муниципальные программы, заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на их реализацию. В 2018 году в программе участвуют 57 муниципальных образований Тульской области, в состав которых входят 62 населенных пункта численностью населения свыше 1 тыс. человек. Финансирование программ увеличено на 60 млн. рублей, планируется обустроить не менее 300 дворовых территорий, 27 общественных пространств и 3 парка.

Город Южно-Сахалинск в своей работе использует такие формы, как инициативное бюджетирование и вовлечение населения во все решения. Реализуется проект «молодежный бюджет» — уникальная практика инициативного бюджетирования, где школьники могут стать полноправными участниками бюджетного процесса и предлагать свои решения по созданию и развитию объектов общественной инфраструктуры.

Общественная палата Российской Федерации внесла Южно-Сахалинск в ТОП-10 городов по темпам благоустройства и создания комфортной среды.

Администрация Южно-Сахалинска предлагает разработать современные типовые правила благоустройства территорий, а также унифицировать участие собственников зданий и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

В Тюменской области работы по улучшению городской среды системно проводятся уже более 10 лет. Реконструированы десятки памятников, площадей, парков, скверов, аэропорт, вокзалы, более 20 транспортных развязок и мостов, с прилегающим благоустройством.

В 2013 году ввели Интернет-портал для обратной связи «Тюмень — наш дом». Более 20 лет развивается институт территориального общественного самоуправления. За счет бюджета благоустроено более 500 придомовых территорий и более 1000 за счет средств застройщиков. Ежегодно выделяется на благоустройство от 1,5 до 2,5 млрд. рублей из бюджета и порядка 1,5 млрд. рублей вкладывают застройщики в благоустройство прилегающих территорий.

Удмуртская Республика за 2017 год на реализацию программы с учетом всех источников финансирования потратила 423 млн. рублей и 8 млн. рублей на парки. Доля софинансирования граждан составила 18 млн. рублей. Было благоустроено 293 дворовых территории, 9 общественных пространств, 1 городской парк.

Реализация проекта продемонстрировала его высокую значимость и своевременность, основным показателем стала активность людей в плане участия в публичных обсуждениях, в проработке вопросов благоустройства общественных территорий и в плане финансовых вложений в благоустройство дворовых территорий. Степень участия граждан составила от 5 до 21 процента, широкую популярность получило и трудовое участие.

По результатам обсуждения участниками «круглого стола» была положительно оценена работа Минстроя России по подготовке Федерального закона № 463-ФЗ.

Также одобрена работа субъектов Российской Федерации по реализации программы современной городской среды: Московская область (губернатор А.Ю. Воробьёв), Ярославская область (губернатор Д.Ю. Миронов), Тульская область (губернатор А.Г. Дюмин), Сахалинская область (губернатор О.Н.Кожемяко), Тюменская область (губернатор В.В. Якушев), Удмуртская Республика (глава А.В. Бречалов), город Южно- Сахалинск (мэр С.А. Надсадин).

В связи с вышеизложенным, участники «круглого стола» рекомендуют:

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

— рассмотреть возможность ежегодного отбора общественных территорий для участия в программе современной городской среды, утверждаемой на пятилетний период;

— рассмотреть целесообразность наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по определению численности населенных пунктов, участвующих в благоустройстве территорий по программе современной городской среды;

— внести изменения в нормативные правовые акты, касающиеся включения в реализацию проекта муниципальных районов.

Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность софинансирования работ из дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для реализации программы.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации рассмотреть возможность выделения средств на содержание элементов благоустройства, расположенных как на участках, находящихся в федеральной собственности, так и на прилегающих к ним территориях, в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципальных образований.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— принять нормативные правовые акты, содержащие перечень вопросов, регулируемых правилами благоустройства территории, исходя из природно­-климатических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований, а также минимальные стандарты благоустройства, которые необходимо закреплять в правилах благоустройства муниципальных образований;

— утвердить типовые правила благоустройства в соответствии с Методическими рекомендациями для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-­коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года №711/пр.