«Круглые столы»

«О поддержке отечественных производителей оборудования и программного обеспечения для отраслей топливно-энергетического комплекса»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике провел «круглый стол», участники которого обсудили проблему зависимости предприятий ТЭК России от поставок оборудования и программного обеспечения крупнейших зарубежных производителей и меры по изменению сложившейся ситуации в пользу отечественных производителей и разработчиков в рамках развития импортозамещения.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 15 мая 2018 года (Протокол № 150)

В работе «круглого стола», состоявшегося под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике С.В.Шатирова, приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители крупных производственных предприятий, учебных и научно-исследовательских институтов, представители общественных и экспертных организаций.

Участники «круглого стола», обсудив вопросы поддержки отечественных производителей оборудования и программного обеспечения для отраслей топливно-энергетического комплекса, отмечают следующее.

Топливно — энергетический комплекс (далее — ТЭК, комплекс) продолжает играть ключевую роль в обеспечении устойчивости российской экономики, в национальной экономической безопасности.

Цена на энергоносители диктует жесткие требования по оптимизации производственных затрат предприятий, повышению эффективности производства. В свете послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года требуется существенная технологическая модернизация основных фондов отраслей ТЭК. Эффективность производства может быть существенно повышена за счет использования новейших технологий добычи, транспортировки, переработки, распределения нефти, газа, нефтепродуктов.

Участники «круглого стола» в своих выступлениях отметили, что ТЭК России находится в критической зависимости от оборудования и программного обеспечения (далее — ПО) крупнейших зарубежных производителей.

Санкции, введенные западными странами в 2014 году, существенно ограничили доступ к технологиям для ряда областей комплекса, например, разведки и добычи на шельфе, добычи сланцевого газа. Имеет место постоянное ужесточение санкционного режима. За последние полгода дополнительные санкции, непосредственно затрагивающие поставки оборудования и программного обеспечения для ТЭК, вводились дважды.

В этих условиях Правительство Российской Федерации принимает меры по поддержке отечественных производителей оборудования и ПО. Ряд федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации создают условия для увеличения доли отечественных производителей в объемах закупок оборудования.

Однако по целому ряду направлений процесс импортозамещения недостаточно эффективен. Это касается, в первую очередь, высокотехнологического и наукоемкого оборудования, автоматизированных систем управления технологическими процессами (далее — АСУТП) и программного обеспечения.

Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» создает предпосылки для продвижения продукции российских производителей, но отсутствие проработанных подзаконных актов тормозит его активное применение.

Как показала практика реализации Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» крупнейшие российские компании ТЭК стремятся закупать продукцию в обход установленных законом ограничений. Для этого используются в том числе безальтернативные закупки через дочерние, аффилированные компании либо через совместные предприятия. Отмечается сокращение открытых закупок программного обеспечения на конкурентной основе. Крупнейшие нефтегазовые компании, несмотря на заявленную стратегию импортозамещения, отдают предпочтение импортному программному обеспечению при наличии отечественной альтернативы, ссылаясь на его функциональное преимущество и выстроенную технологию работы. От российских производителей заказчики требуют не просто аналогичную продукцию, а продукцию, превосходящую по своим характеристикам зарубежные аналоги. Был введен термин «импортоопережение». Таким образом, блокируется продвижение отечественных технологий.

Практически все расчеты по подсчету запасов нефтегазовых месторождений осуществляются с помощью иностранных программ. Зачастую модели месторождений строятся и осуществляется подсчёт запасов зарубежными сервисными компаниями. Фактическим стандартом для работы Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых стало использование американского программного обеспечения. При этом имеются российские производители, которые в большинстве случаев могут предложить аналогичную продукцию. Доля отечественных производителей в данном сегменте рынка по информации экспертов не превышает 5%.

Процесс локализации зарубежных информационных технологий, фактически сводится к формальному переводу экранных форм и документации на русский язык и оформлению документов на российское юридическое лицо.

Интеллектуальная собственность и развитие технологий остаются за рубежом. В таких условиях особо остро стоит вопрос противодействия киберугрозам, обеспечения информационной и технологической безопасности.

Сегодня развитие технологий происходит на основе международных стандартов, в разработке которых Россия играет далеко не первые роли. Российская Федерация вынуждена использовать технологии, построенные по западным стандартам, попадая в технологическую зависимость от ведущих зарубежных производителей и получая высокие санкционные риски. Весь мир активно обсуждает переход в эру Интернета вещей, в основе которой лежит стандарт Industry 4.0, разработанный международными компаниями. Роль России в наступающей эре не определена. Россия должна разрабатывать собственные стандарты, обеспечивая важнейшее условие технологической независимости, поддерживая интеграцию с ведущими иностранными технологиями.

Отечественное программное обеспечение и ИТ-решения уже сейчас в состоянии заместить большую часть импортных аналогов по различным направлениям деятельности компаний ТЭК, однако российские разработчики неконсолидированы, программные платформы для интеграции отечественных приложений отсутствуют, что снижает конкурентоспособность российских производителей.

Создаваемые на базе отдельных предприятий ТЭК технопарки для тестирования отечественного ПО и ИТ-решений практически не участвуют в процессе выбора технологий для компаний. Эти технопарки не обеспечивают возможность равноправного заинтересованного диалога заказчиков ТЭК с российскими производителями.

Продукция зарубежных производителей используется на особо опасных и критически важных объектах, создавая в условиях санкций и политической напряженности серьезную угрозу производственной, экологической, информационной и энергетической безопасности страны. Степень риска была наглядно продемонстрирована в июне 2017 года, когда вирус Petya поразил целый ряд предприятий ТЭК.

Цифровизация приводит к невозможности разорвать программное обеспечение и технологическое оборудование. Обращаем внимание на то, что в России системы государственного управления развитием программного обеспечения и цифровым оборудованием пока разделены. Разные министерства (Минпромторг России и Минкомсвязь России) отвечают за развитие разных частей единого целого. Считаем, что это отрицательно сказывается на ходе модернизации экономики в стране.

Участники совещания разделяют необходимость обеспечения технологической независимости России от импортного оборудования и программного обеспечения.

Расширяя использование российских технологий на внутреннем рынке, необходимо также реализовывать меры по стимулированию экспорта отечественного оборудования и программного обеспечения на международный рынок.

Обеспечение высоких темпов технологического развития возможно при консолидации отраслевых потребностей, при стандартизации технических требований и опоре на отечественных технологических лидеров. Эти лидеры имеются, им не нужны инвестиции, им нужен платежеспособный спрос, тогда они обеспечат опережающее технологическое развитие.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

— проведения анализа эффективности затрат на технологические инновации в промышленном производстве;

— применения мер налогового стимулирования развития отечественного производства оборудования и программного обеспечения, в том числе конверсионной продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса;

— приоритетного кредитования по минимальным процентным ставкам проектов, направленных на возрождение отечественного нефтяного машиностроения;

— обеспечения бюджетного финансирования Программы государственной поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно­ промышленных работ в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с перечнем машин, оборудования, комплектующих, программного обеспечения и услуг для проведения геологоразведочных и добычных работ, подлежащих импортозамещению в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде, разработанной Минпромторгом России в соответствии с четвертым и пятым абзацами пункта 7 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации, экономике и инновационному развитию России от 17 апреля 2015 г. № 2;

— введения ограничения и/или запрета использования программного обеспечения и автоматизированных систем управления технологическими процессами иностранного производства на особо опасных и критически важных объектах ТЭК;

— введения налоговых заградительных барьеров при закупке зарубежных оборудования, комплектующих и программного обеспечения в интересах предприятий ТЭК;

— введения утилизационного сбора на новое и бывшее в эксплуатации оборудование нефтяного машиностроения и нефтесервисное оборудование импортного производства;

— введения субсидирования НИОКР для российских предприятий — производителей нефтесервисного оборудования, оборудования нефтяного машиностроения, АСУТП и программного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. № 1312;

— разработки четких и прозрачных критериев оценки фактической зависимости предприятий ТЭК от экспортного оборудования и программного обеспечения;

— квотирования закупок отечественного оборудования и программного обеспечения предприятиями ТЭК с обязательным ежегодным ростом квот;

— расширения списка субъектов, подпадающих под действие Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», директив и постановлений Правительства Российской Федерации в части обеспечения приоритета закупок отечественного оборудования и программного обеспечения дочерними, аффилированными и зависимыми организациями компаний с государственным участием;

— дальнейшего совершенствования совместно с общественными и научными организациями следующих федеральных законов:

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
«О промышленной политике в Российской Федерации»;
«О науке и государственной научно-технической политике»;
«О государственной тайне»;
«О передаче прав на единые технологии»;
«О банке развития»;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «О недрах» и другие.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность:

— определения базовых пилотных проектов (точек роста) по производству импортозамещающей техники для подземных и открытых горных работ с осуществлением государственной поддержки, предоставлением налоговых льгот и благоприятных условий финансирования;

— проведения анализа отраслевых планов импортозамещения на период до 2020 года с целью расширения номенклатуры продукции, а также мониторинга встречных экспортно-импортных потоков российского и иностранного горного оборудования с целью выявления отечественного конкурентоспособного оборудования, неиспользуемого в России, но имеющего спрос за рубежом;

— разработки прозрачных целевых показателей реализации стратегии импортозамещения, по которым компании ТЭК должны будут регулярно отчитываться перед Правительством Российской Федерации;

— разработки программы развития производства высокотехнологичных инновационных технологий (информационной защиты, АСУТП, ПО), обеспечив потребности ТЭК;

— изменения формата работы и повестки обсуждения вопросов экспертной группы Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования при Минпромторге России по направлению «Программные средства, АСУТП, системы связи и безопасности для процессов бурения, добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья», делая упор на практической реализации стратегии импортозамещения, на вопросах организации стандартизации и сертификации программного обеспечения и АСУТП в ТЭК с привлечением всех компаний ТЭК, экспертного сообщества;

— разработки комплекса государственных стандартов на оборудование, ПО и АСУТП в ТЭК, способствующих опережающему развитию отечественных технологий, информационную безопасность систем;

— проработки совместно с Минобрнауки России вопроса о поддержке комплексных научно-технологических проектов полного цикла в рамках существующих инструментов государственной поддержки, а также рассмотреть возможность разработки профессиональных и образовательных стандартов для подготовки специалистов в области организации и управления выпуском инновационной продукции;

— разработки государственной программы поддержки создания опытно­-промышленных полигонов, испытательных центров с учетом отраслевой специфики и при участии промышленных предприятий;

— проведения экспертизы по присвоению радиоэлектронной продукции, продукции АСУТП, произведенной на территории Российской Федерации, статуса продукции российского происхождения силами Экспертных советов с участием независимого экспертного сообщества соответствующих отраслей производства.

3. Министерству энергетики Российской Федерации рассмотреть возможность:

— курирования вопросов, связанных с обеспечением внедрений отечественных технологий на предприятиях ТЭК, в части специализированного оборудования, ПО и АСУТП путем создания Межведомственной комиссии с обязательным привлечением ответственных сотрудников крупнейших предприятий ТЭК, а также ведущих представителей экспертного сообщества;

— консолидации отраслевой потребности ведущих предприятий ТЭК с целью определения ключевых проектов импортозамещения, а также с целью разработки конкурентоспособных технологий, которые будут массово использоваться большинством предприятий ТЭК;

— введения требования об организации стресс-тестирования АСУТП и ПО на критически важных и особо опасных объектах ТЭК с целью выявления рисков и последствий кибервоздействий на эти объекты, а также санкционных ограничений;

— организации центров тестирования и сертификации отечественных технологий, действующих в интересах всех предприятий ТЭК;

— определения перечня объектов топливно-энергетического комплекса, на которых в обязательном порядке должно быть реализовано импортозамещение высоких технологий (ПО и АСУТП), с целью обеспечения производственной, экологической, информационной и энергетической безопасности, в первую очередь на особо опасных и критически важных объектах ТЭК с учетом требований закона №187-ФЗ.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить удобное и эффективное использование реестра российского программного обеспечения для целей осуществления закупок компаниями ТЭК, а также для удобного поиска отечественных технологий.

5. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации создать условия для расширения использования отечественных информационных технологий в процессах поиска, разведки полезных ископаемых, а также государственного управления подведомственными структурами.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос о внедрении в отраслевых учебных заведениях образовательных программ по обучению работе с отечественным программным обеспечением.

7. Профильным комитетам Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации принять участие в работе по совершенствованию законодательной базы, направленной на создание условий для расширения использования отечественного оборудования и ПО отечественного производства в отраслях ТЭК.