«Круглые столы»

«О мерах по продвижению сельскохозяйственной продукции отечественных производителей на внешние рынки. Практика работы во Всемирной торговой организации. Проблемы фальсификации пищевой и сельскохозяйственной продукции»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «О мерах по продвижению сельскохозяйственной продукции отечественных производителей на внешние рынки. Практика работы во Всемирной торговой организации. Проблемы фальсификации пищевой и сельскохозяйственной продукции» участники «круглого стола» отмечают следующее.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 года одним из приоритетов был определен рост экспорта продовольствия на мировые рынки, прежде всего товаров высокого передела, до объемов, превышающих объемы его ввоза в страну.
В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача в части создания в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, достижения объема экспорта (в стоимостном выражении) продукции агропромышленного комплекса — 45 млрд. долларов США в год, ориентации промышленной, аграрной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках.
В последние годы сельское хозяйство Российской Федерации демонстрирует устойчивую положительную динамику, обеспечивающую рост его экспортного потенциала. По сравнению с 2000 годом объём выпуска сельхозпродукции вырос почти в два раза, в том числе кратно увеличилось производство зерновых, сахарной свёклы, тепличных овощей, скота, птицы, производство продуктов питания.
Реализация экспортного потенциала агропромышленного комплекса позволит национальной экономике стимулировать производство конкурентоспособной на мировых рынках продукции и экспортировать ее в значительных объемах по мировым ценам. Ключевым условием экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции является возможность доступа на новые рынки.
В этой связи, присоединение Российской Федерации 22 августа 2012 года к ВТО — это стратегическое внешнеэкономическое решение.
Российская Федерация до присоединения к ВТО являлась крупным импортером сельскохозяйственной продукции. При этом с момента присоединения к ВТО (за период с 2012 по 2018 гг.) и реализации политики импортозамещения произошло значительное снижение объемов импорта сельскохозяйственной продукции.
Россия наладила эффективное взаимодействие с ключевыми игроками многосторонней торговой системы. По итогам Министерских конференций ВТО удалось добиться существенного прогресса по вопросам отмены экспортных субсидий при торговле сельскохозяйственными товарами, что особенно важно для обеспечения конкурентоспособности отечественных экспортеров.
С момента присоединения России к ВТО экспорт российской сельскохозяйственной продукции вырос на 53%, с показателя 13,7 млрд долл. США в 2012 г. до 20,7 млрд долл. США в 2017 году. По данным ФТС России, в январе-июле 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года экспорт из Российской Федерации увеличился на 31,7%.
Сегодня Россия уже является крупнейшим в мире экспортёром пшеницы и занимает второе место в мире по поставкам зерновых в целом, при этом важно, что структура экспорта становится все более разнообразной. Наращиваются поставки за рубеж мяса, сахара, подсолнечного масла.
Также следует отметить, что с принятием в 2018 году Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено законодательное регулирование данной сферы, в связи с чем экспертами прогнозируется в ближайшей перспективе значительный рост производства в России органической продукции, что повысит экспортный потенциал нашей страны.
Вместе с тем внешняя торговля Российской Федерации с зарубежными странами по прежнему характеризуется отрицательным сальдо российского торгового баланса по сельскохозяйственной продукции и продовольствию.
В настоящее время факторами, сдерживающими качественное увеличение объемов экспорта продукции АПК, являются:
недостаточность объемов производства, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью;
низкая конкурентоспособность части производимой продукции;
ограничения экспортной логистической инфраструктуры: дефицит мощностей по хранению сельхозпродукции, мультитоварных оптово-распределительных центров, специализированного подвижного состава, высокая нагрузка на инфраструктуру в периоды пиковых объемов экспорта;
несовершенство системы ветеринарной и фитосанитарной сертификации продукции АПК;
недостаточно эффективная система продвижения российской продукции на внешних рынках;
нехватка квалифицированных кадров по ведению внешнеэкономической деятельности в АПК, владеющих знаниями в сфере регулирования многосторонней торговой системы.
С 2017 года акционерное общество «Российский экспортный центр» совместно с Минсельхозом России реализует программу по продвижению российских брендов и товаров за рубежом «Made in Russia». Программа и экспортный бренд страны направлены на повышение узнаваемости известных российских брендов и продукции за рубежом.
Минсельхозом России разработан паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в части экспорта продукции АПК, который был утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 сентября 2018 г. № 12, также разработан проект федерального проекта «Экспорт продукции АПК».
В соответствии с решениями, принятыми на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 сентября 2018 года, общий объём финансирования мероприятий, направленных на стимулирование экспорта продукции АПК составит порядка 350 млрд. рублей на шесть лет.
В этой связи важно обеспечить защиту внутреннего и внешнего рынков продовольствия от недобросовестных производителей и поставщиков продукции, в том числе являющихся экспортёрами. Страны-импортёры предъявляют серьёзные требования по качеству и безопасности поставляемой продукции, таким образом, в случае выявления нарушений, может пострадать репутация Российской Федерации, как поставщика качественной продукции.
 Незаконный оборот фальсифицированной и недоброкачественной пищевой продукции является острейшей проблемой, затрагивающей интересы всего общества и препятствующей развитию агропромышленного комплекса. При этом создаются благоприятные условия для недобросовестной конкуренции, что приводит к падению инвестиционной привлекательности отрасли АПК, развиваются стагнация, снижается качество продукции, уменьшается экспортный потенциал отечественных производителей.
В целях совершенствования государственного управления в этой сфере и проведения более системной политики по защите внутреннего рынка Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 года № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» образована Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее – Государственная комиссия), аналогичные комиссии созданы во всех субъектах Российской Федерации.
Проводимый Государственной комиссией анализ выявил, что наиболее эффективными мерами борьбы с оборотом фальсифицированной продукции являются совершенствование механизмов выявления и привлечения к ответственности виновных лиц, внедрение в приоритетном порядке именно системных мер по снижению объемов незаконного оборота промышленной продукции, в частности маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Однако значительного сокращения объемов незаконного оборота фальсифицированной пищевой продукции в настоящее время не происходит, а по ряду направлений отмечается его рост.
Необходимо осуществление комплекса мер, направленных на выявление фактов реализации продовольственных товаров с признаками фальсификации, включая совершенствование законодательства, в том числе о защите прав потребителей.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

 1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 332053–7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

 2. Правительству Российской Федерации:
ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
«О поддержке экспорта»;
 «О внесении изменений в Федеральный закон „О качестве и безопасности пищевых продуктов“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной продукции»;
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (в части установления порядка прекращения и приостановления действия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и внесения изменений в единый реестр сертификатов соответствия и единый реестр деклараций о соответствии);
«О внесении изменений в главу 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса», подготовленного во исполнении поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 19 октября 2015 года;
рассмотреть возможность внесения изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации направленных на поддержку экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, в том числе в части применения дифференцированной ставки НДС при экспорте;
рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон «О сельском хозяйстве» в части введения понятия «экспортное объединения» в целях повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров на внешних рынках;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации по установлению порядка принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядка проведения контрольной закупки, предусмотренного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
проработать вопрос принятия дополнительных мер, направленных на совершенствование инфраструктуры для производителей сельскохозяйственной продукции, создания условий для развития системы оптовых логистических комплексов, экспортно-ориентированных оптово-распределительных центров, оптимизации условий переработки, хранения и перевозки сельскохозяйственной и пищевой продукции;
рассмотреть возможность доработки Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года в целях соответствия ее показателей потенциалу увеличения экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции;
принять дополнительные меры по увеличению мощностей по перевалке и перевозке сельскохозяйственной и пищевой продукции, в том числе в портах Азово-Причерноморского бассейна, Балтики, Дальнего Востока;
рассмотреть возможность сокращения стоимости тарифов или субсидирования расходов на перевозку всеми видами транспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции;
разработать меры, направленные на решение логистических проблем, в том числе устранение дефицита зерновозов, повышение пропускной способности железной дороги за счет маршрутизации поездов и исключения простоев вагонов, вызванных задержками выгрузки зерна на морских терминалах;
продолжить работу по совершенствованию механизмов и инструментов государственной поддержки в целях повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции в условиях насыщения внутреннего рынка и необходимости развития экспорта, обеспечения доходности и рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
разработать критерии эффективности мер государственной поддержки экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции;
в рамках комплексных торговых переговоров Российской Федерации с зарубежными странами-партнерами проводить работу по снижению ввозных таможенных пошлин, тарифов, устранению торговых барьеров в целях создания наиболее благоприятных условий для экспорта масложировой продукции, мяса и субпродуктов птицы, свинины, говядины, продукции их переработки и других видов сельскохозяйственной и пищевой продукции;
разработать механизм правовой защиты на внутреннем и внешних рынках отечественной пищевой продукции защищенных наименований по месту происхождения;
при подготовке проекта федерального закона „ О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов“ рассмотреть возможность выделения дополнительных ассигнований на цели реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, в том числе на цели увеличения объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции и развития их экспорта;рассмотреть возможность увеличения объема компенсации стоимости перевозки продукции АПК;
рассмотреть возможность в рамках планирования расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период выделение соответствующего объема бюджетных средств на цели финансирования мероприятия «Докапитализация АО «Россельхозбанк» с целью поддержания темпов роста кредитования АПК и удовлетворения спроса сельхозтоваропроизводителей в доступных банковских продуктах и услугах, в том числе по обслуживанию экспорта продукции АПК;
рассмотреть возможность разработки комплекса мер, направленных на совершенствование системы контроля качества и безопасности пищевой продукции, создание системы прослеживаемости сырья и пищевой продукции, в том числе в целях выявления и пресечения фактов ее фальсификации;
проработать возможность организации процедуры подтверждения происхождения продукции аквакультуры, поставляемой на экспорт;
продолжить работу по созданию единой системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации, обеспечив в краткосрочной перспективе возможность введения обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в отраслях с высокой долей оборота фальсифицированной пищевой продукции;
обеспечить электронный обмен данными в сфере противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции, а также совершенствование статистического учета в этой сфере;
разработать меры, направленные на повышение эффективности контрольно-надзорных функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части выявления и пресечения оборота фальсифицированной пищевой продукции;
ускорить реализацию мероприятий, необходимых для создания, обеспечения функционирования и развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, в том числе в части технического регулирования, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;
рассмотреть вопрос о возможности направления в Евразийскую экономическую комиссию проектов правовых актов, предусматривающих внесение в технические регламенты Евразийского экономического союза изменений, направленных на установление дополнительных требований к показателям качества пищевой продукции, а также к маркировке пищевой продукции и на обеспечение предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устранения условий, способствующих производству и распространению фальсифицированной пищевой продукции;
рассмотреть возможность наделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля за пищевой продукцией животного происхождения, в целях выявления фальсифицированной пищевой продукции.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
подготовить предложения по перспективам развития отраслей сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом на 10–20 летний период, в том числе предусматривающие меры тарифного регулирования и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции;
обеспечить прогнозирование экспортных поставок отдельных видов сельскохозяйственной и пищевой продукции с учетом приоритетного обеспечения внутреннего рынка такой продукции как по ее количеству, так и по качеству;
продолжить работу по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе производства органической пищевой продукции и переработки рыбы, обеспечению роста производства продукции с высокой добавленной стоимостью в целях увеличения ее экспортного потенциала, а также проработать вопрос по развитию экспорта продукции органического производства;
проработать вопрос возможности субсидирования части затрат на производство экспортно-ориентированной продукции агропромышленного комплекса, в том числе предоставления государственной поддержки на создание, производство, транспортировку и сертификацию новых ее видов;
рассмотреть возможность максимального распространения мер государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса на рыбоперерабатывающие предприятия, в том числе проработать вопрос о предоставлении рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим предприятиям льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов по аналогии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»;
продолжить работу по развитию инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка;
принять меры по обеспечению эпизоотического благополучия территорий производства продукции животного происхождения в целях расширения возможности ее экспорта;
обеспечить совершенствование механизмов реализации приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» в целях наращивания объемов экспортных поставок;
разработать меры по созданию на внутреннем и внешнем рынках положительного имиджа отечественной сельскохозяйственной продукции, как продукции высокого качества;
проработать вопрос повышения эффективности координации действий работников Минсельхоза России и атташе по сельскому хозяйству в зарубежных странах с экспортерами, в целях оперативного устранения барьеров, продвижения продукции на внешние рынки, в том числе через формирование международной повестки переговоров;
рассмотреть возможность организации информирования экспортеров продукции агропромышленного комплекса о необходимости включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности товарных знаков, в целях обеспечения их защиты при экспорте из Российской Федерации;
обеспечить информирование соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции об имеющихся возможностях АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк» по консультированию в части организации экспортных поставок и продвижению продукции на внешние рынки.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом в целях увеличения экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции;
рассмотреть возможность включения отдельных видов пищевой продукции высокого передела в перечень высокотехнологичной продукции, установленный приказом Минпромторга России от 23 июня 2017 года № 1993 «Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации Российской экономики и перечня высокотехнологичной продукции» в целях поддержки ее экспорта;
проработать вопрос возможности проведения в рамках деятельности, осуществляемой АНО «Роскачество», исследований черной икры, реализуемой в розничной торговой сети, на предмет ее безопасности и качества, а также фальсификации.

5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
подготовить рекомендации для высших образовательных учреждений, подготавливающих кадры по экономическим и внешнеторговым специальностям, по разработке специальных учебных программ подготовки специалистов по работе с экспортерами продовольствия и по продвижению сельскохозяйственной и пищевой продукции на внешние рынки;
проработать вопрос разработки отраслевыми научным организациями критериев фальсификации сельскохозяйственной и пищевой продукции и методов их выявления.

6. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
ускорить разработку нормативных правовых актов и нормативных документов, предусмотренных планом мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р, в том числе:
проекта федерального закона, направленного на закрепление принципа ответственности изготовителя (исполнителя, продавца и лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям качества, в зависимости от степени его вины;
ведомственных актов в части установления идентификационных критериев (маркеров) пищевой продукции для целей выявления фальсификации, аналитических методов выявления фальсификации пищевой продукции;
проработать вопрос учета интересов экспортеров отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции при организации взаимодействия с Комиссией «Кодекс Алиментариус» по вопросам внедрения международных стандартов на отдельные виды продукции, вопросам маркировки продукции, пищевой гигиены, пищевых добавок и процедур исследования безопасности пищевых продуктов;
рассмотреть возможность ускорения разработки эффективных методов и методик испытаний пищевых продуктов в целях выявления фальсифицированной продукции.

7. Федеральной службе по аккредитации:
проработать вопрос создания достаточного количества опорных лабораторий, рационально распределенных по территории Российской Федерации, имеющих необходимые ресурсы по подтверждению соответствия продукции для экспортных рынков.

8. Федеральной антимонопольной службе:
 совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, отраслевыми союзами и ассоциациями проработать вопрос о возможности применения практики формирования экспортных объединений (кооперативов) для обеспечения экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также подготовить предложения по механизмам увеличения экспорта продукции отечественного агропромышленного комплекса в условиях избыточного объема ее внутренних ресурсов и неблагоприятной конъюнктуре на внешних рынках.

9. Федеральному агентству по техническому регулированию и стандартизации
при разработке планов стандартизации учесть необходимость ускорения разработки методов выявления фальсификации пищевой продукции.

10. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
разработать и принять региональные программы по стимулированию экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции;
уделять особое внимание подготовке и реализации мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе профилактике таких нарушений путем работе с бизнес-сообществом и потребителями, координации деятельности контрольно-надзорных органов, развитию различных форм общественного контроля и освещению результатов такого контроля в средствах массовой информации.