«Круглые столы»

«О ходе подготовки национального проекта по направлению „Жилье и городская среда“

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 184 от 22 ноября 2018 года)

Участники «круглого стола», проведенного 24 сентября 2018 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием членов Совета Федерации, представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, единого института развития в жилищной сфере – акционерного общества «ДОМ.РФ», представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и экспертных организаций, представителей профессионального сообщества строителей, обсудив ход подготовки Национального проекта по направлению «Жилье и городская среда», отмечают следующее.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ № 204) Правительством Российской Федерации подготовлен Национальный проект «Жильё и городская среда» (далее — Национальный проект).

Цели, задачи и целевые показатели Национального проекта основываются на задачах и целевых показателях, изложенных в Указе № 204, и предусматривают, в частности, обеспечение в 2024 году следующих показателей:

уменьшение величины ипотечной ставки до уровня ниже 8%;

увеличение объёмов жилищного строительства — до 120 млн. кв. м. в год;

кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;

создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%;

обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Период реализации Национального проекта устанавливается с 1 октября 2018 года по 31 декабря 2024 года.

Национальный проект включает в себя четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жильё», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Федеральным проектом «Ипотека» предполагается расширить возможности граждан для приобретения жилья с использованием ипотечного кредитования, усовершенствовать механизмы финансирования жилищного строительства, обеспечивающие защиту прав граждан и снижение рисков для них, сформировать ликвидный рынок ипотечных ценных бумаг.

Проект предусматривает такие мероприятия, как разработка банковского продукта проектного финансирования с использованием счетов эскроу, внедрение рекомендательного стандарта ипотечного кредитования, устанавливающего единые принципы для кредитных организаций, подготовка предложений в части обслуживания заемщика в электронном формате, мероприятия, направленные на развитие рынка ипотечных ценных бумаг, ряд других мероприятий.

Федеральный проект «Жильё» направлен на увеличение объёма строительства жилья, увеличение количества ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья, повышение качества индустриального жилищного строительства, модернизацию строительной отрасли, повышение эффективности вовлечения земельных участков в жилищное строительство и снижение административной нагрузки на застройщиков.

Проектом предусматривается поддержка за счет средств федерального бюджета мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, мероприятий по повышению качества индустриального жилищного строительства и модернизации строительной отрасли, снижению административной нагрузки на застройщиков, обеспечению эффективного использования земель в целях массового строительства.

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» имеет целью создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексное развитие городов и других населенных пунктов.

Проектом предусматривается утверждение методики формирования индекса качества городской среды, внесение изменений в правила распределения субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в части уточнения механизмов финансирования и учета при распределении субсидий индекса качества городской среды, формирование и опубликование индекса качества городской среды, реализация отдельных мероприятий по восстановлению и развитию исторических территорий городов Российской Федерации и ряд других мероприятий.

В рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» планируется создать постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда.

Проектом предполагается принятие федерального закона, устанавливающего новые механизмы расселения непригодного для проживания жилищного фонда, определение порядка оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на расселение непригодного для проживания жилищного фонда и ряд других мероприятий.

Согласно положениям Национального проекта объём его финансирования на 2019–2024 годы составит 1,1 трлн рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 891 млрд рублей или 82,7%.

Обсудив представленный Национальный проект, участники «круглого стола» отмечают исключительную важность его реализации для социально-экономического развития Российской Федерации.

Участники «круглого стола» поддерживают представленный Национальный проект «Жилье и городская среда» и в целях его успешной реализации считают целесообразным рекомендовать:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

в приоритетном порядке рассматривать проекты федеральных законов, направленные на решение задач и достижение показателей, содержащихся в Национальном проекте;

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 503785–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)»;

осуществлять мониторинг реализации положений Федерального закона от 1 июля 2018 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий переход от долевого к проектному финансированию строительства жилья.

2. Правительству Российской Федерации:

ускорить разработку и внесение на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на создание постоянно действующих механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

рассмотреть возможность включения субъектов Российской Федерации в число ответственных исполнителей во все федеральные проекты, входящие в состав Национального проекта;

в целях успешной реализации Национального проекта рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:

— возможность направления субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета на финансирование мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, на технологическое присоединение к объектам инженерно-технического обеспечения в рамках реализации проектов жилищного строительства;

— совершенствование механизмов защиты заемщиков по ипотечным кредитам, оказавшихся в сложной финансовой ситуации;

— запрет выдачи, уступки ипотечных жилищных кредитов (займов) небанковским (нерегулируемым) финансовым организациям;

— совершенствование законодательного регулирования института развития застроенных территорий, способствующего более широкому применению данного института в целях реализации крупных проектов строительства жилья;

— оптимизацию процедур, связанных с заключением договоров подключения (технологического присоединения) построенных объектов капитального строительства в рамках реализации проектов строительства жилья к сетям инженерно-технического обеспечения;

рассмотреть вопрос о целесообразности выработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение квалификации специалистов в области строительства, архитектуры, городского хозяйства и увеличение количества специалистов указанного профиля;

рассмотреть вопрос о целесообразности выработки и реализации механизмов привлечения частных инвестиций в проекты по расселению аварийного жилья;

рассмотреть вопрос о целесообразности выработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение международной конкурентоспособности российских городов, в том числе по их вхождению в мировые рейтинги качества жизни и (или) улучшению позиции в этих рейтингах.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при дальнейшей работе над проектами паспортов федеральных проектов в составе Национального проекта:

— рассмотреть вопрос о включении в проект паспорта федерального проекта «Жильё» целевых показателей внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, в том числе жилищном;

— рассмотреть вопрос о включении в проект паспорта федерального проекта «Жильё» целевых показателей актуализации стандартов продукции промышленности строительных материалов;

— рассмотреть вопрос о дополнении проекта паспорта федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» дополнительным показателем «удовлетворенность граждан состоянием городской среды»;

— рассмотреть вопрос о детализации в проекте паспорта федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» мероприятий по восстановлению и развитию исторических территорий городов Российской Федерации с уточнением термина «историческая территория города».

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

принять меры по повышению информированности органов местного самоуправления, граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о Национальном проекте «Жилье и городская среда»;

рассмотреть вопрос о целесообразности разработки постоянно действующей программы повышения мотивации и поощрения граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды;

— обеспечить согласование документов территориального планирования с региональными (муниципальными) программами развития жилищного строительства, а также инвестиционными программами субъектов естественных монополий.