Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

Аналитическое исследование «Развитие нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации»

Введение

Международное сообщество признало коррупцию в качестве деструктивного феномена, создающего существенную угрозу национальной безопасности отдельных государств и всего мира. Так, согласно Конвенции ООН против коррупции «незаконное приобретение личного состояния может нанести серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку»1. По оценке МБРР2, примерно 40% предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских – 30%, а странах СНГ – 60%. Ежегодно в мире в качестве взяток передается около триллиона долларов. Согласно среднемировым показателям потери в сфере государственных закупок составляют ориентировочно 30% всех бюджетных затрат3.

Для России потери от коррупции не менее значительны. В 2016 году зарегистрировано 32,9 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 1,4% больше, чем в 2015 году (32,5 тыс. преступлений). Сумма причиненного ими ущерба составила более 78 млрд. рублей4.

Негативное воздействие коррупции на экономику и финансовую сферу происходит по ряду направлений: создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, искажаются механизмы конкуренции, снижается инвестиционная привлекательность, необоснованно повышаются цены, происходит несправедливое распределение и расходование государственных средств и ресурсов.

На проблему взяточничества ежегодно обращает свое внимание Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка. По его словам, «значимые усилия в прошлом году были направлены на борьбу со взяточничеством, представляющим собой ядро коррупции. В результате в отчетный период выявлено 14 548 фактов взяточничества, что на 4,4% больше показателя предыдущего года (13 938)»5.

В 2016 году только подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России выявлено 489 преступлений, связанных с госзаказом, в том числе 157 деяний коррупционной направленности. Уголовные дела о 234 преступлениях направлены в суд, к уголовной ответственности привлечены 123 лица.

Настоящее аналитическое исследование посвящено вопросам нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Подготовка данного исследования предусмотрена Планом мероприятий Совета Федерации по противодействию коррупции на 2016–2017 годы в рамках Совета законодателей Российской Федерации. По запросу Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации были получены материалы, включающие характеристику нормативной правовой базы и практики ее реализации, проблемы реализации федерального законодательства в области противодействия коррупции и предложения по его совершенствованию.

Информацию в Совет Федерации направили 75 регионов. 19 субъектов Российской Федерации в своих материалах не представили информацию о проблемах, затрудняющих эффективное противодействие коррупции, 11 – не представили предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства6.

Аналитическое исследование состоит из двух разделов и двух приложений.

Первый раздел посвящен нормативно-правовому обеспечению противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.

Во втором разделе рассматриваются проблемы в сфере реализации федерального антикоррупционного законодательства на региональном уровне, а также сформулированы системные предложения по дальнейшему развитию нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции. Представлены результаты анализа коррупциогенных факторов законодательства о контрактной системе и выработанные на их основе меры по его совершенствованию.

В приложениях содержится структурированная информация субъектов Российской Федерации по проблемам правового и организационного характера, затрудняющим эффективное противодействие коррупции на региональном уровне, а также их предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства7.

В подготовке материалов для данного исследования также приняли участие Правовое управление, секретариаты заместителей Председателя Совета Федерации, аппараты комитетов палаты.

__________________________________

1Конвенция ООН против коррупции, официальный сайт Организации Объединенных наций http://www.un.org/ru/.

2 Международный банк реконструкции и развития (МБРР; International Bank for Reconstruction and Development).

3 По данным специалистов Гарвардского университета США. / Кравченко А.И. Социология девиантности.

4 Доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации в 2016 году.

5 Там же.

6 В частности, республики Бурятия, Ингушетия, Саха (Якутия); Кировская, Новгородская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ и г. Москва не представили информацию о проблемах и предложениях в сфере противодействия коррупции.

7 В период подготовки аналитического исследования были внесены изменения в антикоррупционное законодательство Российской Федерации, и ряд проблем, обозначенных в исследовании, был решен.