Документы

Постановление

О мерах Правительства Российской Федерации по реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова о мерах Правительства Российской Федерации по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Приоритеты, намеченные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, и задачи, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», легли в основу национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа).

В состав Программы входят шесть федеральных проектов, в которых комплексно взаимоувязаны задачи в сферах нормативного регулирования цифровой среды, создания информационной инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности, обеспечения кадровыми ресурсами цифровой экономики, поддержки цифровых технологий на основе отечественных разработок, а также цифрового государственного управления. Определены цели, задачи и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации. Ключевые параметры Программы утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрен общий объем финансирования Программы в размере 409,6 млрд рублей, в том числе в 2019 году – 108 млрд рублей. Основными источниками финансирования развития цифровой экономики являются внебюджетные средства и частные инвестиции.

Эффективная реализация Программы будет способствовать обеспечению качественного и устойчивого экономического роста Российской Федерации, в том числе ускоренного перехода экономики на новый технологический уклад, созданию новых индустрий и рынков, развитию трудовых ресурсов, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.

В настоящее время осуществление Программы связано с разработкой законодательных актов, направленных на снятие административных барьеров развития цифровой экономики, созданием системы правового регулирования для реализации проектов по цифровизации экономики и социальной сферы. Одновременно разрабатываются проекты нормативных правовых актов, направленных на формирование новой эффективной системы управления изменениями в сфере цифровой экономики. По мере решения первоочередных задач и общесистемных вопросов формирования единой цифровой среды доверия перечень мероприятий будет расширяться, в том числе применительно к другим отраслям федерального законодательства.

Важными задачами цифровизации экономики Российской Федерации являются формирование согласованной политики в этой сфере и гармонизация ее нормативно-правового регулирования на пространстве Евразийского экономического союза.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что цифровизация национальной экономики обладает большим потенциалом для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Для достижения определенных Программой задач в субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные программы развития цифровой экономики с учетом их экономической специализации, конкурентных преимуществ, территориального размещения наукоемких производств и перспективных центров экономического роста субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации эффективно взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организационного и финансового обеспечения федеральных проектов и региональных программ развития цифровой экономики.

Совместно с субъектами Российской Федерации осуществляются мероприятия по устранению цифрового неравенства регионов путем создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех территорий Российской Федерации. Продолжается формирование единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения, а также создание современной и безопасной цифровой образовательной среды.

В то же время Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает отставание в создании системы правового регулирования для реализации проектов по цифровизации экономики и социальной сферы.

В целях конструктивного взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по законодательному обеспечению реализации Программы создан Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации).

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова о мерах Правительства Российской Федерации по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов:

№ 419059–7 «О цифровых финансовых активах»;

№ 419090–7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»;

№ 514780–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и иные законодательные акты Российской Федерации»;

№ 605945–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить не позднее 30 декабря 2018 года рассмотрение и утверждение Программы, направленной

на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий

в экономике и социальной сфере, во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 

2017–2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203;

2) обеспечить взаимоувязанность Программы и национального проекта «Здравоохранение», федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в части синхронизации подключения социально значимых объектов инфраструктуры к широкополосному доступу информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формирования инфраструктуры и сервисов для граждан до 1 января 2021 года;

3) создать центр компетенций цифровой трансформации здравоохранения для обеспечения методической поддержки и координации реализации мероприятий по внедрению информационных технологий в сферу здравоохранения;

4) уточнить необходимый объем финансирования и разработать механизмы участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации мероприятий Программы для достижения ее целей и целевых показателей, в том числе в сфере цифровизации городского хозяйства, до 1 октября 2019 года;

5) разработать формы поддержки региональных проектов цифрового развития, обеспечивающих распространение лучших практик и механизмов их реализации, предусмотрев создание и ведение информационного банка оптимальных российских решений цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации;

6) определить технологические приоритеты по направлениям «сквозных» цифровых технологий в каждом субъекте Российской Федерации;

7) проработать вопрос развития информационной телекоммуникационной инфраструктуры связи в Арктической зоне Российской Федерации преимущественно на основе отечественных технологий и разработок;

8) рассмотреть вопрос обеспечения стабильной спутниковой связи по доступным тарифам в арктических и северных территориях Дальневосточного федерального округа;

9) разработать план применения отечественного электронного и телекоммуникационного оборудования при создании сетей связи в рамках Программы;

10) предложить комплекс мер по стимулированию закупки (использования) электронного и телекоммуникационного оборудования отечественного производства, включающих в том числе инструменты таможенно-тарифного регулирования;

11) обеспечить разработку пилотного проекта по созданию системы цифровых сервисов на базе электронного и телекоммуникационного оборудования преимущественно отечественного производства в одном из субъектов Российской Федерации;

12) рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований субъектам Российской Федерации на софинансирование мер финансовой поддержки в целях реализации Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» исходя из обоснований, представленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

13) рассмотреть предложение Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации о применении рейтинга цифрового развития субъектов Российской Федерации и на его основе разработать комплекс мер по применению указанного рейтинга;

14) предоставить членам Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации доступ к ресурсам создаваемой электронной системы информационного взаимодействия участников Программы;

15) предложить автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» включить в состав рабочих групп по федеральным проектам Программы членов Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации;

16) разработать нормативные правовые акты, направленные на расширение перечня данных, хранение которых обязательно на территории Российской Федерации;

17) подготовить предложения по внесению изменений

в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:

освобождения организаций, являющихся производителями телекоммуникационного оборудования, которому в установленном порядке присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, от уплаты налога на добавленную стоимость;

включения организаций, являющихся производителями телекоммуникационного оборудования, которому в установленном порядке присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, в число плательщиков, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов

в государственные внебюджетные фонды;

18) рассмотреть вопрос о возможности предоставления льгот по уплате налога на прибыль организаций и установления пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа с учетом расчетов, приведенных

в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона № 388996–7 «О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

19) ускорить подготовку официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона

№ 605945–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»;

20) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение удаленного доступа

к документам электронного архива;

21) рассмотреть возможность подготовки проектов федеральных законов, направленных на создание

и функционирование государственной электронной почтовой системы, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти, организаций и населения;

22) рассмотреть возможность информирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

о результатах выполнения Программы.

4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1) расширить практику применения механизма «регулятивных песочниц» на территориях субъектов Российской Федерации для технологического и организационного тестирования цифровых технологий и платформенных решений;

2) проработать вопрос о возможности формирования универсального перечня государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых в электронном виде.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации завершить распределение целевых показателей федеральных проектов Программы по каждому субъекту Российской Федерации, учитывая текущее состояние информационной инфраструктуры и социально-экономические показатели.

6. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации обеспечить подключение информационных систем в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации к единой государственной информационной системе здравоохранения в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура

в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».

7. Поручить Счетной палате Российской Федерации проводить ежегодно контрольное мероприятие в части целевого

и эффективного использования средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) привести стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Программой, обеспечив согласование по составу и значениям целевых показателей;

2) обеспечить разработку и (или) корректировку нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий по подключению социально значимых объектов инфраструктуры к сетям связи на объектах региональной и муниципальной собственности;

3) обеспечить реализацию региональных планов мероприятий (»дорожных карт») в части развития единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в том числе по внедрению информационных систем и технологий в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также по подключению их к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации и единой государственной информационной системе здравоохранения;

4) продолжить реализацию мероприятий по внедрению телемедицинских технологий в клиническую практику, в том числе с использованием в дальнейшем федеральной телемедицинской системы Министерства здравоохранения Российской Федерации;

5) подготовить обоснования для выделения бюджетных ассигнований на софинансирование мер финансовой поддержки в целях реализации Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и направить их в Правительство Российской Федерации;

6) обеспечить своевременную разработку, утверждение

и реализацию проектов «Умный город»;

7) обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, участвующих в реализации Программы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, по программам обучения ключевым компетенциям цифровой экономики, в том числе обеспечить участие в программах подготовки управленческих кадров для цифровизации экономики и социальной сферы;

8) обеспечить создание центров обучения компетенциям цифровой экономики в субъектах Российской Федерации, в том числе для реализации государственной системы стимулирующих выплат (индивидуальных цифровых ваучеров от государства)

на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики.

9. Поручить Совету по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) проводить мониторинг реализации мероприятий по цифровизации здравоохранения и образования в субъектах Российской Федерации;

2) рассмотреть вопрос о ходе законодательного обеспечения развития цифровой экономики с учетом запланированных Правительством Российской Федерации сроков подготовки и внесения соответствующих проектов федеральных законов;

3) изучить опыт работы государств – членов Евразийского экономического союза по совершенствованию национальных законодательств в сфере цифровой экономики, а также опыт Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств по гармонизации национальных законодательств в указанной сфере.

10. Комитетам Совета Федерации обеспечивать приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов

в целях создания единой взаимоувязанной системы законодательного обеспечения развития цифровой экономики Российской Федерации.

11. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

1) обеспечить в январе 2019 года проведение открытого диалога с Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам цифровизации экономики и социальной сферы;

2) подготовить и провести парламентские слушания о совершенствовании федерального законодательства в части создания единой взаимоувязанной системы правового обеспечения развития цифровой экономики Российской Федерации;

3) рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство в части расширения использования простой электронной подписи при подаче заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) с учетом необходимости обеспечения информационной безопасности взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

12. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

13. Комитету Совета Федерации по экономической политике информировать палату в период весенних и осенних сессий 2019 и 2020 годов о ходе реализации настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

21 декабря 2018 года

№ 685-СФ