Документы

Постановление

О мерах Правительства Российской Федерации по развитию нефтегазовой отрасли и сбалансированности цен на топливо

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака о мерах Правительства Российской Федерации по развитию нефтегазовой отрасли и сбалансированности цен на топливо, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Российская экономика интегрирована в мировой рынок энергетических ресурсов и зависит от его состояния. Поэтому для сохранения конкурентного преимущества в мировой экономике, развития национальной экономики, обеспечения и защиты суверенитета, независимости и укрепления безопасности Российской Федерации необходимы структурные преобразования ее топливно-энергетического комплекса в целом и нефтегазовой отрасли в частности.

Переход на новые технический и технологический уровни энергетики в рамках меняющегося технологического уклада потребует значительных капиталовложений, источником которых должны стать российские и иностранные инвестиции. В свою очередь реформирование отраслей энергетики будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата и даст мощный импульс развитию смежных отраслей экономики и росту валового внутреннего продукта.

Нефтегазовая отрасль как одна из базовых отраслей экономики России не только обеспечивает российских потребителей топливом и формирует значительную часть бюджетных доходов, но и является катализатором развития экономики в целом, одним из значимых источников формирования спроса на высокотехнологичное оборудование для добычи и переработки углеводородного сырья.

Немаловажным фактором стабильного развития экономики Российской Федерации является сбалансированность цен на топливо. Цена на горюче-смазочные материалы влияет на издержки производства, уровень инфляции, затрагивает интересы населения.

Изменение конъюнктуры мирового и российского рынков нефти и нефтепродуктов в 2018 году существенно повлияло на экономическую эффективность нефтегазовой отрасли. Основными факторами этого стали значительный рост мировых цен на нефть, ослабление курса рубля, рост экспортных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, что вызвало увеличение объемов экспорта этих нефтепродуктов, сокращение предложений на внутреннем рынке и, как следствие, необходимость сдерживания роста розничных цен в ущерб рентабельности нефтепереработки.

В целях недопущения резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке Правительство Российской Федерации выступило с законодательной инициативой о снижении на период с 1 июня до 31 декабря 2018 года налоговых ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. С крупнейшими нефтяными компаниями, которые оказывают определяющее влияние на рынок моторного топлива, заключены соглашения о сдерживании розничных цен на автозаправочных станциях и об ограничении мелкооптовых цен на бензин и дизельное топливо. Усовершенствованы правила биржевой торговли в этой сфере, проведены проверки независимых автозаправочных станций в части их рыночного доминирования. Эти меры позволили избежать резкого повышения розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в 2018 году, но не решат проблему роста цен в последующие годы.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака о мерах Правительства Российской Федерации по развитию нефтегазовой отрасли и сбалансированности цен на топливо.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

обеспечить выполнение в срок плана мероприятий (»дорожной карты») по реализации мер по освоению нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти в Российской Федерации;

обеспечить своевременное совершенствование стандартов, норм и правил, регламентирующих деятельность в нефтегазовой отрасли, с учетом развития новых технологий;

предусмотреть дополнительные меры сдерживания роста цен на моторное топливо в пределах уровня инфляции в Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

рассмотреть целесообразность повышения норматива обязательной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на биржевых торгах – не менее 15 процентов производственного бензина и не менее 10 процентов дизельного топлива;

предусмотреть дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на период проведения сезонных полевых работ, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, в связи с ростом цен на топливо;

рассмотреть возможность увеличения объемов субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по развитию газификации в сельской местности;

рассмотреть вопрос о регулируемом ценообразовании в сфере автономной газификации сжиженным природным газом отдельным категориям потребителей (бюджетным учреждениям, торговым, сельскохозяйственным и промышленным предприятиям);

предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям в связи с ростом цен на топливо в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления нефтяным компаниям исключительного права поставки нефтепродуктов на экспорт только при условии осуществления этими компаниями обязательных поставок на внутренний рынок необходимого объема высококачественного топлива в качестве дополнительных мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей;

провести анализ экономической эффективности установленных Налоговым кодексом Российской Федерации повышающих коэффициентов, применяемых при исчислении налоговых вычетов по акцизам на прямогонный бензин при его передаче на переработку в продукцию нефтехимии, в целях смягчения или полного устранения проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

разработать комплекс мер по стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива;

ускорить утверждение плана мероприятий (»дорожной карты») по развитию нефтехимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации:

продолжить мониторинг ситуации, связанной с топливообеспечением объектов в субъектах Российской Федерации, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей;

ускорить разработку мер стимулирования повышения уровня нефтеотдачи пластов, содержащих запасы углеводородного сырья, в том числе посредством применения инновационных методов разработки месторождений, с целью рационального использования запасов природных ресурсов;

рассмотреть вопрос о наращивании инвестиций в нефтехимическую промышленность с целью увеличения объема производства на территории Российской Федерации продукции с высокой долей добавленной стоимости.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации разработать методику оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (модернизации) объектов энергетической инфраструктуры в целях осуществления системной оценки влияния указанных проектов на территориальное развитие Российской Федерации.

5. Рекомендовать Федеральной антимонопольной службе продолжить проведение проверок обоснованности установления цен на автомобильный бензин всех марок нефтяными компаниями и лицами, осуществляющими биржевую торговлю нефтепродуктами.

6. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации ежегодно проводить контрольные мероприятия в части целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на развитие нефтегазовой отрасли.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о ходе реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2020 года.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
13 февраля 2019 года
№ 26-СФ