Документы

Постановление

О среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее – Прогноз) разработан с учетом необходимости достижения национальных целей и выполнения стратегических задач развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ). Он учитывает внутренние и внешние тенденции, параметры прогноза развития мировой экономики, а также меры бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенно-тарифной политики, влияющие на устойчивость сложившегося экономического положения.

Прогноз подготовлен в составе трех вариантов (консервативного, базового и целевого). В основу формирования проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов положен базовый вариант Прогноза, предусматривающий реализацию макроэкономической политики в соответствии с принципами инфляционного таргетирования и в рамках бюджетного правила, сглаживающего влияние динамики цен на нефть на параметры экономики Российской Федерации.

Среднесрочные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации исходят из предпосылки снижения темпов мирового экономического роста и связаны с ожиданием сохранения международных торговых противоречий с последующим замедлением совокупного спроса, а также со снижением деловой активности и ухудшением инвестиционного климата в мировой экономике.

Предполагается, что активная реализация национальных проектов и мер, предусмотренных единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 7 мая 2019 года № 4043п-П13, обеспечит расширение производственного потенциала российской экономики, ее переход на инвестиционно ориентированную модель развития и сбалансированный устойчивый рост.

Прогнозируется ускорение темпа роста валового внутреннего продукта от 1,7 процента в 2020 году до 3,1 процента в 2021 году и 3,2 процента в 2022 году преимущественно за счет увеличения инвестиций в основной капитал, повышения конкурентоспособности российской экономики, реализации внешнеэкономического потенциала. Наряду с этим поступательному движению экономики будут способствовать переход экономики на новый технологический уклад, повышение эффективности функционирования государственного сектора, развитие научно-исследовательской деятельности, а также рост производительности труда, занятости и реальных денежных доходов населения.

В прогнозный период темпы прироста промышленного производства составят ежегодно в среднем 2,8 процента. Точками экономического роста станут строительный сектор, агропромышленный сектор и сектора-экспортеры обрабатывающей промышленности – химический комплекс, пищевая промышленность, машиностроение. При этом темпы роста добывающей промышленности замедлятся.

В качестве ключевых рисков в базовом варианте Прогноза обозначены глобальная рецессия, а также медленная реализация структурных реформ.

Экономика Российской Федерации располагает богатыми сырьевой и энергетической базами, свободными производственными мощностями, квалифицированными трудовыми ресурсами, научными кадрами, наличием передовых технологий в энергетике, космосе, связи, оборонной промышленности, информационными технологиями. Ускорение темпов экономического роста обосновано и возможно на современном этапе при эффективной реализации национальных проектов. В связи с этим следует подчеркнуть недопустимость срыва установленных сроков реализации национальных проектов и важность принятия своевременных мер в случае необходимости.

В то же время Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу постоянно происходит снижение показателей на ближайшие годы при сохранении динамики показателей окончания прогнозного периода. При таком подходе решение ключевых задач неизбежно отодвигается на последние годы прогнозного периода, что повышает риски недостижения целей управления.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о среднесрочных тенденциях и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

2. Рекомендовать комитетам Совета Федерации продолжить осуществлять в соответствии с вопросами своего ведения мониторинг реализации Указа.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

ускорить разработку и утверждение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации исходя из определения горизонта стратегического планирования на период до 2050 года;

утвердить до 1 ноября 2019 года план мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р;

осуществлять своевременное и в полном объеме доведение до субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета на софинансирование региональных проектов;

обратить внимание на необходимость опережающего развития сельских территорий, занимающих около 90 процентов территории Российской Федерации, дополнив соответствующими положениями Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также включив в план мероприятий по ее реализации мероприятия по обеспечению устойчивого развития и инвестиционной привлекательности сельских территорий как имеющих важное экономическое, демографическое, экологическое и культурное значение для устойчивого развития Российской Федерации;

активизировать подготовку программ экономического развития субъектов Российской Федерации;

разработать меры, направленные на оперативное принятие решений на федеральном и региональном уровнях по реализации национальных проектов;

обеспечить бесперебойную работу подсистемы управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», а также продолжить ее совершенствование в части размещения в ней информации

о региональных проектах, мониторинга и контроля реализации указанных документов;

рассмотреть возможность продления до 2030 года срока реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, предусмотрев увеличение объема финансирования ее мероприятий, а также дополнение указанной государственной программы Российской Федерации мероприятиями по комплексному освоению и развитию сельских территорий, улучшению дорожной и коммунальной инфраструктур, жилищных условий сельских жителей, утилизации и переработке отходов производства и потребления, охране окружающей среды в сельской местности;

рассмотреть возможность разработки национального проекта, направленного на повышение реальных доходов населения и сокращение к 2024 году в два раза уровня бедности, на основе обобщения опыта реализации пилотных проектов, осуществляемых в 2019 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации, а также провести актуализацию минимальной потребительской корзины, позволяющей существенно повысить минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии и другие социальные выплаты гражданам и обеспечить рост уровня и качества жизни населения, снизить избыточное экономическое неравенство;

оценить потребность субъектов Российской Федерации в объемах софинансирования из федерального бюджета на реализацию приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры для достижения целевых показателей пространственного развития Российской Федерации и реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р;

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего установление экспериментальных правовых режимов для применения цифровых инноваций или осуществляемой с их использованием деятельности в Российской Федерации;

ускорить формирование нормативной правовой базы с целью активного внедрения цифровых технологий во все сферы народного хозяйства;

рассмотреть возможность снятия ограничения по допуску к участию в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации по созданию и развитию промышленных парков и технопарков, имеющих на своих территориях объекты незавершенного капитального строительства по ранее возникшим обязательствам, в рамках субсидий Министерства экономического развития Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть возможность продления сроков действия федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года № 570, и выделения в полном объеме средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение ее мероприятий;

ускорить комплексную оптимизацию оказания универсальных услуг связи;

рассмотреть возможность увеличения объема финансирования федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № 420, учитывая потребности приобретения учреждениями уголовно-исполнительной системы оборудования для выполнения осужденными работ по обращению с твердыми коммунальными отходами;

принять меры, направленные на снижение объема перекрестного субсидирования в электроэнергетике;

рассмотреть вопрос о возможности распространения действия специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на территориях всех субъектов Российской Федерации;

принять меры по контролю за ростом тарифов на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора;

проработать вопрос о снижении требований к предоставлению льготных кредитов для субъектов малого

и среднего предпринимательства;

рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления права владельцам автомобильных дорог осуществлять работы по строительству, ремонту, обустройству и реконструкции мест, примыкающих к объектам придорожного сервиса, за счет собственных средств;

рассмотреть вопрос о возобновлении ранее действующей программы прямого субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса по договору лизинга оборудования в дополнение к действующим льготным лизинговым программам, реализуемым акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, в части установления возможности получения социальной выплаты на покупку жилья молодым семьям с тремя и более детьми после достижения предельно допустимого возраста при условии их участия в мероприятиях указанной государственной программы Российской Федерации более семи лет;

рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120, с целью установления пороговых значений обеспеченности отечественными семенами по отдельным видам сельскохозяйственных культур;

рассмотреть возможность исключения из проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы учебно-опытных хозяйств, используемых для подготовки квалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса Российской Федерации.

4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предусматривать показатели импортозамещения семян при корректировке или разработке новых подпрограмм в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации ускорить разработку проекта национальной стратегии развития интеллектуальной собственности и представить его на рассмотрение Правительства Российской Федерации не позднее первого квартала 2020 года.

6. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Российской академией наук продолжить работу по совершенствованию научного обеспечения деятельности в сфере стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации.

7. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлять мониторинг применения Рекомендаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах Российской Федерации, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработать механизмы информирования населения в доступной форме о ходе реализации национальных, федеральных и региональных проектов;

принять меры по представлению успешных практик реализации национальных, федеральных и региональных проектов в субъектах Российской Федерации с целью создания межрегионального информационного ресурса;

подготовить и направить в Правительство Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о потребностях в объемах софинансирования из федерального бюджета на реализацию приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры для достижения целевых показателей пространственного развития Российской Федерации в соответствии со стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

9. Поручить Комитету Совета Федерации по экономической политике проработать с участием Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации вопрос о необходимости разработки и реализации федеральных программ развития метрополитенов, городских автобусных перевозок, перевозок городским наземным электрическим транспортом в субъектах Российской Федерации.

10. Предложить Правительству Российской Федерации ежеквартально в период весенней и осенней сессий 2020 года предоставлять Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, и об изменениях параметров Прогноза.

11. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2020 года.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
9 октября 2019 года
№ 442-СФ