Документы

Постановление

О стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации

Заслушав информацию руководителя Федеральной таможенной службы о стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2575-р, стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

В последние годы Федеральная таможенная служба (далее – ФТС России) повысила качество таможенного регулирования и администрирования за счет упрощения и ускорения процессов таможенного оформления и таможенного контроля, что оказало положительное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности.

Достигнуто значительное сокращение предельного времени совершения таможенных операций: при помещении под таможенную процедуру экспорта – с 4 часов в 2012 году до 46 минут в 2019 году, при помещении под таможенную процедуру импорта – с 48 часов в 2012 году до 1 часа 7 минут в 2019 году.

В целях упрощения административных процедур, а также сокращения временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности ФТС России осуществляет мероприятия по развитию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, расширению использования электронных сервисов, в том числе сервиса «Личный кабинет участника ВЭД».

В настоящее время идет процесс создания механизма «единого окна», действующего на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Его основные задачи – упрощение процедур международной торговли и минимизация издержек при совершении экспортных, импортных и транзитных операций.

Таможенные органы Российской Федерации продолжают играть важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета. В 2019 году доходы от уплаты таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, составили 5 729,0 млрд рублей. Несмотря на снижение суммы указанных платежей на 5,5 процента по сравнению с 2018 годом в связи с реализацией «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли, они составляют около одной трети доходов федерального бюджета.

Актуальными вопросами совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации остаются обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, противодействие уклонению от уплаты таможенных платежей и фальсификации подакцизных товаров, борьба с незаконной рубкой лесных насаждений и последующим вывозом незаконно заготовленной древесины.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной таможенной службы о стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов, направленных на совершенствование процедур правового регулирования транзитных международных перевозок грузов, предусматривающих в том числе применение электронных идентификаторов (навигационных пломб) при осуществлении автомобильных и железнодорожных транзитных перевозок и установление административной ответственности за нарушение порядка применения таких устройств:

№ 192177–7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

№ 457178–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации»;

№ 457554–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение правил транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) утвердить Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласованную с целями и задачами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

2) проработать вопрос о необходимости установления уголовной ответственности за ввоз в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации введены специальные экономические меры;

3) продолжить на площадке Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) работу:

по совершенствованию порядка, регламентирующего действия государств – членов ЕАЭС в случае, когда одно из государств – членов ЕАЭС вводит в отношении третьих стран специальные экономические меры в одностороннем порядке;

по созданию правовых основ единого рынка алкогольной и табачной продукции ЕАЭС в целях пресечения незаконного перемещения указанной продукции через таможенную границу ЕАЭС;

4) рассмотреть возможность продвижения на площадке ЕАЭС согласованной позиции российской стороны о проведении комплекса мероприятий по развитию единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС;

5) подготовить предложения по внесению изменений в право ЕАЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании в части создания упрощенного механизма изъятия и уничтожения контрафактных товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли (для личного пользования);

6) инициировать рассмотрение в ЕЭК вопроса о введении запрета на вывоз из государств – членов ЕАЭС российских древесины и лесоматериалов, за исключением помещенных под таможенную процедуру экспорта в Российской Федерации и следующих транзитом через территории государств – членов ЕАЭС;

7) проработать вопросы:

об увязывании предоставления тарифной квоты, предполагающей применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов лесоматериалов, с объемами инвестирования организаций – экспортеров в лесопромышленный комплекс и (или) с долей продукции лесопереработки с высокой добавленной стоимостью в объеме экспорта древесины и лесоматериалов;

об установлении обязательного требования перевозки экспортируемых древесины и лесоматериалов только на открытых платформах (в том числе железнодорожных);

о применении для экспортируемых древесины и лесоматериалов системы идентификации товаров (в том числе с использованием радиочастотных меток);

о гармонизации кодов видов продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

8) обеспечить доработку единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней в части:

создания аналитического контура, обеспечивающего проверку этапов движения (оборота) древесины от момента ее заготовки до момента вывоза с территории Российской Федерации и информирование в автоматическом режиме о наличии остатков древесины по видовому и сортиментному составу;

расширения состава учитываемых сведений и уточнения сроков предоставления информации о маркировке вывозимых с таможенной территории ЕАЭС древесины и лесоматериалов;

9) рассмотреть возможность принятия постановления Правительства Российской Федерации о неприменении временного периодического таможенного декларирования при вывозе древесины и лесоматериалов с территории Российской Федерации;

10) принять до 1 июля 2020 года постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329»;

11) поручить Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральному агентству

по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству обеспечить представление в ФТС России в виде формализованных электронных сообщений документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля (включая лицензии, сертификаты, разрешения и подтверждения), заверенных электронной подписью соответствующего ответственного лица, в режиме времени, близком к реальному;

12) принять действенные меры по строительству (модернизации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с задачами федерального проекта «Логистика международной торговли» национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт»;

13) проработать вопрос о выделении ФТС России дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также на предоставление государственным гражданским служащим таможенных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

4. Рекомендовать ФТС России:

1) обеспечить реализацию стратегических направлений совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации, предусматривающих в том числе:

цифровизацию и автоматизацию деятельности таможенных органов;

развитие сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств;

реализацию международных проектов, направленных на упрощение таможенного администрирования и обеспечение безопасности цепи поставок;

развитие института уполномоченных экономических операторов;

создание нового Главного центра обработки данных ФТС России, реализующего современные информационные технологии, обеспечивающие централизацию приложений, баз данных и применение технологии «облачных вычислений»;

создание условий для безостановочного движения транспортных средств при перемещении товаров низкого уровня риска через пункты пропуска путем формирования модели интеллектуального пункта пропуска для использования ее элементов при строительстве и модернизации пунктов пропуска;

внедрение технологии автоматической оценки уровня риска товарной партии в режиме реального времени;

перевод должностных лиц таможенных органов, осуществляющих в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в составе мобильных групп таможенный и иные возложенные на таможенные органы виды контроля, из категории «федеральные государственные гражданские служащие» в категорию «сотрудники»;

2) усилить контроль за достоверностью декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, и за деятельностью подчиненных таможенных органов;

3) продолжить работу:

по развитию института мобильных групп таможенных органов;

по совершенствованию информационного обмена с государствами – торговыми партнерами Российской Федерации, в том числе путем заключения между ФТС России и уполномоченными органами указанных государств международных договоров об обмене статистическими данными и проведения консультативных встреч в целях сопоставления данных и выявления причин расхождений.

5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

1) организовать в период осенней сессии 2020 года обсуждение с профильными комитетами Совета Федерации, а также с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопросов таможенно-тарифной политики в целях определения эффективности применения действующих ставок таможенных пошлин для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

2) подготовить совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике предложения по разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ в части указания федерального бюджета в качестве источника финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой пенсионерам таможенных органов, членам семей сотрудников и пенсионеров таможенных органов в медицинских учреждениях ФТС России;

3) проинформировать палату до конца 2020 года о ходе реализации настоящего постановления.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
12 февраля 2020 года
№ 45-СФ