Документы

Постановление

О приоритетных направлениях социально-экономического развития Дальнего Востока

Заслушав информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о приоритетных направлениях социально-экономического развития Дальнего Востока, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, субъекты Российской Федерации, расположенные на Дальнем Востоке, отнесены к геостратегическим территориям, имеющим особое значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации.

С 2013 года реализуются меры по ускорению социально-экономического развития Дальнего Востока, целью которых является формирование глобально конкурентоспособных условий для инвестирования и осуществления предпринимательской деятельности и, как следствие, привлечения частных инвестиций, а также создания новых рабочих мест и социальной инфраструктуры, обеспечивающих комфортную среду для проживания людей.

Для достижения указанной цели предусмотрены такие механизмы, как создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития, режим свободного порта Владивосток, государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО), субсидирование в ДФО процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам (займам), снижение тарифов на электрическую энергию для промышленных потребителей ДФО, приоритизация мероприятий государственных программ Российской Федерации и программ компаний с государственным участием в интересах развития Дальнего Востока, проведение Восточного экономического форума и другие.

При этом созданы специальные институты развития Дальнего Востока, способствующие формированию благоприятных условий для эффективной работы частных инвесторов в этом макрорегионе.

Первыми результатами применения новой модели развития Дальнего Востока стали наметившиеся с 2014 года следующие основные позитивные тенденции в экономике и инвестиционном климате этого макрорегиона:

в 2014–2018 годах промышленное производство выросло на 22,9 процента (в России в целом – на 8,3 процента);

в 2017–2018 годах рост инвестиций в основной капитал составил 13,7 процента (в России в целом – 9,3 процента), их доля в валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, – 30 процентов;

в 2014–2018 годах в инвестиционные проекты, реализуемые на территории Дальневосточного макрорегиона, было привлечено 33 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, или 33 процента от прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику Российской Федерации;

начата реализация более 2,1 тысячи новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций свыше 4 трлн рублей и созданием более 150 тысяч новых рабочих мест;

в рамках новых механизмов развития Дальнего Востока введено более 280 новых предприятий, на реализацию инвестиционных проектов направлено свыше 780 млрд рублей.

В 2018 году запущен механизм социального развития центров экономического роста, в рамках которого на Дальнем Востоке строится и модернизируется более 700 общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, больниц, домов культуры, спортивных комплексов и объектов коммунального хозяйства.

С 2019 года реализуются направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке меры, предусматривающие:

единовременную выплату при рождении первого ребенка в размере, равном двукратной величине прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации;

предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка, размер которого составляет 30 процентов от размера материнского (семейного) капитала, установленного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации.

Вместе с тем существует ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Дальнего Востока.

Прежде всего это продолжающийся миграционный отток населения из этого макрорегиона. За 28 лет численность населения Дальнего Востока сократилась в 1,3 раза – с 10,5 млн человек в 1991 году до 8,1 млн человек в 2019 году.

Кроме того, существенным препятствием для развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций в Дальневосточном макрорегионе являются высокие тарифы на энергетические ресурсы и услуги компаний инфраструктурного сектора. На Дальнем Востоке зафиксированы самые высокие в стране цены на топливо, которое используется как в энергетике, так и на транспорте.

Актуальной остается проблема высокой стоимости воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть Российской Федерации и в обратном направлении, а также в границах Дальневосточного макрорегиона. Для ее решения предусмотрено субсидирование организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению. Однако средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование воздушных перевозок пассажиров, недостаточно для обеспечения существующих потребностей.

На Дальнем Востоке сосредоточены крупнейшие в Азиатско-Тихоокеанском регионе запасы природных ресурсов, в том числе 51 процент лесов и 33 процента водных биологических ресурсов. При этом богатейший природный потенциал Дальнего Востока в настоящее время используется малоэффективно. В структуре экспорта продукции лесного и рыбного хозяйства, произведенной на Дальнем Востоке, доля продукции глубокой переработки остается низкой.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о приоритетных направлениях социально-экономического развития Дальнего Востока.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить подготовку проекта указа Президента Российской Федерации «О мерах по ускорению социально-экономического развития Дальнего Востока» и проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года»;

2) завершить разработку документов стратегического планирования в отношении ДФО, исходя из необходимости достижения на его территории целей и целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3) проработать вопрос о создании и внедрении на Дальнем Востоке в порядке эксперимента системы управления лесным комплексом, предусматривающей подготовку и актуализацию материалов лесоустройства на базе информации, содержащейся в единой электронной картографической основе, и данных дистанционного зондирования Земли, дистанционный мониторинг лесных пожаров и незаконной вырубки лесных насаждений, подачу заявления в электронном виде о предоставлении лесного участка в аренду, проведение электронных аукционов на право аренды лесных участков, реализацию продукции из древесины через электронную биржу;

4) проработать вопрос о создании условий для стимулирования производства продукции глубокой переработки древесины, включая возможность строительства предприятий целлюлозно-бумажной промышленности на Дальнем Востоке;

5) продолжить работу по формированию в национальных и федеральных проектах (программах) мероприятий и (или) разделов, обеспечивающих достижение значений показателей социально-экономического развития выше среднероссийского уровня по каждому субъекту Российской Федерации, входящему в состав ДФО, с учетом необходимого объема финансирования указанных разделов из федерального бюджета и обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО;

6) обеспечить при возможной корректировке федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов выделение дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении;

7) предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов выделение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, на обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению и расширение их маршрутной сети;

8) рассмотреть вопрос о применении механизма «отрицательного» акциза в целях стимулирования переработки этана и сжиженных углеводородных газов на территории Российской Федерации;

9) рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на отмену ограничения предельного значения показателя коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг, применяемого при распределении субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

10) рассмотреть вопрос о включении проектов по развитию аквакультуры (рыбоводства) в систему финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Рекомендовать Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока рассматривать предложения Сахалинской области и других субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, по включению в планы социального развития центров экономического роста на 2021 и 2022 годы дополнительных мероприятий, финансовое обеспечение которых будет осуществляться за счет иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО.

4. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

1) ускорить подготовку следующих проектов федеральных законов:

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“, предусматривающего продление действия механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию до среднероссийского уровня для промышленных потребителей электрической энергии Дальневосточного макрорегиона до 2028 года;

«О дополнительных мерах государственной поддержки дальневосточных инвестиционных проектов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего механизм государственной поддержки осуществления частных инвестиций в инфраструктуру для новых инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке;

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, предусматривающего возможность предоставления земельного участка гражданину в собственность досрочно;

2) ускорить разработку механизма, предусматривающего субсидирование в размере 20 процентов затрат на строительство судов на судостроительных верфях, расположенных на территории ДФО, в рамках выполнения заключенного договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях;

3) проработать вопрос об установлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении выполняемых (оказываемых) российскими организациями работ (услуг) по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации, реконструкции, переоборудованию, техническому перевооружению морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река – море) плавания;

4) рассмотреть вопрос о распространении программы «Дальневосточная ипотека» на граждан, переезжающих в субъекты Российской Федерации, входящие в состав ДФО, в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;

5) рассмотреть возможность применения льготной ставки в размере 2 процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья в Магаданской области и Чукотском автономном округе с учетом преобладания в указанных субъектах Российской Федерации городских населенных пунктов и отсутствия при этом развитого строительного комплекса;

6) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в перечень государственных программ Российской Федерации, в том числе являющихся пилотными, в которых формируются разделы и (или) представляется сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2017 года № 2620-р, в части дополнения государственной программой Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;

7) рассмотреть возможность подготовки предложений по внесению изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1123 «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток» в части предоставления права получения статуса резидента свободного порта Владивосток проектным организациям, а также предприятиям, расположенным на территории ДФО и осуществляющим строительство, ремонт и сервисное обслуживание судов рыбопромыслового флота в качестве генерального подрядчика (головного исполнителя) и субподрядчиков (соисполнителей) – поставщиков судового оборудования, комплектующих и материалов, а также услуг по проведению монтажных, пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний.

5. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проработать вопрос о распространении режима свободного порта Владивосток на территории муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО.

6. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральной антимонопольной службой проработать вопрос о разработке механизма снижения аэропортовых сборов и тарифов на услуги, оказываемые в аэропортах, находящихся на территории ДФО, за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, и граждан, пользующихся услугами в аэропортах.

7. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО:

1) рассмотреть вопрос об усилении роли соответствующих субъектов Российской Федерации в развитии территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток;

2) разработать комплекс мер по обеспечению инфраструктурой новых населенных пунктов, в составы территорий которых входят земельные участки, полученные гражданами в рамках реализации Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

8. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, публичным акционерным обществом «Газпром» и иными заинтересованными организациями проработать вопрос обеспечения газом потребителей в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ДФО.

9. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, проработать вопрос распространения механизмов функционирования международного медицинского кластера на территорию острова Русский и территории иных субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО.

10. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики проработать вопрос об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части включения ДФО в качестве пилотной территории, на которой будет действовать соответствующий экспериментальный правовой режим.

11. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики рассмотреть возможность подготовки предложений о внесении изменений в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 года № 1413, в части возобновления поддержки создания и (или) модернизации тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте, принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и иным российским организациям, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ДФО.

12. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, активнее взаимодействовать с такими институтами развития, как акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока», акционерное общество «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики», автономная некоммерческая организация «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике» и другими.

13. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

14. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в декабре 2020 года о реализации настоящего постановления.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

16. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
12 февраля 2020 года
№ 46-СФ