Документы

Постановление

О пересмотре и отмене нормативных правовых актов, негативно влияющих на деловой климат

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о пересмотре и отмене нормативных правовых актов, негативно влияющих на деловой климат, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Пересмотр нормативных требований в целях снижения избыточного регулирования предпринимательской деятельности реализуется Правительством Российской Федерации исходя из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.

На реформирование контрольно-надзорной деятельности и упрощение работы хозяйствующих субъектов направлены принятые в 2020 году Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Кроме того, 28 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», реализация которого позволит ускорить внедрение новых технологий.

Механизм «регуляторной гильотины» распространен на 132 вида контроля (надзора) в 43 сферах общественных отношений, в его реализации принимают участие 39 федеральных органов исполнительной власти. По каждой сфере созданы рабочие группы для обеспечения системного подхода при разработке новых нормативных правовых актов.

Демонстрирует свою эффективность институт оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. Реформирован механизм управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата», обеспечивающий комплексные изменения в отдельных сферах экономической деятельности. Реализуются планы мероприятий (»дорожные карты») в таких приоритетных сферах деятельности, как экспорт товаров и услуг, интеллектуальная собственность, корпоративное управление, новые виды предпринимательской деятельности. Совершенствуется применение обязательных требований в сферах обеспечения промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экологии и природопользования, охраны труда с учетом целевых направлений, предусмотренных Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренным Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 года.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о пересмотре и отмене нормативных правовых актов, негативно влияющих на деловой климат.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года проект федерального закона № 1046569–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

продолжить системную работу по пересмотру нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые предполагается включить в перечень нормативных правовых актов или групп нормативных правовых актов, формируемый Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Перечень);

предусмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты или группы нормативных правовых актов, включенные в Перечень в случае его формирования, посредством издания нового нормативного правового акта, разработанного в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

обеспечить приоритетное наполнение реестра обязательных требований в сферах пожарной безопасности, охраны труда, оказания услуг населению, оказания услуг общественного питания, оказания услуг предприятиями торговли, аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации;

обеспечить во взаимодействии с Временной комиссией Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора)

и муниципального контроля в Российской Федерации дальнейший мониторинг и методическую поддержку субъектов Российской Федерации до 1 января 2023 года в рамках проведения реформы федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

создать условия для внедрения механизма оценки соблюдения обязательных требований в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

уделить особое внимание внедрению в деятельность контрольных (надзорных) органов систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, а также использованию при проведении инспекционных визитов и выездных проверок средств дистанционного взаимодействия, в частности посредством аудио- или видеосвязи;

разработать меры по совершенствованию правового регулирования налогообложения в сфере интеллектуальной собственности, стимулирующие выявление и постановку на баланс результатов интеллектуальной деятельности по итогам инвентаризации и распоряжение правами на прошедшие государственную регистрацию результаты интеллектуальной деятельности;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части уточнения минимума санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда в целях исключения их дублирования с требованиями охраны труда;

подготовить предложения по внесению изменений в бюджетное законодательство и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в части снятия запрета на получение субсидий юридическими лицами, находящимися в процессе реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования;

продолжить разработку комплекса мер по введению дополнительных механизмов вовлечения граждан Российской Федерации в государственное (муниципальное) управление и учета мнения населения при решении вопросов социально-экономического и политического развития соответствующих территорий;

ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах

в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», позволяющего устанавливать экспериментальные правовые режимы в различных отраслях экономики и социальной сфере.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

обеспечить до 1 апреля 2021 года внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях расширения применения инструментов соглашения о защите и поощрении капиталовложений, а также синхронизации таких инструментов с действующими инвестиционными режимами;

провести анализ реализации механизма «регуляторной гильотины».

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при методической поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации:

обеспечить своевременную подготовку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», до 31 декабря 2021 года;

осуществить информационную поддержку реализации положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

обеспечить оперативное внесение информации по видам регионального государственного контроля (надзора) в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля с 1 апреля по 1 июня 2021 года.

6. Поручить Комитету Совета Федерации по экономической политике проработать с участием Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации вопрос о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере транспортной безопасности в части оптимизации порядка применения установленных требований, включая дифференцированный подход в зависимости от категории объекта транспортной инфраструктуры, и их поэтапной реализации.

7. Предложить Правительству Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года представить Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
20 января 2021 года
№ 1-СФ