Документы

Постановление

О мерах по развитию высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики

Заслушав информацию Министра науки и высшего образования Российской Федерации о мерах по развитию высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В условиях мировой экономической конкуренции важное значение для реального сектора экономики Российской Федерации приобретает готовность высшего образования и отечественной науки к ответам на глобальные вызовы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» для обеспечения присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разработан новый национальный проект «Наука и университеты», при подготовке которого была обеспечена преемственность целей и задач национальных проектов «Наука» и «Образование» и учтены результаты их реализации.

В целях повышения конкурентоспособности российских образовательных организаций высшего образования оказана государственная поддержка 21 ведущему университету. Россия занимает 12 место в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов. Всего 63 российских университета вошли в глобальные рейтинги университетов, что существенно расширяет возможности их участия в реализации масштабных исследовательских проектов.

Решению стратегических задач экономического прорыва и пространственного развития субъектов Российской Федерации за счет обеспечения отраслей экономики профессиональными кадрами, а также расширения партнерских связей образовательных организаций высшего образования и работодателей способствуют реализуемые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации меры по формированию качественной системы подготовки кадров по приоритетным отраслям экономики, в том числе путем модернизации порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На развитие экономики субъектов Российской Федерации направлена реализация таких форм интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями реального сектора экономики, как научно-образовательные центры мирового уровня (далее – НОЦ). Это подтверждается направлениями деятельности НОЦ, победивших в конкурсном отборе 2020 года, в числе которых НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельская, Мурманская области и Ненецкий автономный округ), НОЦ «Инженерия будущего» (Самарская, Пензенская, Тамбовская, Ульяновская области и Республика Мордовия), НОЦ «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня» (Республика Башкортостан), НОЦ «ТулаТЕХ» (Тульская область), НОЦ «Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня „Передовые производственные технологии и материалы“ (Свердловская, Курганская, Челябинская области).

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации продолжает выполнение мероприятий, направленных на развитие кооперации научных организаций, образовательных организаций высшего образования и бизнеса. В частности, в 2020 году в целях адаптации результатов исследований и разработок к потребностям реального сектора экономики:

отобрано 10 комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств и Положения о проведении конкурса на определение получателей субсидий из федерального бюджета на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств»;

поддержано создание 11 инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования, деятельность которых осуществляется в приоритетных отраслях российской экономики, что позволило увеличить до 83 количество инжиниринговых центров, созданных в 46 субъектах Российской Федерации;

созданы два новых центра Национальной технологической инициативы (далее – центры НТИ) по направлениям «Фотоника» и «Технологии моделирования и разработки новых материалов

с заданными свойствами» в дополнение к 14 центрам НТИ, отобранным в 2017–2018 годах и ведущим свою деятельность в части разработки проектов по «сквозным» технологиям в кооперации с более чем 250 организациями, осуществляющими деятельность в реальном секторе экономики.

В 2020 году Министерством науки и высшего образования Российской Федерации реализован ряд инфраструктурных проектов, способствующих повышению уровня материально-технического оснащения научных организаций:

завершено проектирование источника синхротронного излучения поколения 4+ «Центр коллективного пользования „Сибирский кольцевой источник фотонов“ (наукоград Кольцово, Новосибирская область);

смонтированы и введены в эксплуатацию пять исследовательских станций на базе научно-исследовательского реакторного комплекса «ПИК» (город Гатчина, Ленинградская область);

запущен первый каскад ускорителей коллайдера комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA (наукоград Дубна, Московская область);

выполнено обновление приборной базы 229 ведущих организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в 42 субъектах Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра науки и высшего образования Российской Федерации о мерах по развитию высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение в период весенней сессии 2021 года проекта федерального закона № 1076089–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) разработать комплекс мер, направленных на увеличение вклада образовательных организаций высшего образования в достижение национальных целей развития Российской Федерации, а также в обеспечение потребностей реального сектора экономики и социальной сферы в решении задач развития субъектов Российской Федерации, в частности при осуществлении программы стратегического академического лидерства «Приоритет–2030» (далее – программа «Приоритет–2030»);

2) принять меры по повышению эффективности управления в сфере науки, предусмотрев в том числе:

формирование механизма оценки эффективности реализации мер государственной научно-технической политики, включая анализ эффективности расходования бюджетных

и внебюджетных средств на научные исследования и разработки, востребованности мер государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

систематизацию мер государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе для увеличения доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

систематизацию проведения экспертизы проектов и результатов научных исследований и разработок, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также конкретизацию механизмов ее проведения;

3) в рамках актуализации государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 377:

рассмотреть возможность увеличения начиная с 2022 года объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета

на государственную поддержку развития наукоградов Российской Федерации и использования соответствующих средств для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, которым присвоен статус наукограда Российской Федерации, включая создание комфортной городской среды, строительство социального жилья, в том числе с целью привлечения профессиональных кадров в организации, входящие в научно-производственный комплекс наукограда Российской Федерации и осуществляющие деятельность в высокотехнологичных областях экономики;

рассмотреть при дальнейшей реализации Национальной технологической инициативы вопрос о развитии ее экосистемы,

в том числе посредством увеличения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета для финансирования мероприятий, направленных на поддержку организаций, осуществляющих деятельность в реальном секторе экономики

и реализующих инновационные проекты с использованием результатов исследований и разработок научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

4) рассмотреть вопрос о подготовке предложений по внесению в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» изменений, направленных на совершенствование условий осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности на территориях наукоградов Российской Федерации, в частности в целях привлечения организаций, осуществляющих деятельность в высокотехнологичных областях экономики, и повышения доли инновационной продукции, производимой организациями, входящими в научно-производственные комплексы наукоградов Российской Федерации;

5) ускорить утверждение разработанных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации отраслевых подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы (далее – ФНТП);

6) рассмотреть возможность:

увеличения объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий ФНТП с учетом мировой практики расходов на селекцию и семеноводство;

повышения эффективности коммерциализации селекционных достижений и обеспечения их продвижения на рынке;

7) включить Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в состав соисполнителей по разработке «дорожной карты» по реализации мероприятий, направленных на оздоровление и развитие водохозяйственного комплекса реки Дон, в рамках национального проекта «Экология».

4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1) рассмотреть при осуществлении программы

«Приоритет–2030» возможность поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования, ориентированных на проведение научных исследований с перспективными (прорывными) результатами, создание новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработку новых и совершенствование применяемых технологий для обеспечения социально-экономического развития территорий, обеспечение кадровых потребностей и развития научно-технологического потенциала организаций, осуществляющих деятельность в реальном секторе экономики и социальной сфере;

2) принять меры по совершенствованию учета и прогноза потребностей субъектов Российской Федерации и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах при формировании общих объемов и при распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

3) рассмотреть возможность проведения в пилотных регионах эксперимента по предоставлению высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) права инициировать реорганизацию федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, по согласованию с учредителями образовательных организаций высшего образования (за исключением образовательных организаций высшего образования, которым Правительством Российской Федерации установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», а также образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации), и в случае положительного результата подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;

4) обеспечить разработку и реализацию комплекса мер

по созданию и развитию системы трансфера технологий в целях коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также содействия развитию компетенций руководителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования в области трансфера технологий, в том числе в кооперации с организациями, осуществляющими деятельность в реальном секторе экономики, для обеспечения увеличения доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

5) рассмотреть в целях обеспечения кадрами организаций реального сектора экономики, осуществляющих деятельность

в Арктической зоне Российской Федерации и Дальневосточном федеральном округе, возможность государственной поддержки образовательных организаций высшего образования в соответствующих регионах, предусматривающей в том числе содействие модернизации социальной и инновационной инфраструктур образовательных организаций высшего образования с учетом современных требований;

6) рассмотреть возможность продления действия ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016–2020 годах», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 170, или разработки и утверждения в 2021 году новой ведомственной целевой программы для обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

7) в целях совершенствования оплаты труда научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования:

подготовить предложения по предотвращению необоснованного отказа от заключения долгосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования;

разработать методические рекомендации по вопросам оформления трудовых отношений с педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования при введении эффективного контракта; закрепления возможности индивидуальной траектории повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций высшего образования; пересмотра нормативных затрат на оплату труда педагогических работников образовательных организаций высшего образования за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу с учетом увеличения их учебной нагрузки при реализации дистанционных образовательных технологий; определения порядка обеспечения научно-педагогических работников, работающих в дистанционном режиме, необходимыми техническими средствами, а также порядка, сроков и размеров соответствующих компенсаций за использование принадлежащих им или арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, возмещения расходов, связанных с их использованием.

5. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации проработать вопрос об оказании содействия занятости и трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования.

6. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации подготовить предложения по обеспечению финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета музейной деятельности, которая осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями и иными организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации.

7. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании региональных научно-образовательных центров сельскохозяйственного профиля, в том числе с целью определения механизмов кооперации научных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций агропромышленного комплекса.

8. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации при участии Министерства просвещения Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» разработать комплекс мероприятий по развитию Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), а также способствующих развитию компетенций молодых ученых в области проектной деятельности и иных компетенций специалистов научных организаций и образовательных организаций высшего образования, необходимых для осуществления научно-исследовательских проектов.

9. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации поддержать предложения Правительства Челябинской области о создании в Челябинской области научно-исследовательского центра искусственного интеллекта на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)».

10. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации актуализировать механизмы проведения государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования.

11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечивать в рамках реализации государственных программ субъектов Российской Федерации поддержку образовательных организаций высшего образования и научных организаций при осуществлении ими деятельности, направленной на достижение национальных целей развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и способствующей социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации;

2) разработать меры по оказанию содействия созданию и развитию территорий с высокой концентрацией научно-технологического потенциала в субъектах Российской Федерации, в том числе для обеспечения увеличения производства инновационной продукции организациями, осуществляющими деятельность в реальном секторе экономики.

12. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

13. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре проинформировать палату в период осенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
31 марта 2021 года
№ 123-СФ