Документы

Постановление

О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Заслушав информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее – Государственная программа), определяет цели, задачи, основные направления развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка, финансовое обеспечение, механизмы выполнения мероприятий и показатели их результативности. Срок ее реализации продлен до 2025 года.

Среди направлений (подпрограмм) Государственной программы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса».

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на реализацию Государственной программы в 2020 году из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования в размере 283,6 млрд рублей, уровень кассового исполнения к сводной бюджетной росписи составил 99,7 процента.

Государственной программой предусмотрено выделение из федерального бюджета на 2021 год средств в размере 291,2 млрд рублей, на 2022 год – 327,3 млрд рублей, на 2023 год – 328,9 млрд рублей. Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» объем финансирования Государственной программы составит в 2021 году 256,2 млрд рублей, в 2022 году – 279,8 млрд рублей, в 2023 году – 295,5 млрд рублей. Таким образом, помимо уменьшения фактически выделяемых средств на реализацию Государственной программы в 2021–2022 годах снижается объем ее финансирования по сравнению с 2020 годом.

В ходе реализации Государственной программы в 2020 году был достигнут ряд положительных результатов, темпы роста производства продукции агропромышленного комплекса (далее – АПК) были выше, чем в других отраслях экономики.

По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 105,7 процента к 2017 году, что на 1,9 процентных пункта выше целевого показателя Государственной программы.

По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в 2020 году достигнуты или превышены пороговые значения уровня самообеспечения страны в отношении зерна, сахара, растительного масла, мяса и мясопродуктов, предусмотренные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20. При этом в 2020 году объем экспорта продукции АПК составил 30,6 млрд долларов США, или 122,6 процента от планового показателя.

В 2020 году при государственной поддержке из средств федерального бюджета в рамках ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» Государственной программы и федерального проекта «Экспорт продукции АПК» национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» введено в эксплуатацию 108,06 тыс. гектаров мелиорируемых земель за счет проведения гидромелиоративных мероприятий и вовлечено в оборот 309,63 тыс. гектаров ранее выбывших сельскохозяйственных угодий за счет выполнения культуртехнических работ.

Производство продукции промышленного рыбоводства (аквакультуры) в 2020 году выросло на 17 процентов по сравнению с 2019 годом.

Вместе с тем при реализации Государственной программы сохраняется ряд проблем: снижение инвестиций в сельском хозяйстве, сокращение финансового обеспечения мер государственной поддержки развития сельского хозяйства, низкий уровень доходности и высокая степень закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей, значительная зависимость от импорта семенного, посадочного и племенного материала, нехватка мелиорированных земель, низкие темпы вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот, недостаточная обеспеченность предприятий АПК сельскохозяйственной техникой и оборудованием, высокий уровень износа основных средств в сельском хозяйстве, недостаточный уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, незначительные объемы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.

Кроме того, для обеспечения выполнения целевых показателей Государственной программы большое значение имеет эффективная реализация взаимосвязанной с ней государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, поэтому в случае снижения объемов финансирования последней из федерального бюджета возникает риск недостижения ее целевых показателей.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение в период весенней сессии 2021 года следующих проектов федеральных законов:

№ 1059062–7 «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона „О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ в части регулирования прибрежного рыболовства»;

№ 1061078–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства“;

№ 1087686–7 «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками»;

№ 1087703–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства“ в связи с принятием Федерального закона „О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками“;

№ 1115663–7 «О семеноводстве»;

№ 1116389–7 «О самоходных машинах и других видах техники».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований:

в 2021 году на реализацию мероприятий Государственной программы, в том числе в целях предоставления кредитов на льготных условиях, увеличения повышающих коэффициентов, применяемых при расчете субсидий по всем направлениям государственной поддержки в отношении субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Нечерноземной зоны Российской Федерации;

при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на реализацию мероприятий Государственной программы и государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»;

2) рассмотреть вопрос о ежегодном представлении Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках парламентского контроля информации о финансовом обеспечении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, а также информации о расходах на финансирование развития сельских территорий, предусматриваемых в других государственных программах Российской Федерации и национальных проектах;

3) проработать вопрос о возможности использования бюджетных средств, высвобождающихся в результате экономии и (или) отказа субъектов Российской Федерации от реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», в том финансовом году, в котором эти бюджетные средства были предоставлены, в том числе перераспределения таких средств между направлениями (подпрограммами) указанной государственной программы Российской Федерации без внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;

4) рассмотреть возможность подготовки предложений о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части включения в число организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств;

5) обеспечить принятие в возможно короткие сроки постановления Правительства Российской Федерации «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на минеральные удобрения в 2021 году» в целях стабилизации цен на минеральные удобрения в период проведения весенних полевых работ;

6) проработать вопрос о внесении изменений:

в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528, в части пролонгации до 12 лет срока предоставленных льготных инвестиционных кредитов на цели создания комплексов по промышленному производству культивируемых грибов, предоставления заемщику, признанному пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации, права пролонгации до 1 года срока ранее предоставленного льготного краткосрочного кредита;

в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «Росагролизинг», г. Москва, на возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным на льготных (специальных) условиях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2019 года № 1135, в части расширения доступа различных категорий хозяйствующих субъектов АПК к льготным лизинговым программам, а также расширения перечня (наименований) сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, предоставляемых по договорам финансовой аренды (лизинга);

в Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 500, в части упрощения процедуры проверки мороженой рыбы и рыбной продукции на предмет соблюдения требований к содержанию в них ледяной глазури;

в ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» Государственной программы в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований в 2022 году в размере 1,77 млрд рублей и в 2023 году – 3 млрд рублей на предоставление субсидий акционерному обществу «Росагролизинг» на возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным на льготных (специальных) условиях;

7) рассмотреть возможность разработки дополнительных мер, направленных:

на увеличение бюджетных ассигнований федерального бюджета на государственную поддержку в рамках реализации мероприятий ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» Государственной программы в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиорации земель;

на рост темпов модернизации технико-технологической базы АПК с учетом необходимости увеличения объема ресурсного обеспечения обновления парка техники, стимулирования приобретения оборудования, расширения практики субсидирования затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования;

на выделение в 2021 году дополнительной финансовой поддержки субъектам Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития на техническое перевооружение производства сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках стимулирования модернизации приоритетных подотраслей АПК и совершенствования малых форм хозяйствования;

на недопущение роста цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в период проведения сезонных посевных и уборочных работ;

на разработку механизма, предусматривающего в случае повышения цен на минеральные удобрения на мировом рынке введение вывозной таможенной пошлины, рассчитанной исходя из мировых цен на указанную продукцию, а также предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий в размере, эквивалентном доходам, полученным от уплаты таможенной пошлины, в целях компенсации увеличения стоимости минеральных удобрений на внутреннем рынке;

на поддержку спроса на внутреннем рынке на продовольственные товары, в том числе через систему внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения;

на защиту российского рынка плодов и ягод от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

на развитие конкурентоспособного отечественного производства пищевых ингредиентов и биологически активных веществ, используемых в пищевой промышленности и при производстве кормов для различных видов животных, в том числе являющихся объектами аквакультуры;

на предоставление льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на строительство (приобретение) на сельских территориях жилых помещений (жилых домов) из бруса и других экологически чистых материалов;

8) проработать вопрос о возможности оказания предприятиям молочной промышленности государственной поддержки в виде:

возмещения части прямых понесенных затрат, возникающих в связи с введением обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации (приобретение оборудования для маркировки отдельных видов молочной продукции средствами идентификации на производственных линиях и складах), в размере 70 процентов;

предоставления льготных краткосрочных кредитов на приобретение упаковки для молока и молочной продукции при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований на указанную цель;

9) ускорить разработку и утверждение подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996;

10) рассмотреть возможность внесения в Евразийскую экономическую комиссию предложения об актуализации плана разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 года № 79, в частности внесении изменений в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части снижения допустимого уровня содержания мышьяка в отдельных видах продукции, а также в Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) в части снижения паразитологических показателей безопасности рыбы, ракообразных, моллюсков и продуктов их переработки.

4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

1) проработать вопрос о внесении в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О племенном животноводстве“, предусматривающего положения о государственной информационно-аналитической системе в области племенного животноводства;

2) рассмотреть возможность увеличения повышающего коэффициента для лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство, с 1,2 до 1,5 и подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

3) подготовить предложения о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в части:

предоставления средств федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе дорог;

предоставления средств федерального бюджета на условиях софинансирования на приобретение в сельской местности на основании договоров купли-продажи, заключенных между органами местного самоуправления и подрядчиком, в муниципальную собственность готовых объектов социальной сферы (наряду со строительством) в целях обеспечения своевременного ввода объектов в эксплуатацию, особенно в тех субъектах Российской Федерации, где строительный сезон с учетом климатических особенностей длится не более пяти месяцев;

возможности финансирования в рамках ведомственной целевой программы «Современный облик сельских территорий» государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» расходов на приобретение агрометеорологического оборудования (метеостанций) для получения и анализа метеоданных, формирования прогнозных значений;

4) проработать вопрос о совершенствовании порядка отбора проектов в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» с учетом особенностей развития сельских территорий субъектов Российской Федерации в части:

уменьшения весовых коэффициентов критериев, рассчитываемых исходя из количества планируемых к созданию постоянных рабочих мест в рамках реализации проектов;

пересмотра шкалы оценки доли прироста количества постоянных рабочих мест, планируемых к созданию на территории реализации проекта, к общей численности экономически активного населения на территории реализации проекта в целях снижения разрывов между ее значениями, указанными в баллах;

уменьшения весового коэффициента доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования проекта;

включения в состав критерия, касающегося вклада проекта в достижение целей указанной государственной программы, оценки уровня благоустройства жилых помещений для обеспечения объема финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, показатели которых существенно ниже значений, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»;

5) подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменения в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители,

а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 года № 79-р, в части его дополнения лекарственными и эфирномасличными культурами;

6) разработать комплекс мер, направленных на снижение себестоимости производства сельскохозяйственной и пищевой продукции в целях повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

7) рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования расходов на проведение мелиоративных мероприятий, в том числе в части выделения бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий:

на проведение работ по известкованию кислых почв на пашне в объеме не менее 70 процентов от стоимости выполненных работ с предоставлением указанных субсидий в текущем финансовом году;

на возмещение части затрат на проведенные в 2020 году работы по известкованию кислых почв;

8) проработать вопрос о возможности принятия дополнительных мер государственной поддержки, направленных:

на создание и модернизацию предприятий по производству кормов и рыбопосадочного материала для аквакультуры, включая создание селекционно-племенных центров рыбоводства в области аквакультуры;

на компенсацию части затрат на приобретение кормов в целях стабилизации рыночных цен на мясо и на приобретение средств защиты растений, компонентов для производства кормов для сельскохозяйственных животных;

на компенсацию части затрат сельскохозяйственным производителям на приобретение минеральных удобрений в связи со значительным ростом цен на них;

на внедрение инновационных технологий обработки почв, направленных на сохранение и улучшение их плодородия;

на восстановление мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

на проведение мероприятий по цифровизации АПК;

на развитие сельского туризма как фактора, способствующего повышению занятости на селе, качества жизни населения, благоустройству и привлекательности проживания в сельской местности, диверсификации видов деятельности, осуществляемых на сельских территориях, устойчивому развитию указанных территорий;

9) рассмотреть в целях стабилизации ситуации на внутреннем рынке и обеспечения устойчивого развития производства молока и молочной продукции вопрос о включении предприятий молочной промышленности в число объектов, при создании и (или) модернизации которых осуществляется возмещение части прямых понесенных затрат в рамках реализации Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, осуществляющим создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 года № 137;

10) рассмотреть возможность в целях обеспечения продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, возмещения с учетом зарубежного опыта убытков, понесенных оленеводческими предприятиями в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе воздействия природно-климатических и биологических факторов;

11) обеспечить разработку с участием представителей профильных комитетов Совета Федерации предложений по поддержке и созданию условий для развития малых форм хозяйствования в сфере АПК, а также мероприятий (»дорожной карты»), направленных на совершенствование мер государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации;

12) рассмотреть возможность:

подготовки предложений о внесении изменений в Государственную программу, предусматривающих возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям произведенных в 2020–2021 годах затрат на проведение мелиоративных мероприятий в части приобретения комплектующих, материалов и работ по установке системы капельного орошения;

сохранения до 2027 года практики субсидирования затрат на приобретение субъектами виноградарства и виноделия посадочного материала виноградных растений отечественного и иностранного производства для закладки виноградных насаждений и обеспечения ухода за ними;

отказа от повышения утилизационного сбора для сельскохозяйственной техники;

подготовки и направления в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» предложений по включению проектов в сфере развития сельского хозяйства в перечень основных направлений реализации в Российской Федерации «зеленых» (оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду) проектов;

13) рассмотреть возможность оказания поддержки Челябинской области в части обеспечения перевозок сельскохозяйственной и продовольственной продукции, предусмотрев увеличение объемов субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку указанной продукции.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить своевременное доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенных в 2021 году на реализацию мероприятий Государственной программы;

2) продолжить работу по стимулированию применения сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, сельскохозяйственными товаропроизводителями;

3) проработать вопрос о дополнительных мерах государственной поддержки, стимулирующих:

приобретение семян отечественной селекции;

введение в оборот залежных земель и проведение культуртехнических работ и иных мелиоративных мероприятий на таких землях;

4) рассмотреть возможность разработки новых и совершенствования существующих региональных программ поддержки приобретения сельскохозяйственной техники, прежде всего отечественного производства, сельскохозяйственными производителями.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату в период осенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
14 апреля 2021 года
№ 139-СФ