Документы

Постановление

О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) разработан в условиях восстановительного роста экономики и постепенного снятия санитарно-эпидемиологических ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Конструктивное взаимодействие Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации в целях оперативного принятия и реализации мер государственной поддержки социально-экономического развития позволило приостановить спад экономики и обеспечить ее дальнейшее восстановление ранее намеченных сроков.

Прогноз представлен в двух вариантах – базовом и консервативном. В основу формирования проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов положен базовый вариант Прогноза, рассчитанный на основе среднегодовой мировой цены на нефть марки «Юралс» 62,2 доллара США за баррель в 2022 году, 58,4 доллара США за баррель в 2023 году и 55,7 доллара США за баррель в 2024 году с учетом динамики развития мировой экономики, обусловленной ростом глобального протекционизма и замедлением интеграционных процессов.

Ожидается выход национальной экономики на устойчивую траекторию развития с темпом роста валового внутреннего продукта на уровне 3 процентов в год, соответствующую достижению национальных целей развития. Положительная динамика экономических показателей обусловлена увеличением добычи нефти в рамках соглашения между крупнейшими странами производителями (ОПЕК+), расширением внутреннего потребительского спроса за счет роста реальных располагаемых денежных доходов населения, повышением инвестиционного потенциала национальной экономики за счет инвестирования ликвидной части средств Фонда национального благосостояния в объеме, превышающем 7 процентов валового внутреннего продукта, а также эффективным выполнением мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, национальными проектами и стратегическими инициативами Правительства Российской Федерации.

Ключевыми направлениями экономической политики являются: обеспечение эффективной занятости населения; стимулирование технологического развития, в том числе за счет совершенствования регуляторных условий, интеграции науки, образования и бизнеса; развитие экспортного потенциала с акцентом на несырьевой неэнергетический экспорт; реализация климатической повестки; повышение транспортной связанности страны; пространственное развитие с целью сокращения межрегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения; увеличение числа точек экономического роста; развитие человеческого капитала путем повышения качества и доступности медицины, образования, культуры, экологической безопасности. Предусматривается продолжение реализации мер денежно-кредитной политики по поддержке ценовой стабильности и закреплению темпов роста потребительских цен на уровне, не превышающем 4 процентов.

Необходимо проработать вопрос о закреплении механизма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки в соответствующем федеральном законе.

Ожидается темп роста промышленного производства на уровне 3,3 процента в 2022 году, 2,4 процента в 2023 году и 2,2 процента в 2024 году с опережающим ростом химической, фармацевтической и машиностроительной отраслей промышленности. Среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне 1,0 процента, пищевой продукции – на уровне 2,2 процента.

Прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации характеризуется достижением положительной динамики по основным социально-экономическим показателям, в том числе за счет реализации индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации, распространения действия преференциальных режимов путем создания на территориях субъектов Российской Федерации особых экономических зон, инновационных научно-технологических центров, территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Особое внимание уделяется реализации механизма поддержки субъектов Российской Федерации, направленного на создание условий для их инфраструктурного прорыва, в том числе посредством предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также направления средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов субъектов Российской Федерации, на осуществление инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующий период следующие проекты федеральных законов:

№ 1040742–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“ и Земельный кодекс Российской Федерации»;

№ 1160385–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ в части установления упрощенного порядка выдачи иностранным инвесторам вида на жительство в Российской Федерации»;

№ 1184603–7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части установления особенностей налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений);

№ 1191150–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“;

№ 1193617–7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (об уточнении порядка налогообложения резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области);

№ 1207299–7 «О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о сроках применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР);

№ 1227111–7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (о приведении в соответствие с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

№ 1230464–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя“.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать нормативно-методическую базу для внедрения системы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации;

продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях стимулирования частных инвестиций в инфраструктурные проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

подготовить комплекс мероприятий, направленных на снижение перекрестного субсидирования в электроэнергетике, являющегося фактором прямого негативного воздействия на устойчивое состояние экономики Российской Федерации, с целью их последующего учета в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

обеспечить применение комплексного предсказуемого долгосрочного подхода при разработке мер государственной поддержки предприятий приоритетных отраслей экономики Российской Федерации;

рассмотреть возможность заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в отношении объектов незавершенного строительства;

проработать вопрос повышения прозрачности конкурсных процедур путем возможности проведения конкурса в электронной форме на право заключения концессионного соглашения;

обеспечить до 1 марта 2022 года внесение сведений об обязательных требованиях, проверяемых в рамках массовых видов федерального государственного контроля (надзора), в Федеральную государственную информационную систему «Реестр обязательных требований» в целях улучшения предпринимательского климата посредством информирования предпринимателей;

поддержать проведение эксперимента по углеродному регулированию в отдельных субъектах Российской Федерации;

проработать вопрос минимизации возможного ущерба товаропроизводителей в случае прекращения правовой охраны использования товарных знаков, зарегистрированных на территории Республики Крым;

ускорить подготовку заключения на проект федерального закона о внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с целью установления пониженного тарифа по уплате страховых взносов для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа;

ускорить подготовку и согласование поправок к проекту федерального закона № 1040742–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“ и Земельный кодекс Российской Федерации», принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 16 декабря 2020 года и предусматривающего право субъектов малого и среднего предпринимательства на преимущественную покупку объектов культурного наследия при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию указанных объектов, с учетом замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации;

продолжить работу по развитию механизма экспериментальных правовых режимов для вывода на рынок отечественных инновационных продуктов;

проработать вопрос о возможности изменения критериев участия в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации в целях получения субсидий из федерального бюджета на создание промышленных парков и технопарков в рамках мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316;

обеспечить разработку и принятие соответствующих нормативных правовых актов для реализации положений Федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов»;

ускорить принятие нормативных правовых актов, утверждающих порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений;

рассмотреть вопросы о создании системы поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и развитии сельскохозяйственной кооперации.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации продолжить работу по развитию механизма экспериментальных правовых режимов для вывода на рынок отечественных инновационных продуктов.

5. Министерству экономического развития Российской Федерации во взаимодействии с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» проработать вопрос о соответствии инвестиционных программ промышленных предприятий показателям основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации с целью их последующей доработки.

6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части возможности перераспределения бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации в рамках одной государственной программы и (или) между разными государственными программами в течение текущего финансового года, а также между текущим финансовым годом и плановым периодом, установив предельный объем перераспределяемых средств от общей суммы соответствующих бюджетных ассигнований и предусмотрев при этом механизм финансового контроля.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при методической поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации с 1 января 2022 года проводить анализ проектов федеральных законов, устанавливающих или изменяющих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на предмет выявления положений, способствующих возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

8. Комитету Совета Федерации по экономической политике во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части выработки мер поддержки процесса декарбонизации производства продукции, учитывая для промышленных предприятий возможные последствия введения углеродного регулирования в странах экспорта российской промышленной продукции.

9. Комитету Совета Федерации по экономической политике обеспечить в период весенней сессии 2022 года проведение открытого диалога с Министром экономического развития Российской Федерации.

10. Предложить Правительству Российской Федерации до 1 мая 2022 года представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

11. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
6 октября 2021 года
№ 436-СФ