Документы

Постановление

О реализации транспортной стратегии

Заслушав информацию Министра транспорта Российской Федерации о реализации транспортной стратегии, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Важная роль в эффективном решении задач по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации принадлежит транспорту.

Для достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, указах и поручениях Президента Российской Федерации, а также для закрепления стратегических приоритетов развития транспортного комплекса распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее – Транспортная стратегия). Реализация Транспортной стратегии направлена на повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий, цифровую и низкоуглеродную трансформацию отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.

Министерству транспорта Российской Федерации поручено в шестимесячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии. Указанный план мероприятий должен способствовать консолидации усилий органов государственной власти всех уровней, транспортных, строительных, инжиниринговых, логистических компаний, предприятий транспортного машиностроения и отвечать новым внешнеполитическим, экономическим и технологическим вызовам, стоящим перед Российской Федерацией. Кроме того, необходимо предусмотреть меры по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры субъектов Российской Федерации как одному из важнейших факторов, влияющих на их социально-экономическую устойчивость. Немаловажным остается вопрос снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Основными инструментами реализации Транспортной стратегии являются государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, генеральная схема развития Единой опорной транспортной сети Российской Федерации, региональные стратегические планы развития транспортной инфраструктуры, стратегии развития транспортных государственных компаний и долгосрочные программы развития организаций транспортной отрасли. Региональные стратегические планы развития транспортной инфраструктуры включают программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, комплексные схемы организации дорожного движения.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра транспорта Российской Федерации о реализации транспортной стратегии.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в первоочередном порядке следующие проекты федеральных законов:

№ 48133–8 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о правовом регулировании эксплуатации автономных судов);

№ 1193673–7 «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия „Росморпорт“, основах деятельности акционерного общества „Росморпорт“;

№ 1193651–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реализации механизма реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт»);

№ 1193650–7 «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (об обеспечении безопасности судоходства на внутренних водных путях);

№ 1165469–7 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (о регулировании вопросов радиосвязи на море в Российской Федерации);

№ 83020–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам);

№ 1179165–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О транспортной безопасности“ (о проведении инструктажа и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности);

№ 1222092–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О транспортной безопасности“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о дополнительных мерах обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры);

№ 1070066–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации» (о совершенствовании правового регулирования междугородных перевозок, уточнении порядка определения победителя конкурса и сроков начала перевозок).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть предложение о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации в части региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения, а также полномочий по организации транспортного обслуживания населения морским транспортом в межмуниципальном сообщении в границах субъекта Российской Федерации;

2) рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на организацию регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерентабельным, но социально значимым муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе в сельской местности, с целью повышения транспортной доступности территорий и мобильности населения;

3) разработать в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» меры государственной поддержки обновления подвижного состава автомобильного пассажирского транспорта, используемого на нерентабельных, но социально значимых муниципальных маршрутах регулярных перевозок и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок, в том числе в сельской местности;

4) учесть в рамках корректировки государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» предложения субъектов Российской Федерации о включении мероприятий по развитию сети железных дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации, обладающих значительными запасами природных ресурсов, в целях совершенствования транспортного обеспечения их освоения, а также предложение о развитии сети скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей, способствующих пространственному и экономическому развитию страны;

5) рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в том числе в виде бюджетных кредитов, на приобретение пассажирских судов внутреннего водного транспорта;

6) обеспечить в полном объеме финансирование содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, принять меры по ликвидации «узких мест» и лимитирующих участков внутренних водных путей (в том числе рек Волги и Оби), улучшению их качественных параметров, а также качественных параметров Волго-Каспийского морского судоходного канала в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»;

7) рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета организациям внутреннего водного транспорта на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам между субъектами Российской Федерации, а также на социально значимых маршрутах;

8) разработать совместно с субъектами Российской Федерации механизмы финансирования проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры аэродромов, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, в первую очередь взлетно-посадочных полос;

9) обеспечить серийное производство воздушных судов пассажировместимостью от 10 до 50 человек с технической возможностью взлета (посадки) на грунтовые взлетно-посадочные полосы для эксплуатации в климатических условиях Крайнего Севера;

10) расширить действующие программы субсидирования воздушных перевозок пассажиров с целью обеспечения доступности воздушных перевозок населению и транспортной связанности территории Российской Федерации;

11) ускорить работу по созданию в Арктической зоне Российской Федерации транспортной инфраструктуры, необходимой для увеличения грузопотока по Северному морскому пути, освоения минерально-сырьевой базы и роста добычи полезных ископаемых в этом регионе;

12) рассмотреть вопросы об упрощении административных процедур, о снижении финансовой нагрузки на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, транспортные компании и собственников транспортной инфраструктуры в связи с исполнением требований в области обеспечения транспортной безопасности исходя из принципа обоснованности и исполнимости этих требований;

13) установить совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации контроль за уровнем цен на дорожно-строительные материалы, а также разработать меры, направленные на недопущение их необоснованного завышения;

14) рассмотреть вопрос об установлении возможности изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с увеличением цен на строительные ресурсы;

15) подготовить предложения по совершенствованию механизмов формирования дорожных фондов с учетом расширения применения транспортных средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива, и обеспечению финансирования предусмотренных Транспортной стратегией мероприятий по расширению, содержанию и ремонту сети автомобильных дорог Российской Федерации;

16) рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мер, направленных на импортозамещение программного обеспечения и оборудования иностранного происхождения, которые используются на объектах критической информационной инфраструктуры транспортной отрасли, учитывая необходимость выполнения требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;

17) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации, имеющих высокий туристический потенциал;

18) сформировать транспортно-логистические коридоры для обеспечения движения товаров в новых экономических условиях с учетом специфики отдельных товарных групп;

19) рассмотреть вопрос о внесении в Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года № 122, изменений, предусматривающих указание в электронных паспортах транспортных средств сведений о наличии обременений на транспортное средство в целях защиты от мошеннических действий в сфере оборота транспортных средств;

20) рассмотреть в целях обеспечения транспортной доступности Калининградской области и нивелирования последствий транспортно-логистических ограничений, вызванных внешнеполитической ситуацией, следующие предложения:

о дополнительном субсидировании за счет федерального бюджета воздушных перевозок пассажиров из города Калининграда и в обратном направлении;

о возможности выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета для дополнительного снижения тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом;

о необходимости поставки на железнодорожно-паромную переправу «Усть-Луга – Балтийск» дополнительных паромов и судов для обеспечения бесперебойной перевозки пассажиров и грузов;

о субсидировании за счет федерального бюджета части затрат на перевозку пассажиров и грузов с использованием железнодорожно-паромной переправы «Усть-Луга – Балтийск» с учетом социальной и стратегической значимости паромного сообщения для обеспечения транспортной связанности Калининградской области с остальной территорией Российской Федерации;

о принятии мер по сдерживанию цен на судовое топливо для паромов или выработке механизмов, позволяющих компенсировать оператору судов железнодорожно-паромной переправы «Усть-Луга – Балтийск» расходы на приобретение судового топлива.

4. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:

1) обеспечить совместно с Федеральной таможенной службой внедрение системы отслеживания перевозок товаров с использованием электронных навигационных пломб при осуществлении транзитных международных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны;

2) проанализировать с участием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию эффективность действующего законодательства Российской Федерации, направленного на упрощение процедуры получения сельскохозяйственными товаропроизводителями специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам крупногабаритной сельскохозяйственной техники, и при необходимости подготовить предложения по его совершенствованию;

3) подготовить предложения по развитию научного, проектно-конструкторского и производственного потенциалов транспортной отрасли, а также по повышению уровня подготовки кадров для транспортных предприятий;

4) подготовить с участием Правительства Астраханской области предложения по доведению глубины и ширины Волго-Каспийского морского судоходного канала до требуемых параметров.

5. Комитету Совета Федерации по экономической политике совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам при взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в период весенней сессии 2022 года рассмотреть вопросы о необходимости разработки федерального проекта, направленного на развитие внутреннего водного транспорта, и о финансовом обеспечении содержания внутренних водных путей.

6. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию при взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации дополнительно проработать вопрос о возможности увеличения допустимой массы транспортных средств, перевозящих лесоматериалы, без увеличения допустимой нагрузки на ось.

7. Рабочей группе по мониторингу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов, созданной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 26рп-СФ:

1) обеспечить сбор, анализ и обобщение информации о мостах и путепроводах, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, мероприятиях по их восстановлению;

2) продолжить взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»;

3) подготовить предложения о мерах по увеличению протяженности приведенных в нормативное состояние мостов и путепроводов, в том числе по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих при их проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и эксплуатации.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в первом квартале 2023 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
13 апреля 2022 года
№ 129-СФ