Документы

Постановление

О мерах Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивости экономики

Заслушав информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о мерах Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивости экономики, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Реализация мер по обеспечению устойчивости экономики осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренным президиумом Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 года (далее – План), с учетом его дополнения мерами.

Федеральным Собранием Российской Федерации оперативно обеспечивается законодательное сопровождение мер для функционирования и дальнейшего развития экономики и социальной сферы.

В целях системного решения ключевых задач разработаны меры по стабилизации ситуации на финансовых и товарных рынках, налоговому стимулированию и снижению регуляторных ограничений, поддержке импорта, упрощению и ускорению бюджетных процедур в части гибкости перераспределения средств федерального бюджета, региональных бюджетов, поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, отраслевые меры поддержки промышленности, транспорта, информационных технологий, науки и инноваций, агропромышленного комплекса, строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, туризма, энергетики, здравоохранения, меры социальной поддержки, меры по поддержке рынка труда.

Центральным банком Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации реализуется комплекс мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, поддержке работы банковской системы, что позволяет сохранить устойчивость банковского сектора в период высокой волатильности финансового рынка и предотвратить отток вкладчиков.

Для поддержки акционерного капитала распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2022 года № 335-р предусмотрено приобретение в 2022 году за счет средств Фонда национального благосостояния акций российских эмитентов в объеме до 1 трлн рублей.

Сокращается регуляторная нагрузка. С 10 марта 2022 года в рамках моратория отменено 214 595 плановых и внеплановых проверок, а также автоматически пролонгировано действие более 2,5 млн разрешений и лицензий в рамках более чем 120 видов деятельности.

Принят комплекс мер по поддержке крупных импортозамещающих инвестиционных проектов. Реализуются секторальные меры поддержки, направленные в том числе на развитие импортозамещающих производств автокомпонентов, станков и оборудования.

С учетом стратегического значения транспортной системы реализуется комплекс мер по стабилизации ситуации с авиационными перевозками и обустройству новых транспортно-логистических коридоров. Установлен временный порядок исполнения авиакомпаниями финансовых обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами в части уплаты арендных, лизинговых и других платежей в рублях.

В целях снижения напряженности на рынке труда Правительством Российской Федерации выделено 25,7 млрд рублей на организацию оплачиваемых общественных работ для безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, и временных работ – для работников организаций, находящихся под риском увольнения. Для организации переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки не менее 100 тысяч ищущих работу граждан и безработных выделено 5,96 млрд рублей.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что в настоящее время перед Правительством Российской Федерации во взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации стоит задача осуществления мониторинга эффективности и достаточности принимаемых мер в целях их оперативной корректировки и дополнения исходя из внешних и внутренних социально-экономических условий и для определения направлений дальнейшего развития Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о мерах Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивости экономики.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) продолжить решение ключевых краткосрочных задач по обеспечению:

максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны за счет снятия барьеров административного характера, в том числе продления разрешений и лицензий, уменьшения числа проверок, расширения мер налогового стимулирования, упрощения и ускорения бюджетных процедур в части гибкости перераспределения средств федерального бюджета и региональных бюджетов;

бесперебойной работы организаций и выстраиванию новых производственно-логистических цепочек, достаточности оборотных средств организаций за счет запуска программы льготного кредитования системообразующих организаций промышленности, расширения планов по импортозамещению, сокращения логистических затрат;

поддержки импортеров товаров за счет обнуления ввозных таможенных пошлин, снятия регуляторных ограничений и временного упрощения процедур, связанных с таможенным оформлением, установлением приоритета товаров народного потребления при таможенном оформлении, запуска параллельного импорта товаров, оптимизации таможенных процедур, замены обязательной сертификации декларированием соответствия;

сохранения занятости населения за счет применения программ переобучения, расширения программ социального контракта и повышения мобильности трудовых ресурсов;

реализации отраслевых мер поддержки, особенно в промышленности, делая акцент на импортозамещение, сельском хозяйстве, транспортной отрасли, отрасли информационных технологий, туризме, строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве;

стабилизации ситуации на финансовых рынках, поддержки работы банковской системы, ликвидности банковского сектора;

2) продолжить дополнение мерами Плана на основе предложений субъектов Российской Федерации, одобренных рабочей группой Государственного Совета Российской Федерации по экономическим вопросам и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также делового сообщества;

3) обеспечить совместно с субъектами Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, а также деловым сообществом мониторинг реализации Плана в целях его дополнения мерами и актуализации решений, направленных на осуществление мер;

4) ускорить принятие нормативных правовых актов, необходимых для заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений;

5) ускорить разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»;

6) рассмотреть вопрос о целесообразности разработки нормативного правового акта, предусматривающего продление до трех лет срока исполнения установленных законодательством требований к минимальному объему капитальных вложений и минимальному количеству новых постоянных рабочих мест, осуществляемых и создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта резидентом территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода);

7) продолжить работу по развитию станкоинструментальной промышленности, а также по поддержке организаций указанной отрасли;

8) рассмотреть вопрос о предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов в целях докапитализации региональных фондов развития промышленности для предоставления льготных кредитов промышленным организациям, в том числе организациям пищевой промышленности для покрытия кассовых разрывов;

9) рассмотреть вопрос упрощения процедуры трудоустройства граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины;

10) обеспечить мониторинг реализации параллельного импорта в целях оперативного расширения перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия;

11) рассмотреть вопрос о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность продления по решению Правительства Российской Федерации срока применения пониженных тарифов страховых взносов до 31 декабря 2024 года, а также изменений в части определения условий и механизма принятия Правительством Российской Федерации решения о продлении срока применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития;

12) рассмотреть возможность разработки комплекса мер для снижения финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, связанной с необходимостью обеспечения установленных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

13) разработать комплекс мер по осуществлению хозяйственной деятельности в бассейне Каспийского моря, в том числе по использованию всего потенциала Волго-Каспийского канала, в рамках работы по развитию транспортно-логистических коридоров;

14) проработать вопрос развития международного транспортного коридора «Север-Юг» в качестве транспортно-логистического коридора для расширения приграничного сотрудничества и увеличения числа пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

15) проработать вопрос создания правительственной комиссии для разработки и принятия оперативных мер по обеспечению своевременных поставок товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов в целях поддержки населения указанных районов и снабжения товарами первой необходимости;

16) проработать вопросы о принятии мер для ограничения темпов роста цен на топливо, лекарственные средства, продовольствие и иные товары, поставляемые в рамках северного завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и в субъекты Российской Федерации, входящие в Арктическую зону Российской Федерации, на уровне не выше среднероссийского темпа инфляции, а также о субсидировании затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в целях осуществления северного завоза;

17) проработать с учетом результатов мониторинга правоприменительной практики Федерального закона от 2 июля 2021 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», проведенного в соответствии с решением Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 сентября 2021 года, вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления пониженной ставки налога на прибыль в размере 3 процентов в отношении полученной выплаты вознаграждения по лицензионному договору за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности, прошедших регистрацию в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и патентных ведомствах иностранных государств, для возможного использования субъектами Российской Федерации пониженной ставки при расчете налога на прибыль в отношении указанной выплаты вознаграждения;

18) проработать вопросы о предоставлении государственным заказчикам права заключать контракты с организациями оборонно-промышленного комплекса как единственным поставщиком товаров гражданского назначения российского производства, перечень которых будет утверждаться Правительством Российской Федерации, а также об установлении обязанности государственных заказчиков при закупке товаров гражданского назначения у организаций оборонно-промышленного комплекса предоставлять авансирование по государственным контрактам в размере не менее 50 процентов от суммы контракта;

19) ускорить реконструкцию автомобильного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Забайкальск (Забайкальский край) и автомобильного грузо-пассажирского постоянного двустороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Староцурухайтуйский (Забайкальский край) для увеличения их пропускной способности, а также рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на приведение в нормативное состояние автомобильного грузового постоянного двустороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Олочи (Забайкальский край), железнодорожного грузопассажирского постоянного двустороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Соловьевск (Забайкальский край), автомобильного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Соловьевск (Забайкальский край), автомобильного грузопассажирского постоянного двустороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Верхний Ульхун (Забайкальский край);

20) принять меры по ускоренному запуску в многостороннем режиме автомобильного грузо-пассажирского постоянного двустороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Хандагайты (Боршо) (Республика Тыва);

21) рассмотреть возможность разработки в рамках реализации полномочий государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» комплекса мер антикризисной поддержки инвестиционных проектов, находящихся в высокой степени готовности к запуску новых производств в 2022 году;

22) продолжить работу по совершенствованию общих принципов налогообложения в Российской Федерации, а также структуры валового внутреннего продукта в целях стимулирования экономического роста и повышения уровня доходов граждан в современных условиях;

23) разработать стимулирующие механизмы для развития государственно-частного партнерства в целях обеспечения интенсивной диверсификации оборонно-промышленного комплекса;

24) рассмотреть вопрос о введении раздельного учета затрат организаций оборонно-промышленного комплекса на производство продукции гражданского назначения в целях повышения ее конкурентоспособности и востребованности на внутреннем рынке;

25) проработать вопрос о создании правительственной рабочей группы для формирования перечня востребованной в среднесрочной перспективе продукции гражданского назначения и мониторинга программ диверсификации крупных организаций оборонно-промышленного комплекса;

26) проработать вопрос о стабилизации финансовой нагрузки на грузоотправителей путем принятия мер по сдерживанию роста тарифов на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами;

27) рассмотреть возможность увеличения протяженности автомобильных дорог регионального, межмуниципального или местного значения, передаваемых из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность;

28) продолжить совершенствование контрольной (надзорной) деятельности, в том числе регионального контроля (надзора), в части риск-ориентированного подхода и профилактики нарушений как ключевого механизма взаимодействия инспекторов и контролируемых лиц;

29) рассмотреть вопросы об установлении моратория на введение обязательной маркировки продукции средствами идентификации и о приостановлении привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 15.12 и статьей 15.121 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

30) проработать вопрос о внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части нормирования содержания мышьяка в рыбной продукции в целях обеспечения гармонизации правовых актов Таможенного союза с международными правовыми актами;

31) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению ограничений импорта сельскохозяйственной продукции, посадочного и семенного материала в зависимости от объемов производства аналогичной сельскохозяйственной продукции, посадочного и семенного материала в Российской Федерации.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации:

1) рассмотреть дополнительные меры по обеспечению устойчивости валютного курса в целях соблюдения баланса интересов импортеров и экспортеров в условиях адаптации денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации к меняющимся экономическим условиям;

2) разработать систему мер, направленных на стимулирование кредитования проектов в сфере диверсификации оборонно-промышленного комплекса и реализацию инструментов льготного кредитования в целях пополнения оборотных средств организаций оборонно-промышленного комплекса.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить мониторинг эффективности решений, направленных на реализацию Плана;

2) обеспечить информирование бизнес-сообщества, общественных объединений и граждан о ходе реализации Плана и принятых в целях его реализации решениях;

3) обеспечить на регулярной основе утверждение региональных мер поддержки (реализация которых не требует внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с Планом.

5. Комитету Совета Федерации по экономической политике осуществлять мониторинг реализации перспективных мер, направленных на использование производственных мощностей для обеспечения потребностей внутреннего рынка.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
26 апреля 2022 года
№ 155-СФ